Используемые медиаресурсы: редактор составления слайд-презентаций Power Point, текстовый редактор WORD
Цели:
- развитие речи обучающихся;
- воспитание интереса и уважения к родному языку.
Задачи:
- расширять словарный запас обучающихся;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать познавательные и творческие способности обучающихся.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
- Восполнение недостатка демонстрационного наглядного материала;
- Снижение перегрузки учащихся за счёт разнообразия видов деятельности на уроке, предупреждение утомляемости;
- Повышение положительной мотивации к процессу обучения, интереса к изучаемому предмету.
Приложение 1 (Ссылка не приводится из-за недопустимо большого рамера документа. Прим. ред.)
ХОД УРОКА
Слайд 1
– Сегодня на уроке мы поговорим об одной из
вечных тем в лирике поэтов – о природе, а значит и
о Родине, потому что эти слова неотделимы друг от
друга, недаром у них один корень:
при-род-а, Род-ин-а
Мы будем говорить о временах года, потому что
такая зима, такая весна, такое лето и такая
осень бывают только у нас.
Слайд 2
Эпиграфом нашего урока являются слова М.
Дудинцева.
(чтение эпиграфа)
А как вы понимаете слова: «Берегите природу»
Итак, мы отправляемся в путешествие по временам
года.
Слайд 3
Матушка-весна всем людям красна.
Весна – это необычное время года. Природа
просыпается после зимней спячки и радует нас
своей красотой.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Почему вы так решили?
О чём это стихотворение?
Послушайте, как о весне пишут другие поэты.
Звучат стихотворения в исполнении учеников:
А.Фет «Весенний дождь», А. Толстой «Звонче
жаворонков пенье»
Слайд 4
Власть зимы свергнута, вокруг поют птицы, снег
почти сошёл, расцветают подснежники,
мать-и-мачеха, сирень.
Назовите цветы, которые распускаются весной. Что
вы о них знаете?
Слайд 5
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Как вы понимаете эти слова?
О ком написано стихотворение? Какие легенды вы
слышали о лебединой верности? Что это за птицы?
Слайд 6
Чем необычна птица, изображённая на слайде?
На солнечной опушке среди разряженных трав
поспевает земляника, душистая, сладкая, во рту
тает.
Как правильно ухаживать за земляникой и
викторией?
Послушайте стихотворения о лете: И. Бунин «Ясным
утром», И. Козлов «Бабочка».
Ребята, а что вы знаете о бабочках? (Приложение
2)
(Используются элементы технологии РКМЧП –
создание кластера и работа с текстом о бабочках)
Слайд 7
После прочтения текста кластер дополняется.
Слайд 8
Осенью и у воробья бал.
Жёлтый цвет – символ осени. Солнечный наряд
садов, парков, лесов дал ей название – золотая.
Путь у природы от лета до зимы долгий: ранняя
осень, золотая осень, глубокая осень, предзимье. И
каждая пора по-своему хороша.
Чтение стихотворений: А. Плещеев «Осень
наступила», Ф. Тютчев «Есть в осени
первоначальной»
Ребята, в стихотворении Ф. Тютчева «Осенний
вечер» исчезли прилагательные-эпитеты. Ваша
задача заключается в том, чтобы вставить свои
варианты прилагательных.
Каждый ученик получает листок со стихотворением
и занимается творчеством. (Приложение
3)
Несколько работ зачитывается, оценка не даётся.
Слайд 9
Проверим, как описал осень Тютчев.
Слайд 10
Зима – хранительница полей. Зимой растут
сугробы, снег скрипит под ногами, мороз крепчает.
Почему А. Пушкин называет зиму волшебницей?
Дети читают стихи: С. Маршак «Декабрь», А. Пушкин
«Зимнее утро»
Слайд 11
Какие ассоциации возникают у вас после просмотра
зимних пейзажей, запишите в тетрадь.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие.
Давайте ещё раз посмотрим на весну, лето, осень,
зиму.
На фоне песни Скачкова «Я люблю природу» ученики смотрят слайды. (Приложение 4)
Итог: напишите о ваших впечатлениях о сегодняшнем уроке (5 минут). Или это может быть домашним заданием.