"Литературный нонсенс математика Чарльза Доджсона"

Разделы: Математика, Литература


Для проведения урока следует провести подготовительную работу:

1. Чтение сказки Л.Кэрролла “Алиса в стране чудес” в переводе Н.Демуровой.

2. Подготовка индивидуальных выступлений учащихся.

На уроке разыгрывается мини-спектакль. Один ученик исполняет роль математика Чарльза Доджсона. Ученик надевает цилиндр, кашне, берет перчатки и трость, создается образ джентльмена викторианской эпохи. Выходит к доске и рассказывает о Ч.Доджсоне от первого лица. Затем он предлагает ребятам решить математическую задачу.

О том, как Ч.Доджсон стал писателем Л.Кэрролом, рассказывает ученица, которая исполняет роль Алисы Лидделл, прототип главной героини. Одета она в нарядное платье, напоминающее эпоху Кэрролла. Она подходит к стенду, где помещены фотографии Ч.Доджсона и сестер Лидделл. В конце рассказа меняет надпись Ч.Доджсон на Льюис Кэрролл. К ней подходит ученик в образе Л.Кэрролла и дарит книгу “Алиса в стране чудес”. Алиса его благодарит и уходит на свое место. А Л.Кэрролл рассказывает о своих литературных трудах. После рассказа предлагает учащимся поиграть в слова.

3. Оформление урока:

  • На доске записана тема урока: Литературный нонсенс математика Чарльза Доджсона.
  • В центре висит портрет писателя.
  • Эпиграфы: “Поэт должен... видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик” С.В.Ковалевская.  “Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.” В.Вейерштрасс.
  • Стенд с фотографиями Л.Кэррола, рисунками к книге “Алиса в стране чудес” и рисунками, сделанными учащимися к книге.
  • На столе стоят предметы для антуража: шахматная доска с фигурами, веер, геометрические фигуры, флакон с жидкостью для уменьшения, чернильница с пером, открытая книга.

В ходе урока используются фрагменты мультфильма или художественного фильма “Алиса в стране чудес”, в качестве музыкальных фрагментов можно использовать песню группы “Секрет” “Алиса”.

Для математики:

  • Диаграмма изменения роста Алисы (для демонстрации роста используются атласные ленты).
  • Таблицы для физкультминутки.
  • Таблицы с английскими мерами длины.
  • Различные треугольники и утверждения о треугольниках.

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Льюиса Кэрролла как писателя и математика.

Задачи:

  • Образовательная: Провести анализ художественного произведения. Познакомиться с английской системой мер.
  • Воспитательная: Повысить интерес учащихся к литературе и математике.
  • Развивающая: Развивать мышление, логику, внимание к слову, уметь самостоятельно строить доказательства. Работать над развитием речи.

I. Организационный момент.

Звучит музыка.

Лит.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
- Сегодня у нас необычный урок, урок – исследование.

Мы будем анализировать художественное произведение и постараемся найти общее между литературой и математикой, соединить, казалось бы, несоединимое.

Лит. - Так как (читаю эпиграф к уроку).
Матем. - Первая загадка, которую вам предстоит отгадать, скрыта в названии темы урока:

“Литературный нонсенс математика Чарльза Доджсона”.

(Со словом “нонсенс” учащиеся знакомы при изучении лимериков Э.Лира).

Лит. - Как вы думаете, кто этот загадочный мистер Доджсон? (Дети могут дать ответ, что Доджсон – это писатель Л.Кэрролл. Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся именно на математике Доджсоне).

Матем. - А что вы знаете о математике Доджсоне?

Сегодня Чарльз Доджсон у нас в гостях и готов рассказать о себе.

(К доске выходит ученик в образе джентльмена викторианской эпохи: на голове – цилиндр, на шее – кашне, перчатки и трость).

Приложение 1.

Доджсон: А теперь, когда мы с вами познакомились, попробуйте решить одну математическую задачку, так, для тренировки ума.

Приложение 2.

Лит. - Продолжим.

- В 1867 году Ч.Доджсон действительно побывал в России, а через 12 лет в 1879 году вышел первый русский перевод книги Л.Кэрролла “Алиса в стране чудес”. О том, как появилась на свет эта книга, расскажет нам Алиса Лидделл, ведь именно эта девочка стала прототипом главной героини сказки.

(К доске выходит ученица, подходит к портрету ЧД, рассказывает. Она одета в красивое платье).

Алиса снимает со стенда слова Чарльз Доджсон, на стенде появляется надпись – Льюис Кэрролл.

(После слов А.Лидделл: … а сам скрылся за псевдонимом “Л. Кэрролл”, к доске выходит ученик в образе Л.Кэрролла, в руках он держит книгу “Алиса в стране чудес”, отдает ее Алисе).

Алиса: - Спасибо, мистер Кэрролл...

