Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе при изучении темы "Библия и христианская культура" (5-й класс) 2010
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса можно использовать и как внеклассное мероприятие по литературе, и во внеклассной воспитательной работе классного руководителя при знакомстве с традициями и праздниками русского народа. Мероприятие в доступной и увлекательной форме знакомит с Рождеством, Святками, Крещением.
-
Урок русского языка на краеведческом материале 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы основан на краеведческом материале.
-
«Черновик семейного романа». Идеи и сценарии для постановки литературных спектаклей учителем-словесником. Сценарий литературного спектакля как текстологическая задача 2010
Сегодня актуальной является проблема семьи как одной из главных ценностей народа. Спектакль, где на первый план выдвигается тема семьи, поставлен по произведениям русских классиков. Главная мысль спектакля – способность построить счастливую семью зависит от степени зрелости человека, от того, насколько он готов учитывать интересы другого.
-
Горький-драматург. Особенности жанра и конфликта в пьесе "На дне" 2010
На первом уроке по изучению пьесы учащиеся знакомятся с историей создания драмы М.Горького, её сценической судьбой, под руководством учителя входят в мир героев пьесы. Одиннадцатиклассники выясняют причины разобщённости людей "дна", определяют основной конфликт и жанр горьковского произведения.
-
Слово – язык – миф (5-й класс) 2010
Цель подготовленных уроков: дать общее представление о мифе, мифологии, мифологических образах, таких литературоведческих понятиях, как гротеск, гипербола, литота; познакомить пятиклассников с феноменами первобытного сознания и их отражением в слове-образе.
-
Музыкально-поэтическая композиция "Земля моя – леса, поля и реки, страна моя, ты вся болишь во мне" 2010
Одна из целей экологического образования – помочь человеку через духовное начало осознать свое место в мироздании. "Чувства добрые" совестливости, сострадания, покаяния и разумного созидания помогут ему быть в гармонии с самим собой и природой. А такой человек никогда не уничтожит свой дом, в котором он живет, – Землю.
-
Урок литературы в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Урок помогает систематизировать и углубить знания учащихся; создать целостную картину произведения; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов; развить умение работать с текстом художественного произведения.
-
Интегрированный урок в 7-м классе "Самое необыкновенное вещество в мире" 2010
Урок расширяет знания учащихся о воде, воспитывает бережное отношение к водным ресурсам, способствует повышению ответственности каждого ученика в решении экологических проблем через интеграцию учебных предметов. В процессе подготовки учащиеся приобретают навыки работы в микрогруппах, защиты своих проектов.
-
"Раздели мою боль". Изучение рассказа А.Куприна "Чудесный доктор" 2010
В данной работе автор делится опытом работы над анализом рассказа А. Куприна "Чудесный доктор". Данная работа рассчитана на учителя-словесника и может быть использована для подготовки к уроку литературы.
-
"Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIII века" 2010
Цель урока: показать процесс европеизации русской культуры на примерах произведений русских писателей XVIII века; познакомить с антиклерикальной сатирой А.Д. Кантемира ("На хулящих учение"); познакомить с научно-философской поэзией М.В. Ломоносова ("Письмо о пользе стекла"); рассмотреть роль церковнославянского языка в развитии русской словесности XVIII века ("Письмо о правилах российского стихотворства").
-
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Мастерская – это определенная педагогическая технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
-
Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране" 2010
Урок знакомит учащихся с разными видами загадок – одним из жанров устного народного творчества.
-
Урок по духовной литературе: "Начало начал…" 2010
В программе по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова целью литературного образования ставится формирование читателя. Урок учит с любовью относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в слово книги книг – Библии и произведений искусства (литературы и живописи).
-
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе "Была война…" 2010
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе с целью познакомиться с лирикой военных лет и увидеть войну глазами писателей-фронтовиков. Урок воспитывает интерес к историческому прошлому русского народа.
-
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме "Любовь и сострадание к ближнему. По рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А.П. Платонова " Юшка" – серьезное открытие на пути формирования духовного мира человека. Открытие творческой лаборатории способствует нравственному воспитанию личности, помогает подростку вникнуть в суть проблем современного общества посредством общения с талантливым писателем и его творением.
-
"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой" 2010
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.С. Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации. Ценность урока раскрыта в самом названии.
