Превращения слов. Использование изобразительно-выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина "На реке Ангаре"

Разделы: Литература


В процессе применения  ТРКМ:

  1. происходит обучение обобщенным  ЗУНам и способам мышления;
  2. появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  3. создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  4. формируется направленность на самореализацию.

 На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Этап Функция
I Вызов  Мотивационная (побуждения к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов имеющихся знаний по теме)
Коммуникативная (обмен мнениями)
II Осмысление содержания Информационная (получение новой информации )
Систематизационная (классификация полученной информации)
Мотивационная (сохранение интереса к теме)-
III Рефлексия Коммуникативная (обмен мнениями)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Цели:

  • содействовать развитию самостоятельного, творческого, критического мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение с точки зрения изобразительно-выразительных средств;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к самостоятельной работе, высказывать собственное мнение, развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  • Развивать экологическое сознание, ответственность за сохранение природы Сибири;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю;
  • Показать с помощью художественного образа уникальность природы Сибири.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

1. Актуализация имеющихся знаний

– Мы знакомились на уроках литературы Восточной Сибири с особенностями жизни и творчества коренных народов Сибири, а также с произведениями наших современников, писателей-сибиряков, ведущей темой в творчестве которых является тема « Человек и природа »
К их числу и относятся произведения  Валентина Григорьевича Распутина.
– Вспомните его произведения, изученное в V классе., из которого мы узнали о таёжной природе, её обитателях и даже выявили основные законы тайги. (Это рассказ «В тайге над Байкалом»)
– Предлагаю вам вспомнить, с какими законами таёжной жизнь вы впервые познакомились, читая рассказ Распутин?
– Систематизируйте уже известную вам информацию, построив кластер.
– В центре расположите основное понятие. А в ответвлениях законы тайги. Работаете в парах. (Парная мозговая атака)

2. Прогнозирование содержания урока

– С чем ассоциируется имя автора? Что вы о нем знаете?
– Посмотрите на фотографии автора, они созданы в разное время. Но какой общий момент можно на них подметить? (Они созданы на фоне природы)
– Что можно сказать об этом человеке глядя на его портреты. (Простой человек, простая одежда, выходец из народа, много путешествовал, изучая Сибирскую природу).
– Вы прочитали его автобиографический. рассказ «На реке Ангаре» Скажите, чего больше в нём: повествований из жизни людей или описаний природы?
– Итак, мы знаем, о чём этот рассказ. А теперь посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какова наша цель?
– Что мы должны увидеть в тексте Распутина?
– Легко ли передать, выразить словами то, что происходит в окружающей нас жизни?
– Как показать красоту и мощь явлений природы?
– Для этого нужно знать, какими возможностями обладает слово, т.е. его изобразительно- выразительные средства.
– О каких явлениях природы идёт речь в рассказе?
– Доводилось ли вам бывать на Лене в тот момент, когда на ней трогается  лед?
– Видели ли вы первый решающий толчок, который срывал лед с места, когда река сначала беспокойно возится, покачивается, вздыхает, а потом взрывается.
– Поделитесь своим впечатлением

II Стадия. Осмысление содержания

1. Итак, переходим к тексту.

– Чем художественная речь отличатся от нехудожественной?
В словаре Ожегова С.И.: Переход – движение льда по течению (во время таяния рек). Именно работа над художественными средствами в тексте и станет основой на нашем уроке.

2. Индивидуальная работа

(Учащимся раздается текст  «Превращения слов»).

Почти у каждого слова есть свое значение. Однако нередко мы употребляем слова не в их собственном, а в переносном смысле. Это происходит и в повседневной жизни.
Например:
солнце встает;
дождь стучит по крыше.
А в литературных произведениях это встречается еще чаще. Так, уже в начальных строчках стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» (1825) из девяти языковых единиц лишь три предстают в прямом значении:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
Слова, употребленные в переносном значении, и называются ТРОПАМИ (от греч. Tropos – поворот, оборот речи).

К ним относятся:

1) сравнения;
2) олицетворения;
3) метафоры;
4) эпитеты.

(Данный материал взят из газеты «Первое сентября» Литература № 13\2007 г. Статья Г. Вознесенко «Я иду на урок: 6 класс»).

– Прочитайте текст, делая пометки на полях: 

«^» – уже знал
«+» – новое для меня
«?» – не понял, есть вопросы.

Этот прием называется инсерт, то есть маркировка текста значками по мере его чтения. Затем в тетради оформите таблицу

Знал

Новое

Не понял

^

+

?

3. Работа в группах

– Каждая группа осваивает. самостоятельно материал об одном из художественных средств. и анализирует одновременно произведение  Распутина.

1-я группа

«Небо теперь было могучее и страшное. По краям, сливаюсь с землёй, оно уходило в бесконечную темь, сверху нависало огромной  неспокойной тяжестью. В нагромождении туч, двигаясь и меняясь, зловещей синевой пылали какие – то полосы и пятна. В промежутках между ударами грома, когда наступала тишина, с высоты доносился невнятный, едва уловимый шум – не то шуршание туч, не то приглушённый свист ветра».

Эпитеты (для 1-й группы)

Среди художественных средств языка наиболее часто встречаются эпитеты (от греч. Эпитетон – приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Чаще всего эпитеты – это  красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме.
Интересно выделение постоянных эпитетов, которые характерны для народного поэтического творчества. Конь всегда добрый, солнце – красное, ветер – буйный. В произведениях народного творчества солнце всегда называется красным, даже если упоминается осенний  пасмурный день; море всегда синее, даже если изображается буря (почернело синее море;  Вот идём он к синему морю, \\ Видит, на море черная  буря). В этом особенность употребления постоянных эпитетов.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода  изобразительных. Они дают нам возможность увидеть предмет и действия такими, какими их видел писатель, создавая своё произведение. Например, К .Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:

«Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска  фольги и серебра».

В поэзии употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, переживания автора. Например, у С .Есенина цветовые эпитеты чёрный, голубой, серый и золотой и другие обозначаются радостные, светлые чувства. Эпитеты чёрный серый и  подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер чёрный брови насопил…

В роли эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и  наречия, которые живописно  рисуют действия. В пушкинских строках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. \\ На печальные поляны льёт печально свет она – первый два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет – печально – характеризует действие.

Подготовьте сообщение об эпитете по плану:

  1. Что такое эпитет?
  2. Чем  эпитеты чаще всего выражаются? Какие виды эпитетов существуют?
  3. Зачем их употребляют в художественной речи?
  4. Приведите примеры из рассказа (небо могучее и страшное, бесконечная темень, огромная неспокойная тяжесть, зловещая синева, невнятный шум).
  5. Как данные эпитеты   помогли передать силу и мощь надвигающейся грозы?
  6. Какие краски использовал автор для передачи ночной грозы?

2-я группа

1) «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала, порой изнутри доходил глухой, утробный шум, затем раздавался быстрый и сильный, как выстрел, треск, и по льду вспыхивали трещины. Вот– вот всё это должно было сорваться с места, закружиться, зашуметь, поплыть, но стояло. держалось какими–то силами, цеплялось за что то, упиралось, но никуда не двигалось».

2) «Гром гулял уже над самой деревней. Он начинался неохотно, лениво, словно не зная, стоит или не стоит греметь, но, растравив себя ворчанием, вдруг делал мгновенный и яростный прыжок в сторону и тяжело, натужно лопался, взрывался, разбрасывая вокруг множество гремящих осколков».

Олицетворение (для 2-й группы)

Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчи.  А в одной песне даже поётся про остроконечных елей ресниц над голубыми глазами озёр!
Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приему – олицетворению. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобиться человеку: «Зеленая прическа,\\ Девическая грудь, \\ О тонкая береза, \\ Что загляделась в пруд?» Еще чаще неодушевленный предмет приписываются действия, которые доступны только людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами; плачут вербы, шепчут тополя. Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Сергей Есенин. В его поэзии 

Заря окликает другую;
Спит черёмуха в белой накидке;
Цветы мне говорят прощай.

Подготовьте сообщение по плану:

  1. Что такое олицетворение?
  2.  На чем основано олицетворение?
  3. Когда писатель чаще всего обращается к олицетворению.  

– Давайте посмотрим, как Распутин описывает пробуждение реки.
– Какое прием использует, говоря о реке как о живом существе?
– Какие олицетворения передают беспокойно,  нервное состояние Ангары? (река беспокойно. возилась, вздыхает, цеплялось, упиралось, гром  гулял, неохотно, лениво делал прыжок.

1. Что такое олицетворение?
2. На чем основано олицетворение:

1) внешнее уподобление человеку.
2) уподобление по действию
3) Когда писатель  обращается чаще всего к олицетворению?.

3-я группа

«Ещё несло льдины, лёд лежал на берегах, как выброшенные киты, а ребятишки уже забрасывали в мутную зеленоватую воду перемёты».

Образные сравнения (для 3-й группы)

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

(С. Есенин)

Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Очень часто сравнения уточняют цвет, например: глаза, как небо, голубые; листья жёлтые, как золото.
Чаще всего сравнения выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, будто, словно, как будто. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Змейкой мчится по земле белая позёмка; Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Художественная сила сравнения зависит от того, насколько оно неожиданно, ново, например: Был он рыжий словно апельсины на снегу. И мало кого удивит сравнение глаз с небом. Если же мы будем неумело использовать сравнения, то можем оказаться в смешном положении, как автор, написавший: как саранча летел он на свиданье.

Подготовьте сообщение по плану:

1. Что такое сравнение?
2. Чем может быть выражено сравнение?
3. От чего зависит художественная сила сравнения?
4. Какое сравнение используется в рассказе?
5. Проверим, насколько вы были внимательны. Кто заметил сравнение в тексте первой группы? (Треск, быстрый и сильный, как выстрел)

Метафоры (для 4-й группы)

4-я группа

«Молния хлестнула, как обычно, тонким длинным росчерком, но не погасла, а вдруг, словно запутавшись, закружилась, заплясала и разошлась широким концом, обнажив жуткий голубой огонь».

Метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

В саду горит костёр рябины красной
Но никого не может он согреть.

(С. Есенин)

Огненный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем, и родилась метафора: горит костёр рябины красной, которую можно заменить сравнением. Оно выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр.
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность. При описании природы используются метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете: в багрец и золото одеты :леса (А. С. Пушкин).
Но не всегда метафоры украшают нашу речь. Неумелое использование метафоры может сделать высказывание не красивым, а смешным, как в данном случае у неумелого автора: «сел в поезд и поехал по тяжёлой дороге жизни».

Подготовьте сообщение по плану:

1. Что такое метафора?
2. Зачем она используется в художественной речи?
З. К чему приводит неумелое использование метафор? (Молния хлестнула тонким длинным росчерком)
Росчерк – размашистая черта.

III стадия «Рефлексия»

– Итак, посмотрите  в свои таблички. Внесите изменения, дополнения.

Творческие задания:

– Нужно оценить вашу работу

1) Составьте небольшой текст, описывая одно из явлений природы. Используя тропы.
2) Письмо по кругу (Оценивается работа в группе.)
– Напишите об одном из тропов, каждый пишет по одному предложению. информация не должна повторяться.
– Затем экспертная группа проверит и выставит оценку.

(Учащиеся обмениваются мнениями о новой информации,  высказывают собственные позиции).