Николая Ивановича Фотьева можно поставить в один ряд со многими мастерами слова XX века (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Солоухин, В.Шукшин, и др.). В основе творчества Н.И. Фотьева заложены традиции русских классиков, любимых им с детства (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.), умение видеть как проблемы, так и курьезы в окружающей жизни. Все это нашло отражение в художественной практике писателя (в том числе и журналистике), определило жанровое своеобразие его произведений.
В своих произведениях писатель воссоздает амурский и алтайский колорит, описывает быт, нравы и обычаи местных жителей. Тематика творчества Н.И. Фотьева многогранна: взаимоотношения человека и природы, тема войны и памяти, тема любви, тема дела (мастерства) и др. Задачу литературы и свою собственную художник видит в том, чтобы отстаивать духовные и нравственные ценности российского общества.
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим, особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества, где значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается неготовым к такому, взаимно обогащающему взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека и общества значимой.
Происходящие демократические преобразования во всех сферах российского общества затронули и систему образования, одной из целей которой является создание условий для развития личности ребенка. В 90-е годы ХХ века началась активная работа по формированию регионального компонента. Краеведение как сфера педагогической науки в настоящее время все более актуализируется. Определены общие цели и задачи школьного краеведения, потребность в котором резко возросла в связи с гуманитаризацией образования, поисками новых путей воспитания, актуализацией проблемы национального самосознания, необходимости воспитания бережного отношения к историко-культурному опыту народа. Практика образования в различных регионах России подтверждает эту потребность.
В переходный период реформирования всех общественных отношений, отхода от прежних воспитательных ценностей и попадания в тупиковую и даже духовно-разрушительную ситуацию, переоценки моральных ценностей особенно важно сосредоточить внимание на базисе краеведения — тех непреходящих образовательно-воспитательных ценностях, которые заключены в познании родного края, в частности литературной базы амурских писателей.
Литература играет базисную роль во всей системе школьного эстетического воспитания, выполняя познавательную функцию, “…но это не обычная функция: познание осуществляется здесь в чувственных образах, в образной форме, в чувственно-образных представлениях. Важнейшей прерогативой искусства является формирование чувственно-эмоционального отношения к жизни… <...> Художественная идея — явление не только рациональное, не только продукт интеллекта, она всегда выступает как пафос, как чувственно-эмоциональное отношение”. Поэтому столь важно приобщать молодое поколение к литературному наследию амурских писателей.
Любой из рассказов Н.И. Фотьева (“Старый двор”, “Товар лицом”, “Полонез на балалайке”, “Вечерняя песня” и другие произведения) может быть рекомендован для чтения и изучения в 5-8 классах. Они невелики по объему, занимательны и познавательны. Кроме того, названные произведения амурского писателя дают представление о многогранности его творчества, своеобразии поэтики.
Знакомство с небольшими рассказами Н.И. Фотьева в средних классах подготовит учащихся к комплексному анализу произведений амурского писателя в старших классах.
Данная работа предполагает урок по литературному краеведению в 7 классе по рассказу Н.И. Фотьева “Запах кедра”. Изучению данного произведения можно посвятить два (три) урока. Цель первого урока – познакомить учащихся с биографией амурского писателя и прочитать рассказ “Запах кедра”. Домашнее задание: 1) Перечитать рассказ “Запах кедра”, обращая внимание на выделенные учителем фрагменты текста; 2) Составить план, который поможет понять особенности композиции рассказа. Знакомство и первоначальное осмысление произведения подготовит почву для глубокого понимания содержания рассказа, нацелит учеников на выявление основной мысли данного произведения.
Урок № 2
Тема урока: Роль пейзажа в рассказе Н.И. Фотьева “Запах кедра”
Цели и задачи урока:
- Совершенствовать навыки составления плана произведения;
- Развивать аналитические навыки учащихся; учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства;
- Развивать устную речь учащихся, умение высказывать собственное мнение;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Учить сопоставлять прекрасное в жизни и художественном произведении.
Оборудование:
- Текст рассказа Н.И. Фотьева “Запах кедра” (по количеству учащихся в классе).
- Рисунки учащихся на тему природы родного края (избранные работы).
- Фотографии амурского писателя разных лет.
- Карточки-памятки “Природоописание” (по количеству учащихся в классе).
Эпиграф на доске:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг “Заповедь”)
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (просмотр и корректировка планов рассказа учащихся).
- Аналитическая беседа (выявление разновидностей пейзажа, работа с изобразительно-выразительными средствами).
- Подведение итогов урока
Ход урока
1. Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с биографией амурского писателя Н.И. Фотьева, а также прочитали рассказ “Запах кедра”. Главной целью сегодняшнего урока будет определение основной идеи рассказа. Для этого мы организуем “Творческую лабораторию”.
2. Примерный план рассказа “Запах кедра”
- Комната и шишка.
- Запахи — воспоминания детства.
- Осень — любимое время года. Музыка и запах.
- Семейное положение героя. Его занятие.
