Фрагменты урока литературы в 5-м классе "Музыкальность стиха А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цели:

- приобщение учащихся к искусству поэтического пушкинского слова;
- осмысление нравственно-эстетических представлений;
- обучение навыкам художественного анализа;
- осуществление межпредметных связей.

Ход урока

Учитель: Ребята, читая «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, вы познакомились с героями, с огромной радостью восприняли в конце сказки победу добра над злом, восторженно отнеслись к тому, что королевич Елисей нашел свою невесту – царевну и спас её. Читая, мы с интересом постигали красоту поэтического пушкинского слова, вслушивались в ритм, находили рифму в сказке, учились определять стихотворный размер.

Давайте поговорим о том, как ритмичность и музыкальность стихов Пушкина, подбор звуков способствуют тому, чтобы художественные образы были наиболее яркими и выразительными.

Лексическая работа

Слова записаны на доске: поэтичность, лиричность, музыкальность, напевность, мелодичность, ритмичность, певучесть.

Учащиеся читают, записывают в тетради, объясняют вместе с учителем значения этих слов.

Вывод: Всё это мы находим в поэзии Пушкина, которая содержит секреты, делающие стихи и музыку стиха равноправными.

Беседа по теме

У: Благодаря какому свойству стихи отличаются от прозы?

- Стихи отличаются от прозы благодаря особому порядку – ритму.

Ритм – повторение ударных и безударных слогов.

У: Почему стихи звучат напевно, мелодично?

- Потому что слова в конце строк созвучны.

Рифма – совпадение конечных звуков.

(Например: милее – белее.)

У: В зависимости от того, что хочет изобразить поэт, и складывается стихотворение, вводятся особые музыкальные интонации: то ощущается плавность, нежность, мягкость, то резкость, тревожность!

Мы читаем стихи иначе, чем прозу: голосом передаем ритм, мелодию.

Вслушаемся в отрывок, где царица обращается к зеркальцу:

Свет мой, ЗеркаЛьЦе! СкаЖи…
Я ЛЬ на Свете Всех МиЛее,
ВСех руМяней и беЛее?

У. 1 задание: Отразить на доске в схеме стихотворный размер отрывка. (1 уч-ся у доски.)

2 задание: Выразительное чтение отрывка – постараться передать характер царицы с помощью интонации, соблюдения ритма.

В роли царицы – ученица.

- Обратим внимание на фонетический строй, на подбор и повтор выделенных звуков. На что в настроении и характере царицы это указывает?

На веселое настроение, самоуверенность, любование собой. «Я ль на свете…?» - будто исключается отрицательный ответ, и никто, по ее представлению, не может быть краше и милее.

Царица хорошо понимает, что царевна лучше, моложе, она нервничает, будто чего-то боится, обращается заискивающе к зеркальцу в уменьшительно ласкательной форме.

У: Обратите внимание на использование звуков ЛьС, ЛьЦ. Какие слова, подходящие для оценки характера царицы, они напоминают?

Лесть, лицемерие. Потом царица разбивает зеркальце, если что не по ней – резко меняется.

Что в звуковом строе ещё заметили?

- Звуки [ж] (скажи), [м`, л`], [м`, н`, л`] (румяней, белее) - протяжно и мягко. Царица заискивает перед зеркальцем, льстит ему.

У.: Вывод: Да, особый фонетический прием – подбор звуков – звукозапись служит созданию яркого, выразительного образа, вносит особую певучесть в стихи.

У: Если обратить внимание на ритм, на размер, что мы услышим?

- Стихотворный размер – хорей: чередование ударных - безударных слогов, где ударение в стопе падает на первый слог.

- Особую правильную организацию стиха.

С чем можно сравнить этот ритм?

У: Вывод: Ритм можно сравнить с народной, танцевальной музыкой (пляской), с поэзией танца.

Что вы услышите, напоминающее стихи? (Звучит музыка русского народного танца.)

