Литература
-
"Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIII века" 2010
Цель урока: показать процесс европеизации русской культуры на примерах произведений русских писателей XVIII века; познакомить с антиклерикальной сатирой А.Д. Кантемира ("На хулящих учение"); познакомить с научно-философской поэзией М.В. Ломоносова ("Письмо о пользе стекла"); рассмотреть роль церковнославянского языка в развитии русской словесности XVIII века ("Письмо о правилах российского стихотворства").
-
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Мастерская – это определенная педагогическая технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
-
Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране" 2010
Урок знакомит учащихся с разными видами загадок – одним из жанров устного народного творчества.
-
Урок по духовной литературе: "Начало начал…" 2010
В программе по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова целью литературного образования ставится формирование читателя. Урок учит с любовью относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову, внимательно всматриваясь и вслушиваясь в слово книги книг – Библии и произведений искусства (литературы и живописи).
-
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе "Была война…" 2010
План-конспект урока по русской литературе в 8-м классе с целью познакомиться с лирикой военных лет и увидеть войну глазами писателей-фронтовиков. Урок воспитывает интерес к историческому прошлому русского народа.
-
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме "Любовь и сострадание к ближнему. По рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А.П. Платонова " Юшка" – серьезное открытие на пути формирования духовного мира человека. Открытие творческой лаборатории способствует нравственному воспитанию личности, помогает подростку вникнуть в суть проблем современного общества посредством общения с талантливым писателем и его творением.
-
"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой" 2010
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.С. Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации. Ценность урока раскрыта в самом названии.
-
Урок литературы в 11-м классе. А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". Работа с деталью художественного произведения 2010
Предложен один из вариантов работы над деталью художественного произведения с опорой на прошлые знания учащихся. Данный вариант урока поможет ребятам обобщить знания о литературоведческом понятии «Художественная деталь и её роль в осмыслении сюжета».
-
Открытый урок внеклассного чтения в 11-м классе по теме "Лучшие писатели 2008 года" 2010
На российской литературной сцене наступило затишье: премиальный сезон 2008 года завершился. Подведены итоги продаж, розданы главные премии, писатели получили своё, а читатели отправились в магазины... Учебник литературы XXI века еще не написан, и мы вместе сейчас будем создавать его страницы… Представляем 10 номинаций и десять писателей, их произведения.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный калейдоскоп. Путешествие в XIX век" 2010
Предлагаемое мероприятие проводится в форме литературной игры-путешествия и является результатом проектно-ролевой деятельности учащихся 8–11-х классов. Цель проекта – погрузиться в пушкинское время, пробудить интерес к литературному быту XIX века и подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи, которые будут изучаться на уроках литературы.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна" 2010
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок проводился в 11-м классе, основной прием – чтение с остановками. У учащихся на столах специально подготовленные тексты с разрывами между частями текста. Данный прием очень хорошо работает на текстах небольшого объема. На стадии рефлексии составляются синквейны, в качестве домашнего задания – эссе.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста" 2010
Автором разработана система уроков с 5-го по 11-й классы, направленная на углубление знаний учащихся о языке. Каждый урок затрагивает определенный раздел спецификации, разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Данный урок (с использованием ИКТ, интерактивной доски, дистанционного оборудования) является продолжением занятий.
-
Разработка урока литературы по тексту рассказа В.М. Гаршина «Четыре дня» 2010
Урок разработан и проведен в 11-м классе с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа-2100). Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». Основным является прием комментированного чтения, который помогает провести диалог с автором.
-
Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию" 2010
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» включает интересные по содержанию игровые виды деятельности детей, основанные на детских жанрах фольклора: закличках, приговорках, потешках, прибаутках, дразнилках, считалочках. Урок планируется при активном участии самих учащихся, их родителей, бабушек (прабабушек) и дедушек.
-
Подвиг: сильная личность или слабый характер? (урок-диалог на основе "Легенды о Данко" из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль") 2010
Данный урок разработан как урок-диалог. Диалог предполагает работу над несколькими смыслами, точками зрения. Уже в самой теме урока заложен двойной смысл: «сильная личность» или «слабый характер»?
