Интегрированный урок литературы и географии по теме "Необычные путешествия"

Разделы: География, Литература


Образовательные задачи:

  • формировать умение использовать деталь в характеристике литературного персонажа;
  • формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
  • сформировать представление о культурно– исторических центрах Европы (Париже, Риме);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся общечеловеческое мировоззрение на добро, зло, любовь, внутренний мир человека;
  • осуществлять нравственное воспитание через изучение следующих вопросов: гуманизм, этические нормы поведения человека в обществе.
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за результат.

Развивающие задачи:

  • в целях развития мыслительных умений – перенос знаний в новые ситуации;
  • развивать у учащихся воображение, память, внимание;
  • обогащать словарный состав;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в материале;
  • формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательную деятельность, кругозор учащихся;
  • формировать навыки работы в парах;

Предполагаемый результат: систематизировать материал по темам "Творчество Н.В.Гоголя” и “Культурно– исторические центры Европы” посредством создания и защиты презентаций.

Продукт: презентация.

Подготовка к уроку осуществлялась самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации с использованием ИКТ; тема урока раскрыта в форме групповых презентаций;

Оборудование: компьютер, атлас, географический справочник, портрет Гоголя, словари (орфографический, орфоэпический, толковый)

Тип урока: закрепления знаний; урок– презентация.

Ход и содержание урока

I. Организационный момент.

Гамлет наш! Смесь слез и смеха,
Внешний смех и тайный плач,
Ты, несчастный от успеха,
Как другой от неудач.

П.А.Вяземский, 1853 г

II. Вступительное слово учителей.

Панина И.М. (учитель литературы)

Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал “Мертвые души” и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма – одно из самых загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно – философский смысл.

Постановка учебного вопроса:

Что же может дать пользу душе, а что вред?

Под таким углом зрения мы предлагаем Вам совершить путешествие. Мы хотим показать, что нет в поэме ничего случайного, каждая деталь служит для раскрытия образа, а, следовательно, объясняет цель написания произведения.

Красулина А.В. (учитель географии)

Зарубежная Европа является несомненным лидером по количеству объектов Всемирного наследия. В регионе их насчитывается 297.

В Европе находится большое количество исторических центров, курортов, достопримечательностей, которые с удовольствием посещают туристы всего Мира. Но вряд ли кому известно, что города Париж и Рим играют историческое значение в создании произведения “ Мертвые Души”.

Наш исследовательский маршрут, сегодня, будет состоять из следующих этапов: (план на доске).

Маршрут:

  1. а) Что значат эти имена?
  2. б) Рим — культурно– исторический центр
    (I группа учащихся)

  3. а) “Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит”.
    б) Париж — центр мировой культуры.

(II группа учащихся)

Итак, вы готовы совершить открытия? В путь!

III. Показ и защита презентаций (Приложение 1; Приложение 2)

IV. Вопросы, обсуждение.

(Какая, на ваш взгляд, самая яркая достопримечательность Рима?)

Вывод: В конце нашего путешествия нам хочется сделать вывод, что где бы не находился русский писатель в Риме, Париже, частица России неизменно присутствует в его сердце. А культурно – исторические центры всегда играли и играют в настоящее время большую роль в создании величайших произведений.

Поэма “Мёртвые души”-

это книга совести,
теперь, разгадав авторскую загадку, многие из нас
задумываются о своём
собственном очищение
души, но это будет другая история – история своей общественной души.
Живите, мыслите, творите,
возрождайтесь, будьте
ЖИВЫМИ ДУШАМИ.

V. Тестирование на закрепление материала. (Приложение 3)

VI. Синквейн по темам презентаций.

1 – сущ, 2 – глагола, 3 – прилаг...

VII. Итог урока. Оценка презентаций самими учащимися, др. группой (что получилось, в чем были трудности, понравилось, нет ...) Выставление оценок.

Урок окончен.

Благодарим всех за внимание и участие.

Приложение 4