Тип урока: урок-исследование.
Цель: 1)обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, чтобы показать
пути анализа композиции и стиля;
2) формирование навыков глубокого восприятия текста художественного произведения;
3) воспитание душевной чуткости и бережного отношения к чувствам окружающих.
Оформление:презентация
Эпиграфы:
1) «Любовь- это самое яркое и наиболее
понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не
в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве
выражается индивидуальность. Но в любви ».
А.И.Куприн
2)За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений,
скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет
произведения дополнительными нюансами.
Грачёва И.М.,
доцент Рязанского пед.университета.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
Сообщение темы урока. Слайд №1
2. Музыка. (Джо Дассен. «Et si tu n’existais pas») На её фоне читается сонет Шекспира
Всей жизни цель- любовь повсюду с нами.
Её не сломят бури никогда.
Она во тьме над утлыми судами
Горит как путеводная звезда.
Бегут года, а с ними исчезает
И свежесть сил, и красота лица,
Одна любовь крушенья избегает,
не изменяя людям до конца..
3.Вступительное слово учителя:
Слайд №2,1ч.
Учитель: Произведения А.И. Куприна прочно вошли в программу литературы 11 класса. Особое место занимают «Поединок » и « Молох», раскрывающие острые социальные проблемы. Но разговор о непреходящих общечеловеческих ценностях и своеобразии художественного мира А.И.Куприна был бы неполным, если обойти такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», в которых мощно звучит тема возвышенной любви.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого то в глубь веков ( «Суламифь»), то в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).
Тему любви Куприн считал самой главной в своём творчестве. Не случайно он в письме к Ф.Д.Батюшкову говорил: (читается 1 эпиграф) Слайд №2, 2 ч.
Поэтому наша задача сегодня, приступал к анализу рассказа «Гранатовый браслет», быть особенно чуткими и внимательными к каждому слову, к каждой детали, и тогда раскроется их тайный смысл, и произведение засверкает новыми неожиданными гранями, подобно драгоценным самоцветам.
4.Работа по анализу произведения.
А) Учитель: для начала давайте обратимся к заглавию рассказа. Слайд № 3
Кто-нибудь из вас задумывался, почему Куприн использовал именно гранатовый браслет?
С чем у вас ассоциируется этот камень?
(варианты ответов учащихся.)
Учитель: драгоценным камням издавна люди приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветом и человеком существуют глубинные таинственные связи. Посмотрите, какое толкование камням и их свойствам даёт книга Парнова Е. «Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма» Слайд № 4
(Читаем характеристику камней)
Учитель: Припомните, пожалуйста, в каких художественных произведениях камни подтверди- ли свою характеристику? (ответы учащихся) Слайд № 5
Учитель показывает верные ответы: жемчуг - «Слово о полку Игореве», сон Святослава,
бирюза – «Коробейники», опал- «Отцы и дети» -перстень Павла Петровича)
гранат - «Суламифь», «Гранатовый браслет», кораллы- «Олеся» и др.)
Учитель: давайте теперь найдём в тексте подтверждение характеристики нашего камня.
(ребята находят и читают описание браслета в письме - записке к Вере) Слайд № 6
Учитель: Сбываются ли в тексте рассказа его предсказания? Каким образом?
(ответы учащихся)
(дар предвидения женщине — Вера начинает испытывать смутные предчувствия, камни на браслете напоминают ей кровь «Как кровь..» ;вернувшемуся от Желткова мужу она говорит:
«Я знаю, этот человек убьёт себя…»
мужчину охраняет от насильственной смерти: Желтков, зная это сознательно отказывается от защиты камней и ,как бы, обрекает себя на насильственную смерть или предчувствует её)
Учитель: Что стало с браслетом, после того как он вернулся к Желткову?
Как можно объяснить такое решение Желткова? объяснить такую судьбу браслета?
(Желтков отдаёт его квартирной хозяйке, чтобы она отнесла его к иконе Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в этом мире людей, он приносит в дар Богоматери — высшему идеалу вечной любви и женственности ,который он напрасно искал на земле).
Обобщение учителя: Точно также мы видим в «Олесе» оставленные на раме окна Олесины бусы, первая мысль -«на память», но для мужчины это,вроде бы, не совсем подходящий подарок. Но если мы обратимся к характеристике кораллов, всё становится на свои места: снятые кораллы - это не только подарок любимому, но и символ безнадёжной покорности злому року, от которого героине не видится больше спасения.
Таким образом, мы видим, что Слайд №7
Текст на слайде: «За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами».
Б) Учитель: давайте теперь обратимся к развитию действия в рассказе. Слайд №8
- В какой главе оно начинает разворачиваться?
- В какой Главе появляется Ж.?
- Что предшествует его появлению?
- Характерно ли для этого рассказа динамичное развитие сюжета?
(Действие развивается медленно, идёт описание осеннего пейзажа, атмосферы богатого дома, описание Веры; только с 4 главы ,когда начинают съезжаться гости, ритм повествования становится более напряжённым.Желтков появляется в 10 главе- почти конец рассказа. А всё предстоящее является подготовкой к раскрытию его чувств).
Учитель: С самого начала произведения Куприн готовит читателей к трагической развязке.
В каком месте рассказа становится ясно, что Желтков умрёт?
Нет ли предсказания его смерти? Кто выносит словесный приговор?
(варианты ответов учащихся)
(в 6 главе князь Василий читает свою сатирическую повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». В конце повести его герой погибает. Действие рассказа происходит на фоне умирания природы - осенний пейзаж)
Учитель: Что является кульминацией рассказа?
