Интегрированный урок (экология + литература) по теме "От экологии природы к экологии души"

Разделы: Литература, Экология


Идея занятия: интегрировать знания, полученные при изучении темы “Глобальные проблемы биосферы” по дисциплине “Экология”, и умения работать с литературными источниками, анализировать их.

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

  • развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;
  • развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;
  • развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование:

  • ноутбуки – 4,
  • проектор,
  • тексты художественных произведений: В. Распутин “Прощание с Матерой”, В. Астафьев “Царь-рыба”, “У золотой карги”, Ч. Айтматов “Плаха”,
  • презентации,
  • раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало.
  3. Актуализация знаний.
  4. Работа в группах.
  5. Выступление групп.
  6. Обсуждение.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

2. Мотивационное начало

Преподаватель литературы: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (демонстрация фильма – Приложение 1).

Преподаватель литературы: Наше занятие мы назвали “От экологии природы к экологии души”. Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (Приложение 2, слайд 1, 2)

Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы.

(На экран проецируется цель занятия.)

3. Актуализация знаний

Преподаватель экологии: За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.

Учащиеся: называют глобальные экологические проблемы

Преподаватель экологии: Давайте более подробно вспомним некоторые из них.

Учащиеся: выступают с готовыми презентациями (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

4. Работа в группах

Преподаватель литературы: (чтение стихотворения Р. Рожденственского)

До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.

Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.

Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.

Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!

Давайте вернемся к последнему кадру нашего фильма. Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).

Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое “нравственность”? (ответы учащихся)

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию “нравственность” (понятие проецируется на экран, приложение 2, слайд 3, 4).

В литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. Сейчас вам предстоит работать с текстами этих произведений( Приложение 7).

Ваша задача: внимательно прочитать текст, найти в нем проблемы экологии и нравственности, выявить авторскую позицию. Обсудить это в группе и по истечении 15 минут выступить с результатами работы (приложение 2, слайд 5, 6).

Учащиеся: обсуждают тексты в группах.

5. Выступление групп

Учащиеся выступают с результатами своей работы.

6. Обсуждение

Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.

  1. Что объединяет все эти произведения?
  2. Кто является источником названных вами проблем?
  3. Между кем или чем возникают конфликты?
  4. Кто из героев является носителем нравственности в повести “Прощание с Матерой”?
  5. Как описывает автор чувства и переживания волчицы в романе “Плаха”?

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках (приложение 2, слайд 7, 8, 9, обсуждение вопросов)

Преподаватель литературы:

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...
Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я – последний из львов, но пускай за меня говорят -
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину...
Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек.
Только где и когда ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.
Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете! а нашего – нет ничего.
Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи...

Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной земли.
Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут...

Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.

И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается...
Я с седеющей гривы срываю корону царя!
И реву от бессилья... А что мне еще остаётся?

Преподаватель экологии: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

7. Рефлексия

Преподаватель литературы: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (приложение 2, слайд 10)

  1. Что мы сегодня узнали? Поняли?
  2. Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?
  3. Что получилось? Не получилось?
  4. Что вам понравилось на занятии?
  5. Что не понравилось?
  6. Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?
  7. Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.

8. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему “Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир", в котором вы могли бы предложить решение одной из экологических проблем, представленных на слайдах (приложение 2, слайд 11).