- Четкое повторение, чередование музыкальных фраз, музыкальную рифму.

Какой мы видим царицу? (Ответы детей.)

У: Вывод: Довольная собой, царица готова пуститься в пляс. И действительно, после ответа, который она ожидала, ритм превращается по-настоящему в плясовой.

У: Что мы видим и слышим?

Выразительное чтение отрывка. «И царица хохотать..» Все движения царицы в этом отрывке выглядят действительно как танец.

У.: Сравним ритм стиха и танца. (Звучат стихи и музыка.)

У.: Вывод: Таким образом, мелодия в сказке переплетается со стихами, полнее раскрывает идейно-художественные особенности.

Смена музыкальных интонаций.

Тема музыки стиха совершенно иная там, где речь идет о пропавшей царевне.

Прочитаем строки о том, каким было отношение всего царства к пропаже царевны.

«И молва трезвонить стала:
«Дочка царская пропала!»

У.: Что же в этих 2-х строках слышится? Есть ли здесь музыка настроений людей?

- Музыка стиха, мелодия печальная, доносится тревожный звон колоколов. Недоумение, напряжение в настроении людей, будто тревога, горе.

У: Обратите внимание на звуки, их повтор, подбор и о чем это говорит?

- Звуки тр, зв, ст, прп – резкие, взрывные, тревожные, гремящие. Будто с самих строк доносится набат.

У.: Вывод: В данном случае мы наблюдаем прием звукописи, который позволяет проникнуться чувствами поэта, настроением людей, глубже понять происходящее.

У.: Обратим внимание на слова «…молва трезвонить стала».

Во все времена на Святой Руси самые важные события сопровождались колокольным звоном: в праздники – праздничным, в дни бедствий – тревожным, мрачным.

Сам трезвон представляет из себя чередование ударов: в 1 колокол – в несколько колоколов – в 1 большой колокол.

У.: А какое определение слова ТРЕЗВОН дано в словаре Ожегова?

(Индивидуальное опережающее задание. Одна ученица отвечает.)

В каком значении, на ваш взгляд, употребляется это слово в отрывке из сказки? (Ответы детей.)

У.: Вывод: Действительно, быстро распространяется тяжелая весть за пределы царства именно оттуда, где собирался народ.

У.: Где на Руси обычно собиралось много людей, и били колокола? (В церкви, на службе.)

Конечно, колокола били тревогу. Давайте послушаем этот звон. (Прослушивание колокольного звона, сообщающего о тревожном событии.)

У.: Как звонят колокола?

- Тревожно, угрюмо, печально.

У.: Давайте постараемся представить толпу людей, их состояние и настроение.

Учащиеся анализируют свои рисунки, фрагменты иллюстрации к сказке, цитируя текст.

У.: Как они реагируют на то, что произошло? Каковы интонации здесь?

Учащимся предлагается произнести по одному или хором слова «Дочка царская пропала!» так, как это могло звучать в толпе.

Дети по-разному передают состояние людей.

У.: Вывод: Да, это и всенародное горе, и горе каждого в отдельности. Вам удалось передать настроение людей.

Но как раз с этого момента происходит поворот в сказке – королевич Елисей ищет невесту. Какое благородство, сколько испытаний!

И молва уже не «трезвонит», а «трубит»!

Все вместе произносят: «Дочка царская ЖИВА!» Звучит праздничный колокольный звон.

У.: Каковы же интонации данных строк?

- Победа добра - интонации радости.

- Подъем душевного состояния - будто струны самой души народа ожили!

- Ликования, праздника, торжества!

Итог

У.: В чем же заключается музыкальность стиха Пушкина?

- В ритмичности, свойственной музыкальному произведению.

- В повторе ударных и безударных слогов.

- В использовании музыкальной лексики: трезвонить, трубить и т.д.

- В лиричности.

- В красоте.

- В напевности и мелодичности: из отдельных строк так и льётся музыка (где танец, где набат).

- В использовании звукописи для создания ярких художественных образов.