Урок развития речи. Самостоятельная работа "Быть свободным…" 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Раздаточный материал

Ф.И. учащегося __________

Быть свободным…

Каждый человек хочет добиться свободы. Но что это такое?

Чтобы разобраться, я предлагаю Вам выполнить самостоятельно несколько заданий. Какие из них Вы выберете, зависит только от Вас.

По возможности, Вы работаете самостоятельно, обращаясь ко мне только в случае затруднения.

Задание 1.

Прочитайте рассказ современного петербургского писателя Александра Житинского.

Хулиганы

Всю ночь под окнами слышались пьяные крики и песни. Кого-то били, кто-то визжал и матерился. К утру все утихло. Я вышел на балкон и увидел, что на небе кривым буквами нацарапано непристойное слово. Оно тянулось с запада на восток.
Как назло, день выдался безоблачный, и слово очень бросалось в глаза. Буквы были черные и жирные. Видимо, писали углем.
Прохожие пробовали не обращать на надпись внимание. Но дети настойчиво требовали объяснений. Мамаши на ходу выдумывали какие-то сказки воспитательного характера, стараясь не разрушить у детей светлого чувства оптимизма.
На следующий день прилетели вертолеты. Под брюхом каждого висел человек с мокрой тряпкой. Все вместе они старались стереть неприличное слово. Небо основательно запачкали, но надпись все равно было видно.
Наконец пошел дождь и все смыл.
А ведь можно было в ту ночь позвонить в милицию.
Никто этого не сделал, и я в том числе. В следующий раз они будут пить водку и закусывать луной вместо плавленого сырка. Об этом стоит подумать.

Напишите, что в этой ситуации абсурдно __________

а что реально __________

Согласны ли Вы с тем, что хулиганы – свободные люди? __________

Задание 2.

Сравните свой ответ с данными Словаря русского языка в четырех томах (МАС). Подчеркните те значения, которыми бы могли воспользоваться хулиганы в своё оправдание.

Свобода

  1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, на согласие с законами необходимости. Белинский.
  2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений о общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом. Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дел всего народа.
  3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства.
  4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы.//Отсутствие преград, затворов; воля, простор. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями. Лишив свободы и простора.
  5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век – торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин // Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, всему усмотрению. Князь велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский.
  6. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения, свобода слова.
  7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин.
  8. Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирилла Петровича придало обществу более свободы и живости. Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин. // Излишняя непринужденность, развязность. В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. Гончаров.
  9. Свободное, незанятое время; досуг. Обед – почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский.
  • Демократические свободы – политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.
  • Свобода морей – отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях.
  • Свобода совести – право граждан свободно исповедовать какую-л. религию или не исповедовать никакой религии.
  • На свободе – в свободное время на досуге.
  • Дать свободу кому - чему – то же, что дать волю кому - чему.

Согласны ли Вы с моей мыслью, что хулиганы не свободные люди? Попробуйте найти аргументы __________

Задание 3.

У слова свобода есть синоним воля. Про волю существует множество пословиц.

Я разделила известные мне пословицы на две группы. Согласны ли вы со мной?

Воля – это хорошо: Воля – это плохо:
Вольному воробью и соловей в клетке завидует. Боле воли – хуже доля.
Своя воля всего дороже. Вольному - ля, спасенному - рай
Цвет в поле – человек на воле. Воля лучше золотой клетки.
Своя воля – царя боле. В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.
И медведь в неволе пляшет. Беглому – в поле воля.
В каменном мешке (т.е. в тюрьме), а выдумка вольна. Неволя крушит, да воля губит.
  Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.

Как Вы думаете, почему воля может быть то желанной, то осуждаемой? __________

Можете сравнить свой ответ с данными МАСа.