(Берет книгу и садится на свое место).

Приложение 3.

Кэрролл. - Хотите поиграть в слова?

Из слова “миг”, заменяя по одной букве образуйте слово “час”, затем – “год”. (Работу можно проводить в парах, оценку получают учащиеся двух групп: первыми выполнившие задания и нашедшими самый короткий способ решения).

Лит. - Молодцы! Давайте сделаем вывод:

Английский писатель Л.Кэрролл или Чарльз Доджсон родился 27 января 1832 года. Он был человеком увлекающимся: любил математику, рисование, фотографию, любил изобретать и, конечно, любил литературу. Им написано ряд произведений: “Охота на Снарка”, “Сильви и Бруно”, но славу принесли сказки “Алиса в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье”. Так объединились в одном человеке талантливый математик и талантливый писатель, ибо “Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом”. (В.Вейерштрасс).

Приложение 4.

Лит. - А теперь небольшая проверочная работа. Каждый выполняет самостоятельно. Вам необходимо только вписать ответы.

Приложение 5.

Д\З: подготовить подробный пересказ о том, как Алиса попала в Страну чудес.

II. Анализ произведения.

Мат. - Вы, наверное, слышали такие слова, как ярд, фут, дюйм, миля. Это все старинные английские меры длины, связанные с размерами человеческого тела.

Учитель (или ученики) знакомит учащихся с английскими мерами длины.

Приложение 6.

Вопросы и задания:

Лит. - Прочитаем начало сказки. Глава I. Вниз по кроличьей норе. Работаем по переводу Н.Демуровой.

Приложение 7.

Лит. - Какой вы увидели Алису – главную героиню сказки?
Лит. - Как она выглядит?
Лит. - Каков ее характер?

(Ей всего 7 лет. Она очень любознательна, она не может сидеть на одном месте, ей все интересно).

Лит. - Верно, любопытство Алисы заставило ее отправиться за Белым кроликом.
Лит. - Расскажите, как Алиса попала в Страну чудес.

(Подробный пересказ учащимися готовится дома).

Просмотр фрагмента фильма.

Лит. - Не пора ли нам немного передохнуть?

Давайте проведем “кэрролловскую” физкультминутку.

Лит. - Встали прямо

- Представьте, что вы уменьшились, а вам надо достать ключик. Потянемся за ключиком (встать на носочки).
- Алиса, то уменьшается, то увеличивается, попробуем уменьшиться и мы – приседаем, а теперь – увеличиваемся – встаем.
- Изобразим героя, не изображая его.

Королева всегда отдавала приказы “рубить головы” – прячем головы.

Лит.

- А вот вам еще одна загадка: Могла ли все это увидеть Алиса? (Нет).
- Почему? (Падать медленно невозможно).

Мат. - А вот если бы можно было падать медленно, то возможно и не надо было бы создавать лифт. Пешком взрослый человек идет со скоростью 5 км/ч. Если Алиса будет падать с такой скоростью, то чтобы долететь до центра Земли, ей надо лететь … Найдем время полета.

R Земли равен 6 375 км. Тогда время полета Алисы: 6 375: 5 = 1 275 ч. Для сравнения в 1 неделе 168 ч. Сделайте прикидку…, получаем около 8 недель. (Дать возможность учащимся выполнить вычисления самостоятельно).

А с точки зрения физики… Мы забыли про ускорение свободного падения. Поэтому мы и пользуемся лифтом, а не прыгаем в окна.

Итак, данная ситуация противоречит действительности и реальной жизни.

Лит. - Уж не знаю, сколько времени Алиса летела, но она оказалась на дне колодца. Что удивило Алису? Прочитаем (читает учитель).

Приложение 8.

Мат. - Дверца 15 дюймов – сколько это сантиметров? Посчитайте.
Лит. - Что необходимо было сделать Алисе, чтоб пройти в эту дверцу? (Уменьшиться).
Лит. - Как это сделала Алиса? (Выпила какую-то жидкость из пузырька).
Лит. - Почему Алиса не побоялась выпить из пузырька?

(Любопытство Алисы сильнее страха, ей достаточно того, что на пузырьке не написано ЯД).

Лит. - Каким был на вкус эликсир уменьшения? Прочитайте. Напиток был очень приятен на вкус – он чем-то напоминал вишневый пирог с кремом, ананас, жареную индейку, сливочную помадку и горячие гренки с маслом. Алиса выпила его до конца.

Лит. - Почему Кэрролл не говорит о каком-то определенном вкусе? Если ответ затрудняет учащихся, можно предложить выбирать свой вкус. Это поможет сделать вывод.

(Нет однозначного варианта ответа, потому что каждый человек выбирает свой вкус, поэтому у Кэрролла этот напиток с разными вкусовыми качествами).