-
Урок литературы в 11-м классе. А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". Работа с деталью художественного произведения 2010
Предложен один из вариантов работы над деталью художественного произведения с опорой на прошлые знания учащихся. Данный вариант урока поможет ребятам обобщить знания о литературоведческом понятии «Художественная деталь и её роль в осмыслении сюжета».
-
Открытый урок внеклассного чтения в 11-м классе по теме "Лучшие писатели 2008 года" 2010
На российской литературной сцене наступило затишье: премиальный сезон 2008 года завершился. Подведены итоги продаж, розданы главные премии, писатели получили своё, а читатели отправились в магазины... Учебник литературы XXI века еще не написан, и мы вместе сейчас будем создавать его страницы… Представляем 10 номинаций и десять писателей, их произведения.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный калейдоскоп. Путешествие в XIX век" 2010
Предлагаемое мероприятие проводится в форме литературной игры-путешествия и является результатом проектно-ролевой деятельности учащихся 8–11-х классов. Цель проекта – погрузиться в пушкинское время, пробудить интерес к литературному быту XIX века и подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи, которые будут изучаться на уроках литературы.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна" 2010
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок проводился в 11-м классе, основной прием – чтение с остановками. У учащихся на столах специально подготовленные тексты с разрывами между частями текста. Данный прием очень хорошо работает на текстах небольшого объема. На стадии рефлексии составляются синквейны, в качестве домашнего задания – эссе.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста" 2010
Автором разработана система уроков с 5-го по 11-й классы, направленная на углубление знаний учащихся о языке. Каждый урок затрагивает определенный раздел спецификации, разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Данный урок (с использованием ИКТ, интерактивной доски, дистанционного оборудования) является продолжением занятий.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня» 2010
Урок разработан и проведен в 11-м классе с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа-2100). Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». Основным является прием комментированного чтения, который помогает провести диалог с автором.
-
Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию" 2010
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» включает интересные по содержанию игровые виды деятельности детей, основанные на детских жанрах фольклора: закличках, приговорках, потешках, прибаутках, дразнилках, считалочках. Урок планируется при активном участии самих учащихся, их родителей, бабушек (прабабушек) и дедушек.
-
Подвиг: сильная личность или слабый характер? (урок-диалог на основе "Легенды о Данко" из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль") 2010
Данный урок разработан как урок-диалог. Диалог предполагает работу над несколькими смыслами, точками зрения. Уже в самой теме урока заложен двойной смысл: «сильная личность» или «слабый характер»?
-
"Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2010
Литература в техническом колледже является одним из немногих предметов, который продолжает формировать личность учащегося, его эстетический вкус и самое важное – развивать читательскую культуру. На уроке по повести А.И. Солженицына автора, как учителя, интересуют в большей степени не социальные проблемы, а нравственные национальные основы характера главного героя.
-
Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы по теме "Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева». 2-я часть" 2010
Представлен урок чтения в 6-м классе специальной (коррекционной) школы. Урок ставит следующие цели: создать условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения; для развития речи, мышления, памяти, воображения; воспитания мотивации учащихся и привития любви к чтению.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Характеристика литературного героя" 2010
Урок литературного чтения по программе «Начальная школа. ХХI век» в 4-м классе знакомит учащихся с творчеством М.Горького через отрывок из автобиографической трилогии «Детство. В людях. Мои университеты» помогает выполнить анализ литературного произведения и дать характеристику героя произведения.
-
Образ степи как символ образа Родины (по повести А.П. Чехова "Степь") 2010
Материал представленного урока помогает сформировать умения выявлять языковые особенности текста, раскрыть в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины», приобщить к богатствам отечественной художественной литературы, формируя гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной для учащихся 10-го класса на тему "Культура и искусство России середины XIX века" 2010
Литературно-музыкальная гостиная подготовлена для десятиклассников и посвящена расцвету реализма в русской литературе и его влиянию на живопись, музыку и театр. Учащимся предоставляется возможность послушать и исполнить произведения поэтов и композиторов, познакомиться с репродукциями картин художников-передвижников, поучаствовать в инсценировке пьесы А.Н. Островского.
-
Урок-презентация "Анна Ахматова – "голос своего поколения" 2010
Поэзия Анны Ахматовой имеет особое значение. Эпоха XX века, кровавая и ликующая, страшная и победная, полностью вошла в творчество поэта. Данный материал дает возможность услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в поэтический мир и осознать пророческий дар величайшей поэтессы Серебряного века, которая "оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни".