Литература
-
Урок литературы в 10-м классе в форме заочной экскурсии "Петербург Достоевского" 2010
Цели занятия: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить учащихся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение учащихся использовать интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе: "Русалочка" – сказка-песнь о любви" 2010
Материал, предложенный для урока, поможет проанализировать сказку Андерсена, показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения. У учащихся совершенствуется навык работы с текстом, умения классифицировать материал и делать выводы.
-
Интегрированный урок (математика + литература). Тема: "Решение уравнений и задач" 2010
Интегрированный урок для 5-го класса. Реализация идеи интегрированного обучения на базе литературно-математического содержания по сказкам Пушкина, который поможет положить начало отношению к математике как направлению человеческой культуры, т.е. восприятию ее как гуманитарному учебному предмету.
-
Мастер-класс "Две маски одного лица" 2010
Данный мастер-класс – это яркий пример того, что все в нашей жизни подчинено эмоциям, а эмоции ,в свою очередь, накладывают отпечаток на наше настроение. Оно может быть плохим и хорошим. И эти оттенки настроения передаются через нашу речь, мимику, жесты. В жизни все это происходит естественно. А на уроках литературы, театра мы должны уметь перевоплощаться, «проживать» жизнь того или иного героя.
-
Конспект урока и презентация к уроку литературы в 6-м классе "Зорко одно лишь сердце" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2010
Цели урока достигаются благодаря использованию информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) и словесно-диалектического обучения (СДО). СДО способствует формированию универсальных способов мыследеятельности. Развитию творческого потенциала способствует составление кроссвордов, компьютерное рисование – индивидуальное задание.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К.Гарновского "Солнечные зернышки") 2010
Урок развития речи в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством писателя-натуралиста Кронида Гарновского, учит внимательнее относиться к природе родного края, замечать необыкновенное – в обыкновенном. Это способствует нравственному воспитанию юного поколения.
-
Организация работы и содержание мультимедийного исследовательского студенческого проекта "Почему мы не читаем?" 2010
Данная работа содержит информацию о том, как организовать исследовательскую деятельность учащихся над мультимедийным проектом, цель которого – вернуть интерес к чтению.
-
Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9-м классе на уроках разных типов 2010
В данной статье представлен опыт дифференцированного обучения на уроках литературы на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9-м классе. Представлены технологические карты пяти уроков темы «М.Ю. Лермонтов»: вводный урок, урок изучения лирики, урок анализа лирических произведений, урок анализа эпического произведения, урок сопоставительного анализа.
-
Урок литературы по теме "Жизнь А.В. Кольцова в стихах, песнях и памяти народной" 2010
Урок представляет бесспорный интерес для учителей-словесников, учащихся и людей, неравнодушных к творчеству А.В. Кольцова. Содержит богатый биографический материал, прослеживается связь биографии и творчества поэта. Используются нестандартные формы работы, разнообразный иллюстративный материал. Урок построен с использованием ИКТ.
-
Проект "Использование ИТ в работе с детьми, нуждающимися по состоянию здоровья в индивидуальном обучении" 2010
До начала практической реализации проекта нужно в методических объединениях разработать программы и протестировать детей, выясняя возможности их работы с компьютерами и её продолжительность.
-
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы 2010
Урок проводится в шестом классе с использованием ИКТ и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе рассказа В.Г. Короленко "Старый звонарь" 2010
Цель урока – подготовить восьмиклассников к написанию сочинения-рассуждения или эссе. Сам рассказ создаёт атмосферу радости и благоговения. Рассказ пасхальный, трогательный, необычный В презентации к урокам вы найдёте и схему комплексного анализа текста, и песню в исполнении трио «Реликт», и сам благоговейный звон, о котором так необычно говорят писатель, поэты и художник.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Жизнь – это…" 2010
Данный урок в 8-м классе является постановочным (вводным) к модулю «Лирика М.Ю. Лермонтова». Следует отметить, что по форме проведения это групповой урок. Поэтому к началу занятия класс уже разделен на группы. Цель данного урока – заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия.
-
Стенограмма урока литературы по теме "Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?" 2010
Урок по профильному курсу новейшей русской литературы на тему «Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?» является уроком обобщения и систематизации знаний учащихся в целом по всему курсу.
-
Комплексный анализ текста миниатюры В.Г. Короленко "Огоньки" 2010
На занятии дети учатся работе с текстом, вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствуют речевые навыки, обогащают словарный запас. Анализируя миниатюру, группа работает над вопросами, которые проверяют понимание текста и знание выразительных средств языка.
-
Конспект урока по литературе по теме "Психологический отчет одного преступления". 10-й класс 2010
Урок может быть проведен в составе темы «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». На уроке систематизируются знания по содержанию романа «Преступление и наказание», развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Достоевского, показать актуальность романа в наши дни.
-
Урок-мозаика по произведениям А.С. Пушкина «Метель» и «Станционный смотритель» в 6-м классе 2010
Урок представляет собой обобщение по произведениям А.С. Пушкина «Метель» и «Станционный смотритель». Он построен в форме итеграционного урока, что позволяет наряду с литературными источниками привлечь произведения живописи и музыки на общую тему – тему «блудных» детей и христианского прощения.
-
"Сказанное слово – выпущенная стрела" 2010
Урок посвящен воспитанию умения держать слово, выполнять свои обещания, т.к. это является одним из прекраснейших качеств человеческого характера.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Вечное и злободневное в рассказах В.М. Шукшина "Мастер" и "Крепкий мужик" 2010
В основе урока – технология учебного диалога, что обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Обращение к истории родного края обеспечивает устойчивую мотивацию к уроку.
-
Методические рекомендации по проведению уроков литературы в 10-м классе на тему «Творчество А.Н. Островского. Изучение пьесы «Бесприданница» 2010
Я предлагаю изучать тему "Творчество А.Н. Островского" на примере нескольких его произведений. В цикл уроков по изучению данной темы я предлагаю включить тему "Богатство и разнообразие мира, рисуемого драматургом. Вопросы нравственности, борьбы со злом и др.". Считаю такое изучение целесообразным, т.к. учащиеся смогут получить не только более общее представление о творчестве писателя, но и постараются провести параллели с нашей современной жизнью.
-
Урок литературы в 9-м классе "Мы были живые…" по роману Б.Васильева "Завтра была война…" 2010
Конспект урока по литературе в 9-м классе по роману Б.Васильева «Завтра была война» дает возможность рассмотреть нравственные позиции молодежи прошлого века, их жизненные устои и характеры. На уроке, рассматривая тему войны, мы вспоминаем ее трагичность и героические подвиги молодежи.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. "Л.Н. Толстой. "Акула" 2010
Урок направлен на приобщение детей к художественному слову. В процессе работы с художественным произведением у детей формируется умение подтверждать свои ответы текстом автора. Одной из задач урока является развитие способности сопереживать героям рассказа, сочувствовать им, понимать их и ставить себя на их место. Дети как бы становятся свидетелями событий, описанных в рассказе.
-
Об изучении говоров Кузбасса и Алтая 2010
В работе анализируются диалектные особенности, которые присутствуют в речи жителей на территории Кемеровской области и Алтайского края.
-
Урок литературы по теме "Мифология древних славян" (5-й класс) 2010
Цель данной работы: сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность; формировать чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру; развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "По праву памяти" 2010
Цель урока: углубление знаний учащихся о жизни, творчестве поэтов и писателей ХХ века, подвергшихся репрессиям; воспитание у учеников патриотизма.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"" 2010
На уроке велась следующая работа с текстом: выразительное чтение (пейзаж); выборочное чтение; фронтальная беседа. Перед проверкой каждого вида работы, заданием звучал вопрос целевой установки. К уроку необходимо было подготовить задания по темам: найти образные средства языка в пейзажных зарисовках; проанализировать действенность природы.
-
Изучение романа Жюля Верна "Таинственный остров" 2010
Данный цикл уроков посвящен изучению творчества французского писателя Жюля Верна и его роману «Таинственный остров». Дети приобщаются к миру приключений и фантастики, им прививается любовь к чтению. Также идёт приобщение детей к совместному чтению с родителями. У детей развивается умение прочитывать, прослушивать и анализировать текст.
-
Категория времени и категория пространства в рассказе "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына. Урок литературы в 11-м классе 2010
Урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основная форма организации урока – мастерская – предполагает творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов по теме урока. Используются метод самостоятельного конструирования понятий, метод «ключевых слов», метод смысловых ассоциаций.
-
"Созданный миф лелея…", 5–6-е классы 2010
Педагогическая мастерская построения знаний. Урок проводится в 5–6-х классах после изучения темы «Славянская мифология».
-
Конспект интегрированного урока развития речи, литературы и изобразительного искусства "Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Знакомство учащихся с творчеством художника В.М. Васнецова, с картиной «Аленушка», историей ее создания, с реальной и фантастической основой. Описание картины, выделение элементов; обоснование выбора художником цвета, композиции. Развитие творческого воображения.