- Болезнь. Сон. Запах кедра.
- Воспоминания трехлетней давности: а) сказочная страна; б) напарники; в) долгая дорога.
- Прогулка.
- Постройка зимовья.
- Кедр и человек.
- Тайга.
- Снег и ручеек.
- Охота на медведя и бурундучок.
- Будни в тайге.
- Иван.
- Возвращение к жизни.
Учитель: В результате работы над планом рассказа мы установили условные границы частей, выделив как крупные эпизоды, так и небольшие фрагменты.
3. Учитель: Найдите в тексте и зачитайте фрагмент описания комнаты художника. Что мы узнаем о главном герое?
Ученик: Описание комнаты художника Ильи Леонидовича позволяет получить первоначальное представление об этом человеке. Мы можем сказать, что он живет уединенно и достаточно бедно.
Учитель: Как дополняется наше представление об Илье Леонидовиче после прочтения фрагмента текста, соответствующего п. 5 плана?
Ученик: Мы узнаем о занятии, которому посвятил себя Илья Леонидович (живопись), а также некоторые биографические сведения (причина отсутствия семьи).
Учитель: В чем особенность портретной характеристики главного героя?
Ученик: Нет детальной прорисовки. Мы не знаем о том, какого цвета глаза и волосы художника. Это больше зарисовка, нежели портрет, но этого достаточно для портретной характеристики главного героя.
Учитель: Каково настроение героев рассказа в эпизодах “Постройка зимовья” (п. 8 плана) и “Охота на медведя и бурундучок” (п. 12 плана)?
Учащиеся работают с отрывками произведения.
Фрагмент 1
.Потом рубили зимовье. Это было азартно и радостно. Втроем они должны были за полдня устроить себе жилье. Рубили, пилили, копали, таскали бревна. Управились к часу ночи, при луне. Десять венцов нетесаных бревен, сложенных самым простым способом, поднялись на сажень, щели между ними забили мхом. Вместо потолка накатали бревна, оставив отверстие для трубы. Потом три стены и потолок завалили землей. У зимовья было оконце и дверь, которые привезли с собой. Внутри — железная печка с трубой, нары и полка для продуктов.
В час ночи среди бескрайней тайги появилось человеческое жилье, весело загудела печка, стеариновая свеча осветила небольшое кубическое пространство, а транзистор, подвешенный на сучок потолочины, наполнил его веселой музыкой.
Что ни говори, это было хорошо. Уставшие до изнеможения, опоенные чаем, освещенные свечой, обогретые печкой, лежали они поверх спальников, на мягкой подстилке из пихтового лапника. Слушали музыку, вдыхали запах кедра, упивались покоем.
Ученик: Писатель описывает приподнятое настроение, которое свидетельствует о радости, которую испытывают участники действа. Удовлетворение от активно прожитого дня — это счастье для художника и его друзей.
Фрагмент 2.
Горе-охотники! Полдня, с оружием наготове, гнались они за медведем в сторону, обратную той, куда он ушел: следили задом наперед. Шли-шли — глядь: следа дальше нет, только талое, заиндевелое место, где лежал зверь. Здесь он лег еще до снегу, а утречком побрел куда было надо. Обманулись вот почему. В том месте, откуда взяли след, мишка долго топтался. След действительно шел из ельника. Но когда забрались в ельник дальше, оказалось, что мишка развернулся и пошел в обратном направлении. Значит, от валежины в ельник он шел сначала задом наперед, а уж потом нормально. То ли он, заслышав охотников, упятился в ельник, подгоняемый страхом и любопытством, то ли нарочно сделал такой маневр. Кто знает, на что способны медведи?
Потом еще несколько дней гонялись за зверем — и все без толку. Из этого вспомнилось опять же не все, а только вот что. Стоял Илья возле ямы. Ее выкопал медведь, отыскивая что-то съестное. И чем дольше стоял, тем острей чувствовал, что он тут не один, что рядом есть еще кто-то живой, хотя Виктор и Кузьмич шли далеко в стороне. Он стал оглядываться, прислушиваться, поглядывать на кедры. Никого. Но чувство того, что рядом кто-то есть, не покидало его. И вот на сухой, согнутой в дугу елочке он заметил печально согбенную фигурку бурундучка. Скорбный и одинокий, по-человечески сложив на груди озябшие лапки, опустив голову и отрешенно глядя куда-то, он сидел неподвижно, безразличный ко всему на свете. Он горевал. “Что же теперь делать? — всем своим видом говорил зверек. — Жил я, никому не мешал, а меня разорили, все мои запасы разграбили, а самого вместе с гнездом вышвырнули далеко в снег. Теперь я никому не нужен, и мне теперь все равно...”
Зверек так окоченел или так был убит горем, что Илья без труда поймал его и посадил в подсумок. Потом этот бурундучок жил в зимовье, устроив себе гнездо в углу между бревен, и неустанно хлопотал, делая новые запасы.
Ученик: Эпизод “Охота на медведя” вызывает улыбку. Герои долго не могли понять, что они ошиблись, но когда поняли это, то не расстроились.