Воля

  1. Одно из свойств человеческой психики выражающееся в способности добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществления стремлений. Сила воли. Воспитание воли. Преодолеть что-л. усилием воли. // Сознательное стремление к осуществлению чего-л.; упорство, настойчивость в достижении чего-л. Воля к победе.
  2. Желание, хотение, требование. Исполнить чью-л. волю. Сделать по своей воле.
  3. Власть, право распоряжаться по своему усмотрению. Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Пушкин.
  4. Состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений; свобода. Вырваться на волю. // Простор, раздолье. И вот нашли большое поле. Есть разгуляться где на воле…Лермонтов
  5. Прост., устар. Освобождение крестьян от крепостной зависимости.
  6. в знач. наречия волей, волею. Прост. По собственному желанию, без принуждения, добровольно. Разве силой возьмут, волей не отдам. Островский
  • Воля ваша (твоя) – 1) решайте, поступайте, как хотите, делайте так, как считаете нужным, желательным – Не хочешь есть – как хочешь. Твоя воля. У нас такое правило – мы никого насильно не заставляем. Катаев. 2) (устар.) употребляется при категорическом отказе выполнить предложенное или требуемое в значении: вы можете наказать меня, взыскать с меня за неподчинение - Воля твоя, сударь, а денег я не выдам. Пушкин.
  • Волею судеб – (книжн.) случайно, в силу обстоятельств.
  • Вольному воля – поступай (делай, решай) как хочешь сам (выражение употребляется, когда доводы и советы говорящего не принимаются собеседником).
  • На волю – (прост.) – на свежий, вольный воздух, наружу.
  • Брать (взять) волю – поступать своевольно, не считаясь ни с кем.
  • Дать вою кому-чему – перестать сдерживать, предоставить свободу в поступках, действиях, в проявлении чувств. Дать волю слезам. Дать волю языку. Дать волю чувствам. Дать волю фантазии.
  • Давать волю рукам – 1) трогать, хватать руками; 2) бить, драться.

Задание 4.

Прочитайте отрывок из романа знаменитого английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» в переводе В. Голышева. Речь идет об устройстве мира в будущем:

Министерство правды … разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступом, на трехсотметровую высоту. Из своего окна Уинстон мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга:

ВОЙНА – ЭТО МИР
СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ – СИЛА

По слухам, министерство правды заключало в себе три тысячи кабинетов над поверхностью земли и соответствующую корневую систему в недрах. В разных концах Лондона стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров. Они настолько возвышались над городом, что с крыши жилого дома «Победа» можно было видеть все четыре разом. В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику…
Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна. Уинстон ни разу не переступал его порога, ни разу не подходил к нему ближе чем на полкилометра. Попасть туда можно было только по официальному делу, да и то преодолев целый лабиринт колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулеметных гнезд. Даже на улицах, ведущих к внешнему кольцу ограждений, патрулировали охранники в черной форме, похожие на горилл и вооруженные суставчатыми дубинками…

Согласны ли Вы с тем, что современные люди не знают, что такое настоящая свобода? __________ Докажите примерами из своей жизни. __________

Задание 5. Проанализируйте рисунки. Приложение. Какие из них иллюстрируют понятия:

  • Свободы – __________
  • Воли – __________
  • Рабства – __________
  • Счастья – __________

Какие рисунки иллюстрируют несколько состояний? Почему? __________

Задание 6.

В известной рекламе подростки утверждают, что «правила существуют, чтобы их нарушать!». Кстати, в этом рекламном ролике молодой человек съедает аппетитный кусочек с… вилки своей подружки, и все этому искренне радуются! А, по-вашему, действительно, зачем существуют правила? __________

Задание 7.

Что лучше, быть свободным или вольным? __________

Задание 8.

Я знаю, что в одном пионерском лагере прошлого века было только одно правило поведения – «Живи сам и не мешай другим»…

Можно ли там:

  • ходить в столовую тогда, когда захотелось перекусить?
  • купаться ночью?
  • бегать за территорию?
  • играть в футбол во время «тихого часа»?

Почему? __________

Как Вы думаете, что делали с нарушителями порядка?__________

Задание 9.

Обратимся к классической литературе и проверим, правильно ли мы понимаем, кто свободный, а кто вольный человек. Итак, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Герой Волен или свободен? Почему
Емельян Пугачев    
Петруша Гринев    

Сравните свой ответ с мнением специалиста по фольклору О.Р. Николаева:

В древнерусском, да и вообще в русском традиционном, менталитете, понятия «воли» и «свободы» не синонимичны, как в культуре Нового времени, а скорее противоположны по значениям. Свобода – это включенность человека в структуру рода и социального мира, его социальная устойчивость: «свободен тот, кто живет в пределах собственного мира, в своем кругу, руководствуясь своим мерилом ценности и красоты, пусть даже этот мир будет в каком-либо отношении и не очень хорош» (Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси). Свобода в традиционном понимании всегда сочетается с зависимостью, подчиненностью. Слово «воля» этимологически связано с «властью»; одной из основных категорий традиционной культуры является «божья воля».
Прощаясь со своим мужем перед пугачевским «приступом», Василиса Егоровна говорит: «В животе и смерти Бог волен». Поэтому желание «воли» неизбежно связано с попыткой личного «своевольного) присвоения власти, с посягательством на установленный по Божьей воле порядок. Воля – асоциальна. «Вольный» человек несвободен, он исключен из мира не только общественных, но и нравственных связей. В фольклорной традиции парадоксально сочетаются противоположные понятия «воля». Воля желанна, она поэтизируется в молодецкой лирике, но в то же время путь воли – путь греха. Сравни с пословицами: «Вольному воля, спасенному рай», «Воля хуже неволи». Воля в русском сознании ассоциируется с простором, раздольем, пространственной широтой, а во внутреннем мире души этому соответствует понимание свей социальной несвободы, скованность и «связанность» греховности. Не случайно в поэтической образности молодецкой лирики за космической широтой метафорического родства скрывается духовная «теснота» сиротства, бесприютности, безродности.
… кстати, вспомним известный штамп детективной литературы. На обращение подсудимого к следователю: «Товарищ начальник» – последний отвечает: «Тамбовский волк тебе товарищ». Как видим, здесь налицо подчеркивание асоциальности, которая не дает право на принятые в данном обществе этикетные формулы.
Любопытно, что «отповедь» советского следователя использует метафору, возникшую вполне традиционным путем: мир дикой природы иносказательно замещает мир человеческий…
Интересно, что и в «Капитанской дочке» подчеркивается одиночество Пугачева. Вот слова самозванца в его разговоре с Гриневым: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мен должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». «Теснота», о которой говорит Пугачев обусловлена не нехваткой воли, а есть неизбежное внутреннее ощущение человека, идущего этим путем «воли». Это внутреннее одиночество обусловлено также ожиданием суда и возмездия. Осознание своей греховности глубоко личностно. Согласно традиционным представлениям, человек сам должен нести ответ за выбранный им путь греха, ответ – перед высшим небесным судом.
Для Пушкина более значимым противопоставление «люди воли» – «люди свободы». К последним как раз и относится Петр Андреевич Гринев, подчиняющийся в своей жизни сверхличным ценностям: чести и христианской совести. Впрочем, таковы и Маша Миронова, и ее родители, и даже Савельич… Ведь по сути дела, преданность – это есть одно из проявлений свободы в ее традиционном понимании. И именно на понятии «свободы», а не «воли» делал смысловой акцент Пушкин, называя свою историческую повесть – «Капитанская дочка».

Итоги урока:

Обсуждение в классе:

– Понравился ли предложенный материал?

– Полезен ли он для Вас?

– Что Вы бы изменили?

– Я должна Вам признаться, для этих распечаток я очень жестко отбирала материал. Как Вы думаете, зачем я это делала?

– Вы, конечно, можете обратиться к другим словарям и другим текстам. Но только сделаете ли это? Я Вас не осуждаю, только давайте охарактеризуем такое поведение человека.

– Вернемся к тексту о хулиганах. Охарактеризуем поведение каждого персонажа. Они свободные люди?

– Я пыталась научить Вас свободе поведения. Что я подразумевала под этими словами?

– Как Вы думаете, были ли Вы свободны в своих ответах, или их можно было предугадать?

– Вы могли, конечно, выбрать самые необременительные задания, сделав вид, что потратили на них уйму времени. Это свобода или воля?

– На примере своего поведения на уроке объясните, что даёт человеку свобода?

– А что воля?

И, на прощание, еще одна цитата: «Свобода моей руки заканчивается там, где начинается лицо другого человека» (диакон Андрей Кураев)

Каждый урок – тема для раздумий…

Домашнее задание (на выбор):

  1. Сочинение-рассуждение «Как стать свободным?»
  2. Сочинение-рассуждение «Кого я считаю свободным человеком и почему?»
  3. Попробуйте переубедить хулиганов. О чем вы им расскажете?

Примечание для учителя.

Из-за ограничения объема публикации место для ответов учащихся было сокращено. При распечатке материалов его следует увеличить.

Список использованной литературы:

  1. Словарь русского языка: в 4-х т. /АН СССР, ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.
  2. Житинский. А. Седьмое измерение: Рассказы, новеллы, миниатюры. – Л.: СП «СМАРТ». 1990.
  3. Оруэлл Дж., Далош.Д 1984. 1985: Пер. с англ. (Перевод В.Голышева)- М.: Текст, РИК «Культура», 1991.
  4. Николаев О.Р., Федоров С.В. «Лирическая народная песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» на уроке литературы в 7 классе // Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель докт. пед наук Н.М.Свирина. – М.: Классик Стиль. 2002.