"Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении (Е.Л. Шварц "Тень")"

Разделы: Литература


Тема: Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении. (Е.Л.Шварц. «Тень».)

Цель: Формирование у учащихся умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям. Овладение техникой осмысленного чтения.

Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

-  Как вы понимаете смысл названия пьесы Е.Л.Шварца? Что такое   «тень» в понимании автора?
(Место, защищенное от попадания солнечных лучей; тёмное отражение на чём-либо от предмета, освещенного с обратной стороны и т. д.)

Вывод: Тень- это противоположность всему светлому.

- Кто в пьесе олицетворяет всё «светлое»? (Учёный.)
- А тёмное? (Его тень.)
- Каков же основной конфликт пьесы?
- Какие силы здесь сталкиваются? (В образе учёного - силы добра; в образе его тени - силы зла.)
-  Значит ли что - либо тень без поддержки других, сама по себе? (Нет.)
- Кто же из героев пьесы олицетворяет собой различные теневые стороны нашей жизни ? (Пьеро, Цезарь Борджиа, Принцесса, министры и т. д.)

Вывод : Все они - своеобразные иллюстрации человеческих пороков. Каких?

  • Пьетро – грубость
  • Цезарь Борджия – любопытство, самолюбование, бестактность, предательство.
  • Принцесса – недоверчивость, глупость

- Представим это в виде схемы:

Образ «тени»

  • грубость
  • самолюбование
  • любопытство
  • предательство
  • бестактность
  • недоверчивость
  • глупость

Вывод: Все эти герои - жители сказочного города, его лицо, «элита», представители власти. - Какое же лицо у этого города с точки зрения автора? (Чтение работ учащихся. Добавляем в схему то, что выявили дети дома. Например: ложь, ненависть и т.д.)

2. Выявление способов создания характера в пьесе.

- Какими способами создаётся характер героя в драме?

  • речь (диалоги , монологи ) и мысли;
  • поступки ? (в пьесе слово -поступок );
  • отношение героя к себе, другим, разным явлениям;
  • отношение к герою других персонажей

- А какие способы, характерные для создания эпического образа, не использует автор в пьесе? (Портрет, прямая авторская оценка и т.д.)

3. Групповая работа. Определение характера главного героя.

- Кто из героев пьесы выражает авторскую позицию? (Учёный.)

Задание: зная способы, определите характер главного героя. Докажите текстом свои мысли. (Каждая группа работает только с одним способом.)

4. 0бсуждение результатов групповой работы.

В результате обсуждения на доске и в тетрадях появляется схема

Образ учёного

  • бесстрашный;
  • наивный;
  • доверчивый;
  • умный;
  • настойчивый;
  • добрый;
  • целеустремлённый.

В итоге появляется схема:

 

«Свет -силы добра»

«Тень - силы зла»

  • бесстрашие
  • наивность
  • доверчивость
  • ум
  • настойчивость
  • доброта
  • целеустремлённость
  • грубость
  • любопытство
  • самолюбование
  • бестактность
  • предательство
  • недоверчивость
  • недалёкость

5.Подведение итогов работы.

- Мы знаем, что художественный текст - это модель мира, отражение мира, созданное воображением автора. Мира, в котором живут не только его герои, но и он сам.

Задание: напишите небольшое рассуждение о том, каким , с точки зрения автора, должен быть положительный герой его времени, чтобы противостоять силам зла, существующим в мире.

6. Чтение мини-сочинений.

7. Домашнее задание: повторить понятия «лирика», «лирический герой», «образ поэта»