Лит. - Выпив из пузырька, на сколько уменьшилась Алиса?

(В ней сейчас было всего десять дюймов росту).

Мат. - Средний рост девочек 7 лет равен _____ см. (Можно выяснить в медицинском кабинете средний рост девочек данного класса). Давайте проанализируем волшебные превращения Алисы. Рассмотрим диаграмму изменения роста. И в дальнейшем мы будем внимательно следить за ее ростом.

Лит.

- Став маленькой (чуть больше 24 см.), Алиса все равно не смогла войти в эту дверцу? Почему? (Не могла достать ключик).
- А кто из вас заметил в этом эпизоде некое несовпадение?

(Дверь уже открыта, и ключик не нужен).

Лит. - Льюис Кэрролл настолько увлекся приключениями, что ему кажется неважным такие мелочи, как открытая или закрытая дверца.

Лит.

- Тем не менее, Алисе снова пришлось увеличиваться.
- И тогда… (она съела пирожок).

Лит.

- Как вы думаете, нравится ли Алисе изменяться? (Да).
- Докажите. (Когда она не стала ни уменьшаться, ни увеличиваться? Жизнь опять пошла по-обычному).

Лит. - Алисе не нравится привычный мир.
Мат. - Какой же стала Алиса? (9 футов). Переведем футы в см. Отметим на диаграмме. (9 футов = 274,32 см. На листе ватмана такой рост отмерить невозможно, поэтому используется обычная атласная лента).
Мат. - Математик Доджсон пишет, что Алиса стала 9 футов, а как писатель Кэрролл говорит о гигантском увеличении Алисы? Найдите в тексте и прочитайте.

Глава II. Море слез.

Приложение 9.

Лит.

- Скажите, какой художественный прием /или троп/ использует автор в этом произведении, а в этом эпизоде? (Гипербола).
- Скажите, какое утверждение, математическое или литературное, дает лучшее представление о том, что произошло с героиней?

Лит. - Математическое точное, а литературное – образное.

Д/З: Найти в тетради примеры использования гиперболы и других художественных средств. Записать в тетрадь или пересказать. Подготовить чтение по ролям гл. 5 и 7.

III.

Лит. - Проверка домашнего задания: учащиеся зачитывают примеры использования художественных средств.

Мат. - Вспомните, в какой момент мы оставили Алису? (Перед тем, как Алиса попала в волшебный сад). И опять Алиса стала уменьшаться, при помощи чего? (Веера). Математик говорит, что в ней было всего 2 фута, и она продолжала уменьшаться, а писатель - ? (Она упала в лужу слез, и вода ей доходила до подбородка).

Лит. - Проведите математический анализ и определите, а могло быть такое? Вот еще одна задача.

Приложение 9.

Лит. - С какими героями встретилась Алиса в море слез?

В луже становилось все теснее от всяких птиц и зверей, упавших в нее. Там были Робин Гусь, Птица Додо, Попугайчик Лори, Орленок Эд и всякие другие удивительные существа. Алиса поплыла вперед, и все потянулись за ней к берегу.

Лит.

- Искупавшись в море слез, все промокли.
- Какое решение предложил ДОДО, чтоб скорее высохнуть? (Бег по кругу).
- Почему в беге по кругу никто не победил?

Мат. - Давайте по кругу пробежим и мы.

- Вспомним определение окружности и круга. /учащиеся дают определения/ Герои сказки бегали по кругу или по окружности? Все–таки по окружности, но это литературное произведение. А мы рассмотрим некоторые кривые и ломанные, которые постараемся провести, не отрывая карандаш от бумаги. Всегда ли мы можем это сделать?

Приложение 10.

Мат. - Любимой геометрической фигурой Кэрролла был круг, наверное, поэтому в сказке так много предметов, вещей круглой формы. Найдите, какие предметы в сказке имеют форму круга? (Стол, колодец, море слез, гриб, гусеница и т.д).

Лит. - Давайте вспомним, как Алиса решила задачу гусеницы, найти одну из сторон гриба. Расскажите.

Потом она сползла с гриба и скрылась в траве, бросив Алисе на прощанье:

- Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься!
- С одной стороны чего? – подумала Алиса. – С другой стороны чего?
- Гриба, – ответила Гусеница, словно услышав вопрос, и исчезла из виду.

Лит. - Писатель Кэрролл строит повествование также по кругу. Докажем это. (Читаем по ролям отрывок из Vглавы “Синяя гусеница”).

Приложение 11.

Это вернуло их к началу беседы.

Лит. - Герои возвращаются к исходному, к подобному круговому построению мы уже обращались, вспомните. (Эпизод с дверцей).
Мат. - А сейчас еще одно событие будет происходить по кругу - физкультминутка.

Приложение 12.

Лит.