-
"Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2010
Литература в техническом колледже является одним из немногих предметов, который продолжает формировать личность учащегося, его эстетический вкус и самое важное – развивать читательскую культуру. На уроке по повести А.И. Солженицына автора, как учителя, интересуют в большей степени не социальные проблемы, а нравственные национальные основы характера главного героя.
-
Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы по теме "Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева». 2-я часть" 2010
Представлен урок чтения в 6-м классе специальной (коррекционной) школы. Урок ставит следующие цели: создать условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения; для развития речи, мышления, памяти, воображения; воспитания мотивации учащихся и привития любви к чтению.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Характеристика литературного героя" 2010
Урок литературного чтения по программе «Начальная школа. ХХI век» в 4-м классе знакомит учащихся с творчеством М.Горького через отрывок из автобиографической трилогии «Детство. В людях. Мои университеты» помогает выполнить анализ литературного произведения и дать характеристику героя произведения.
-
Образ степи как символ образа Родины (по повести А.П. Чехова "Степь") 2010
Материал представленного урока помогает сформировать умения выявлять языковые особенности текста, раскрыть в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины», приобщить к богатствам отечественной художественной литературы, формируя гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной для учащихся 10-го класса на тему "Культура и искусство России середины XIX века" 2010
Литературно-музыкальная гостиная подготовлена для десятиклассников и посвящена расцвету реализма в русской литературе и его влиянию на живопись, музыку и театр. Учащимся предоставляется возможность послушать и исполнить произведения поэтов и композиторов, познакомиться с репродукциями картин художников-передвижников, поучаствовать в инсценировке пьесы А.Н. Островского.
-
Урок-презентация "Анна Ахматова – "голос своего поколения" 2010
Поэзия Анны Ахматовой имеет особое значение. Эпоха XX века, кровавая и ликующая, страшная и победная, полностью вошла в творчество поэта. Данный материал дает возможность услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в поэтический мир и осознать пророческий дар величайшей поэтессы Серебряного века, которая "оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни".
-
Урок литературы в 10-м классе. М.Е. Салтыков-Щедрин 2010
На занятии учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию явления природы. Метель" 2010
Урок по развитию речи – это описание метели. В ходе урока учащиеся систематизируют материал, опираясь на умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания. Это умение тесно связано с умением составлять план сочинения. Работа над планом сочинения активизирует мысль учащегося, способствует развитию логического мышления.
-
Урок-игра по литературе для 5–7-х классов "Путешествие на остров Чунга-Чанга" 2010
Данный урок проводится как обобщающий урок по внеклассному чтению в 5–7-х классах. В конспекте урока не приведены задания, а только указывается, какие они могут быть. Это позволяет адаптировать данный урок под любую программу по литературе. Учитель сам выбирает вопросы и задания. Игра-путешествие проводится в конце года и позволяет обобщить знания, полученные на уроках литературы.
-
Урок "Роль стихии в повести А.С. Пушкина "Метель" 2010
На уроке рассматривается роль метели в жизни главных героев, проводится параллель между метелью в восприятии учеников и восприятии Пушкина.
-
Литературно-историческая композиция, посвященная битве за Москву 2010
Материалы статьи могут быть использованы на общешкольных мероприятиях для учащихся 8–9-х классов. В статью включены поэтические произведения поэтов разных лет.
-
Урок литературы в 9-м классе "Все ставки жизни проиграл" (по повести "Пиковая дама" А.С. Пушкина) 2010
Знакомство с творческой историей создания повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама», определение основной мысли, понимание того, что привело героя к трагическому финалу, через его характеристику и жизненные ориентиры.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) в 10-м классе по теме "Реализм в художественной культуре XIX века" 2010
Цель урока: получить представление о направлении реализма в художественной культуре XIX в.
-
Конкурсная программа по литературе "Театр уж полон…" (Пушкин и театр) 2010
Конкурсная программа предназначена для старшеклассников и посвящена творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, который искренне любил театр, тесно общался со знаменитыми артистами и драматургами и, конечно, сам создавал драматические произведения. (с мультимедийной презентацией).
-
Урок-анализ стихотворений И.А. Бунина с использованием ИКТ (8-й класс) 2010
Урок-анализ поможет развивать навыки анализа поэтического текста, углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа стихотворного текста. На уроке проводится большая творческая работа с учащимися (разгадывание пословиц, составление синквэйнов-четверостиший, работа с кластерами).