Цели урока:
- Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.
- Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.
- Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
- Основные понятия:
- мировоззрение,
- проблемы бытия,
- деспотизм,
- деспотизм власти,
- нравственное обновление,
- мораль.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Слайд 1-2
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”, его историей создания.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.
Слайд 3
Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.
2. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)
- Какое событие описано в рассказе?
(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)
Слайд 4
В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.
Слайд 5
- Какую особенность композиции вы заметили?
( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.)
- Что мы называем контрастом?
(Противопоставление, антитеза).
-Что построено в рассказе на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)
Слайд 6
Анализ эпизодов
Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).
Слайд 7
- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.
Чтение эпизода “На балу”. (Звучит музыка Г.Свиридова.)
- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?
Слайд 8
Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.
Слайд 9
- Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)
- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)
- Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)
- Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.)
- Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)
- Прочитаем сцену “После бала” (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.
Чтение эпизода. ( Звучит симфония №2 Л.Бетховена)
- Заполните таблицу №2.
Слайд 10
Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2
Слайд 11
- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)
Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)
-Почему автор выбрал одинаковый глагол?
- Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)
-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)
- За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)
- На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)
-Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.)
Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.
- По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)
- Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)
- Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)
Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
- Каков это закон? (Божий.)
- В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)
- Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)
- Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)
- Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого –нибудь из сострадания и человеколюбия.)
- Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат.)
- Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)
Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.
3. Подведение итога урока.
Слайд 12
Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.
Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.
Литература.
- Учебник-хрестоматия. Литература. 8 класс. Автор – сост. Т.Ф.Курдюмова, М. “Дрофа”,2006.
- О.В.Редкокашина. Урок- подготовка к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”, ж-л “Литература в школе”, №9, с 24.
- О.А.Финтисова. Литература Поурочные планы. 8 класс. Волгоград, “Учитель”, 2009.