Образовательные задачи:
- формировать умение использовать деталь в характеристике литературного персонажа;
- формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
- сформировать представление о культурно– исторических центрах Европы (Париже, Риме);
Воспитательные задачи:
- воспитывать у учащихся общечеловеческое мировоззрение на добро, зло, любовь, внутренний мир человека;
- осуществлять нравственное воспитание через изучение следующих вопросов: гуманизм, этические нормы поведения человека в обществе.
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за результат.
Развивающие задачи:
- в целях развития мыслительных умений – перенос знаний в новые ситуации;
- развивать у учащихся воображение, память, внимание;
- обогащать словарный состав;
- развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в материале;
- формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательную деятельность, кругозор учащихся;
- формировать навыки работы в парах;
Предполагаемый результат: систематизировать материал по темам "Творчество Н.В.Гоголя” и “Культурно– исторические центры Европы” посредством создания и защиты презентаций.
Продукт: презентация.
Подготовка к уроку осуществлялась самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации с использованием ИКТ; тема урока раскрыта в форме групповых презентаций;
Оборудование: компьютер, атлас, географический справочник, портрет Гоголя, словари (орфографический, орфоэпический, толковый)
Тип урока: закрепления знаний; урок– презентация.
Ход и содержание урока
I. Организационный момент.
Гамлет наш! Смесь слез и смеха,
Внешний смех и тайный плач,
Ты, несчастный от успеха,
Как другой от неудач.
П.А.Вяземский, 1853 г
II. Вступительное слово учителей.
Панина И.М. (учитель литературы)
Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал “Мертвые души” и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма – одно из самых загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно – философский смысл.
Постановка учебного вопроса:
Что же может дать пользу душе, а что вред?
Под таким углом зрения мы предлагаем Вам совершить путешествие. Мы хотим показать, что нет в поэме ничего случайного, каждая деталь служит для раскрытия образа, а, следовательно, объясняет цель написания произведения.
Красулина А.В. (учитель географии)
Зарубежная Европа является несомненным лидером по количеству объектов Всемирного наследия. В регионе их насчитывается 297.
В Европе находится большое количество исторических центров, курортов, достопримечательностей, которые с удовольствием посещают туристы всего Мира. Но вряд ли кому известно, что города Париж и Рим играют историческое значение в создании произведения “ Мертвые Души”.
Наш исследовательский маршрут, сегодня, будет состоять из следующих этапов: (план на доске).
Маршрут:
- а) Что значат эти имена?
- а) “Полюби нас черненькими, а беленькими нас
всякий полюбит”.
б) Париж — центр мировой культуры.
б) Рим — культурно– исторический
центр
(I группа учащихся)
(II группа учащихся)
Итак, вы готовы совершить открытия? В путь!
III. Показ и защита презентаций (Приложение 1; Приложение 2)
IV. Вопросы, обсуждение.
(Какая, на ваш взгляд, самая яркая достопримечательность Рима?)
Вывод: В конце нашего путешествия нам хочется сделать вывод, что где бы не находился русский писатель в Риме, Париже, частица России неизменно присутствует в его сердце. А культурно – исторические центры всегда играли и играют в настоящее время большую роль в создании величайших произведений.
Поэма “Мёртвые души”-
это книга совести,
теперь, разгадав авторскую загадку, многие из нас
задумываются о своём
собственном очищение
души, но это будет другая история – история своей общественной души.
Живите, мыслите, творите,
возрождайтесь, будьте
ЖИВЫМИ ДУШАМИ.
V. Тестирование на закрепление материала. (Приложение 3)
VI. Синквейн по темам презентаций.
1 – сущ, 2 – глагола, 3 – прилаг...
VII. Итог урока. Оценка презентаций самими учащимися, др. группой (что получилось, в чем были трудности, понравилось, нет ...) Выставление оценок.
Урок окончен.
Благодарим всех за внимание и участие.