Учитель: В рассказе многое связано с запахами. Почему именно запах кедра возвращает главного героя к деятельной жизни? Найдите подтверждение в тексте.
Ученик: Мне очень понравилась сцена с бурундучком. Она говорит о том, что автор с уважением и любовью относится к животным. Он внимателен и заботлив. Описывая бурундучка, Н.И. Фотьев говорит о нем, как о человеке, сочувствуя ему.
Учитель: Теперь давайте определим, к какому типу относится пейзаж в отмеченном нами эпизоде (п. 9 плана), используя карточку-памятку.
ПРИРОДООПИСАНИЕ Пейзаж можно классифицировать в зависимости от выполняемой им функции в художественном произведении |
|
Социальный пейзаж |
Изображает реальную обстановку, в которой разворачиваются события. |
Философский пейзаж |
Служит для раскрытия авторского мировоззрения, как правило содержит в себе философские размышления автора. |
Психологический пейзаж |
Непосредственно определяет душевные состояния героя в тот или иной момент его жизни. |
Учащиеся работают с фрагментом 3.
Однажды уже под вечер Илье попался прекрасный кедр. У него было четыре вершины — все густые и усыпанные шишками. Это был патриарх, и стоял он на самой высокой точке перевала. С вершины его виделось так далеко, что крайние леса растворялись в дымке и казались синей полоской. Зато каким четким было все ближнее! Чашеобразные склоны в вершинах ключей заполняли дымчато-зеленые купола — такими кажутся вершины кедров с высоты. Море куполов, море шатров! Какая красота, какое богатство!
Обработав кедр, Илья выбрал развилок понадежней, в который наискось проходил еще громадный сук, и уселся, как в кресле. Он вообразил себя в птицей и невольно испытал то состояние, которое испытывал в детстве. Мило, уютно и радостно было сидеть на вершине кедра-великана. В воздухе плавали янтарные блестки смолы, только что осыпавшиеся с вершины. Воздух был так свеж и так глубоко омывал легкие, что, как от шампанского, кружилась голова. Подул ветерок, вершина кедра плавно качнулась, и соседние вершины словно подвинулись навстречу. Прокатился сдержанный гул. Так шумят кедры. Лиственный лес шелестит, мельтешит, похлопывает, помахивает, а кедры — другое.
Ученик: Н.И. Фотьев описывает осенний пейзаж. В эпизоде “Кедр и человек” пейзаж выполняет психологическую функцию: человеку хорошо, он упивается окружающей его красотой, величием могучего кедра.
Учитель: Амурский писатель обнаруживает себя тонким наблюдателем разнообразных оттенков, красок, звуков, запахов. Для пейзажей характерны лаконичность и сжатость, но статичен или динамичен фотьевский пейзаж?
Ученик: Пейзаж динамичен. Такой характер он приобретает оттого, что угол зрения автора меняется: “Из-за высокой сопки, сквозь кроны кедров, ударило солнце, и радужные полосы заиграли над вершинами леса, стоящего под горой. Радужные полосы похожи на пучки гитарных струн, перевитых золотом. Струны ударились о землю и теперь гудят, поют что-то, и пение это витает над всей Сутарской тайгой”
Учитель: Обратили ли вы внимание на то, какая часть речи обеспечивает динамику пейзажа?
Ученик: В данном отрывке движение выражают глаголы, которых здесь шесть.
Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства использует амурский писатель в описании родных просторов?
Учащиеся: В описании кедра Н.И. Фотьев использует целый ряд изобразительно-выразительных средств — метафор, сравнений и эпитетов: “кедр-патриарх”, “дымчато-зеленые купола”, “море куполов, море шатров”, шишки “светились вишнево-дымчатой чешуей”, “в кроне его, как в шатре”, по сучьям можно ходить, “как по перекладинам”, “чашеобразные склоны”.
Учитель: Но пейзажные зарисовки у Н.И. Фотьева не только фон, на котором проходит действие, но и важное средство характеристики главного героя. Они помогают понять переживания художника Ильи Леонидовича, настроения, чувства и, одновременно, выявляют авторскую позицию. Здесь важно обращать внимание на детали, которые помогают полно и точно определить воздействие природы на самочувствие героя, его поведение и настроение.
Учитель: В сцене с Иваном художник восклицает: “Но ведь есть, Иван, кедры! Значит все в порядке...” В чем же заключается нравственная идея рассказа?
Ученик: Нравственная идея рассказа заключается в том, что человек должен быть другом природе. Будучи человеком активным, он не должен забывать о том, что нужно хранить наш хрупкий мир, чтобы жить в гармонии с природой и с самим собой: если будет жив кедр, то будет жив и человек.
4. Учитель: Сегодня на уроке мы говорили об особенностях фотьевского рассказа “Запах кедра”, об изобразительно-выразительных средствах амурского художника, об особенностях портретной характеристики главного героя, о роли пейзажа в рассказе, определили нравственную идею произведения Н.И. Фотьева.