Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.
  • Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.
  • Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

  • Основные понятия:
  • мировоззрение,
  • проблемы бытия,
  • деспотизм,
  • деспотизм власти,
  • нравственное обновление,
  • мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Презентация.

Слайд 1-2

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”, его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

- Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

Слайд 4

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

Слайд 5

- Какую особенность композиции вы заметили?

( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.)

- Что мы называем контрастом?

(Противопоставление, антитеза).

-Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Слайд 6

Анализ эпизодов

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд 7

- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода “На балу”. (Звучит музыка Г.Свиридова.)

- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

Слайд 9

- Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)

- Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)

- Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.)

- Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

- Прочитаем сцену “После бала” (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода. ( Звучит симфония №2 Л.Бетховена)

- Заполните таблицу №2.

Слайд 10

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Слайд 11

- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

-Почему автор выбрал одинаковый глагол?

- Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)

-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)

- За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

- На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)

-Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.

- По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)

- Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)

- Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

- Каков это закон? (Божий.)

- В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

- Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)

- Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)

- Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого –нибудь из сострадания и человеколюбия.)

- Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат.)

- Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Слайд 12

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Литература.

  1. Учебник-хрестоматия. Литература. 8 класс. Автор – сост. Т.Ф.Курдюмова, М. “Дрофа”,2006.
  2. О.В.Редкокашина. Урок- подготовка к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”, ж-л “Литература в школе”, №9, с 24.
  3. О.А.Финтисова. Литература Поурочные планы. 8 класс. Волгоград, “Учитель”, 2009.