- Хорошо размялись, не пора ли попить чайку.
- Обратимся к главе VII “Безумное чаепитие”.
- С какими героями мы встречаемся за чаем? (Мартовский заяц, Болванщик, мышь Соня).
- Прочитаем начало этой главы по ролям.

Приложение 13.

Лит. - В чем необычность построения диалога? (Диалог полон бессмыслицы, нет понимания между говорящими).

Лит. - Правильно, и это уже задача не литературная, и не математическая, а философская: Отчего люди так часто не понимают друг друга. Только Кэрролл об этом говорит не назидая, не упрекая, а подсмеиваясь. Смех – лучшее лекарство.

Лит. - Почему Болванщик и Заяц усомнились в словах Алисы: “Думаю, что говорю” и “говорю, что думаю”?
Мат. - От перестановки слагаемых сумма не меняется, а вот от перестановки слов в предложении, смысл может поменяться?
Лит. - Дополните утверждения противоположностями и попробуйте их объяснить. (Это задание лучше предложить ребятам выполнить в группах).

Что имею, то люблю – что люблю, то имею (втрое утверждение шире).
Я дышу, пока сплю – (Я сплю, пока дышу).
Я вижу то, что ем – (Я ем то, что вижу).

Мат. - Вспомним, ребята, наш любимый треугольник. Какие виды треугольников вы знаете? (Учащиеся называют виды треугольников по сторонам и углам). Рассмотрим следующее утверждение: “Если треугольник прямоугольный, то один угол треугольника – прямой”. Сформулируйте обратное утверждение.

- Если один угол треугольника – прямой, то треугольник прямоугольный.
- Сформулируйте обратное утверждение к такому: “Если треугольник прямоугольный, то два его угла острые”. Будет ли верно обратное утверждение?
- Если два угла треугольника острые, то треугольник прямоугольный. Это утверждение неверно!
- Значит, обратное утверждение не всегда может быть верным к верному прямому утверждению!

Лит. - А что особенного было в часах Болванщика?

(Они показывали число, не время).

- Почему они показывали дату? (Время обиделось и остановилось).
- И вот здесь, по-моему, Кэрролл вообще забыл о том, что часы показывали дату, теперь Болванщик говорит, что на часах всегда шесть.
- А как мы воспринимаем время в сказке? (Как будто это живое существо).
- Поэтому время нельзя потерять, убить, время палец о палец не ударит.

Объясните данные выражения:

Убить время –
Палец о палец не ударит –
Терять время –

Мат. - Не будем терять времени и перенесемся в зал суда, глава XI “Кто украл крендели?”
Мат. - Как Алиса догадалась, что она находится на судебном заседании? Прочитайте.

Приложение 14.

Лит. - Кого и за что судят на данном заседании?

Дама Червей напекла кренделей
В летний погожий денек.
Валет Червей был всех умней
И семь кренделей уволок.

Лит. - Найдите и расскажите комичные эпизоды судебного заседания.
Лит. - И опять мы видим преувеличение, в данном эпизоде смех не добрый, а злой.
Лит. - Как называется такой смех? (Сатира, гротеск).
Лит. - Прочитаем эпизод разговора короля и королевы. Найдем в нем ключевую фразу.
Лит. - За комичным скрывается трагическое, Кэрролл, таким образом, смеется над английской системой правосудия, неважно, кого судить и за что. К сожалению, несправедливость существует до сих пор и живет среди людей разных стран.

Мат. - К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Приключения Алисы начались неожиданно, также мгновенно и заканчиваются. Все, что происходило с Алисой, оказалось только сном. Давайте подведем итог.

Лит. - Что вас удивило в этой сказке? Что вам показалось смешным? Что показалось грустным?

Лит.

- А чему учит эта сказка? (Учит думать, фантазировать, смеяться).
- Верно. Но в чем скрыта загадка Кэрролла, его нонсенс, не забывайте, что Кэрролл был математиком. (Ответ очень сложен для учащихся).
- Найдите и прочитайте ключевую фразу в сцене суда.

- Пусть выносят приговор! А виновен он или нет – потом разберемся!

Приложение 15.

Мат.

- Попробуем ее расшифровать.
- Скажите, всегда ли человек знал, что Земля – это планета Солнечной системы?
- Скажите, всегда ли человек умел летать?

Лит. - Человек усомнился в том, что планета стоит ни трех китах, он усомнился в том, что не может летать.
Мат. - Что помогает человеку прийти к истине? (Сомнение).

И в заключение:

Сказка все подвергает сомнению – законы и математики, и геометрии, и литературы, и даже философии.

Но книги Л.Кэрролла, как и книга природы, открывает свои сокровенные тайны лишь, тому кто “умеет смотреть”. Чтобы ощутить новое, необходимо не утратить умения удивляться.

Домашнее задание. Приложение 16.