Тема: Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении. (Е.Л.Шварц. «Тень».)
Цель: Формирование у учащихся умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям. Овладение техникой осмысленного чтения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Как вы понимаете смысл названия пьесы Е.Л.Шварца? Что такое «тень» в понимании автора?
(Место, защищенное от попадания солнечных лучей; тёмное отражение на чём-либо от предмета, освещенного с обратной стороны и т. д.)
Вывод: Тень- это противоположность всему светлому.
- Кто в пьесе олицетворяет всё «светлое»? (Учёный.)
- А тёмное? (Его тень.)
- Каков же основной конфликт пьесы?
- Какие силы здесь сталкиваются? (В образе учёного - силы добра; в образе его тени - силы зла.)
- Значит ли что - либо тень без поддержки других, сама по себе? (Нет.)
- Кто же из героев пьесы олицетворяет собой различные теневые стороны нашей жизни ? (Пьеро, Цезарь Борджиа, Принцесса, министры и т. д.)
Вывод : Все они - своеобразные иллюстрации человеческих пороков. Каких?
- Пьетро – грубость
- Цезарь Борджия – любопытство, самолюбование, бестактность, предательство.
- Принцесса – недоверчивость, глупость
- Представим это в виде схемы:
Образ «тени»
- грубость
- самолюбование
- любопытство
- предательство
- бестактность
- недоверчивость
- глупость
Вывод: Все эти герои - жители сказочного города, его лицо, «элита», представители власти. - Какое же лицо у этого города с точки зрения автора? (Чтение работ учащихся. Добавляем в схему то, что выявили дети дома. Например: ложь, ненависть и т.д.)
2. Выявление способов создания характера в пьесе.
- Какими способами создаётся характер героя в драме?
- речь (диалоги , монологи ) и мысли;
- поступки ? (в пьесе слово -поступок );
- отношение героя к себе, другим, разным явлениям;
- отношение к герою других персонажей
- А какие способы, характерные для создания эпического образа, не использует автор в пьесе? (Портрет, прямая авторская оценка и т.д.)
3. Групповая работа. Определение характера главного героя.
- Кто из героев пьесы выражает авторскую позицию? (Учёный.)
Задание: зная способы, определите характер главного героя. Докажите текстом свои мысли. (Каждая группа работает только с одним способом.)
4. 0бсуждение результатов групповой работы.
В результате обсуждения на доске и в тетрадях появляется схема
Образ учёного
- бесстрашный;
- наивный;
- доверчивый;
- умный;
- настойчивый;
- добрый;
- целеустремлённый.
В итоге появляется схема:
|
«Свет -силы добра» |
«Тень - силы зла» |
|
|
5.Подведение итогов работы.
- Мы знаем, что художественный текст - это модель мира, отражение мира, созданное воображением автора. Мира, в котором живут не только его герои, но и он сам.
Задание: напишите небольшое рассуждение о том, каким , с точки зрения автора, должен быть положительный герой его времени, чтобы противостоять силам зла, существующим в мире.
6. Чтение мини-сочинений.
7. Домашнее задание: повторить понятия «лирика», «лирический герой», «образ поэта»