(ответы учащихся)
(Сцена посещения Желткова мужем и братом Веры)
Как относятся к чувству Желткова герои рассказа? А княгиня Вера?
(все с презрением, Вера не воспринимает всерьёз, только генерал Аносов говорит о великой любви)
Учитель: В рассказе автор использует приём параллелизма. Обратимся к осеннему пейзажу.
Текст на слайде и на карточках у ребят. Слайд № 9
«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»
Учитель: Как этот пейзаж помогает понять характер Веры?
(«Вера была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Её жизнь пышная , парадная ,но пустая -нет детей, да и мужа она не любит .)
В)Учитель: Лексический анализ. Говорят « из песни слово не выбросишь», поэтому мы в праве считать, что каждое слово, использованное автором в произведении, оказывается неслучайным. Так, например, однокоренные слова к слову «холод» использованы в рассказе 5 раз. Давайте попробуем выяснить, для чего это понадобилось? Слайд № 10,11
Читаем словарную статью (на карточках) и выясняем лексическое значение слова «холодный» во фрагментах на слайде.
Учитель: теперь обратимся к предложенным фрагментам. Определите в них значение выделенных слов. Изменяется ли их значение на протяжении всего рассказа? Какой холод имеет в виду автор?
(В 1- используется в переносном смысле, холодная красота цветов пустая, бесплодная ,не ведёт к продолжению рода- нет насекомых, которых бы привлекла их яркость,; бесплодна и любовь —дружба между Верой и её мужем.
В остальных отрывках прямое значение, но имеется в виду душевный холод светского общества, к которому принадлежит Вера и члены её семьи. Желтков с его горячей любовью противостоит холодности мира, где живёт его любимая.В последнем отрывке он словно завещает ей свою любовь, он передал любовь Вере и стал холоден.)
Учитель: Говоря о Желткове, хотелось бы привести слова австрийского поэта Николая Ленау,
которые удивительно совпадают с идеей нашего рассказа:
Молчать и гибнуть. . .Но милей
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет перед лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!
Как вы могли бы соотнести эти строчки с образом Желткова?
(ответы учащихся)
(молчать и гибнуть - молчаливый обет Желткова. Но он осмелился его нарушить, напомнив о себе. Это поддерживает в душе его надежду, даёт силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей.)
Учитель: А как вы думаете, могла ли быть такая любовь на самом деле или «Гранатовый браслет» - чистый вымысел? (ответы учащихся)
Учитель: Куприн старался найти сюжеты и образы в реальном мире. В 1910 г. он говорил об этом в письме К.Ф.Батюшкову(1й эпиграф). Обратимся к воспоминаниям Слайд №12
Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные Куприным? (Общим является сюжет, но в рассказе особая роль отводится описанию, осмыслению чувств героя)
Учитель: Устами какого героя Куприн выражает своё отношение к любви? В чём заключается его позиция? (ответы учащихся)
( на слайде № 13) (генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Любовь должна, по мысли Куприна, основываться на высоких, возвышенных чувствах, взаимном уважении, симпатии, верности, искренности, должна стремиться к идеалу.)
Учитель: Почему же погибает герой, наделённый таким прекрасным чувством?
(ответы учащихся)
(Он не выдерживает столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ)
Учитель: Погибая, герой благодарит свою возлюбленную. А за что?
(ответы учащихся)
(за то, что вызвала в его сердце такое прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным миром несправедливости и злобы.)
Звучит музыка «Лунная соната», портрет Бетховена. Слайд №14
Чтение письма наизусть подготовленным учеником на фоне музыки.
Учитель: Многие исследователи творчества Куприна отмечают необычность формы и содержания заключительной главы. Как бы вы могли определить её жанровое своеобразие?
(Стихотворение в прозе)
5.Подведение итогов урока.
Итак, повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошло-стью, бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвы-шенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь»
Слайд № 15
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Когда уйдёшь, а рано или поздно
Ведь ты уйдёшь, затем что молода,
Затем, что рощи никнут в холода
И сухомять расшатывает дёсны,
Душа пребудет памятью горда,
И пусть проходит чисто, бесполезно
Тех лет осиротелых череда,
Что нам дано прожить с тобою розно.
О, будь счастливой в жизни без меня!
Возьми на память эти письмена,
Что в дни любви душа моя кропала
Как всё живое — влагу и зарю,
За всё, за всё тебя благодарю.
Целую землю, там ,где ты ступала.
Звучит песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура Слайд № 16
6.Творческое задание. В заключении хотелось бы узнать вашу точку на чувства Желткова и на отношение к нему автора, который заставляет свою героиню задуматься: «..И что же это было: любовь или сумасшествие..» (звучит «Лунная соната» ,письменные ответы ) (2ч слайда)
Список использованной литературы.
1. Грачева И.В. Грани самоцветов.
Журнал «Литература в школе». № 2-1998 г., стр.49
2. Марценюк С.Ф. «Да святится имя твоё».
Журнал «Русский язык и литература в школах Украины», № 9- 1990г, стр5б.
3. Оглоблина Н.М. «О, будь счастливой в жизни без меня!»
Журнал «Литература в школе» № 9- 2003г, стр.23
4. Обучающие практические работы по литературе для 9-11 классов.
Методическое пособие п/р Т.Н.Андреевой. М. ,«Дрофа»,2005г
Желаю успехов!