Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы. Модульная программа "Мир вокруг – большой и разный…"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности

с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью. Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое.

На наш взгляд, из курса литературы, изучаемой в 5-11 классах, можно выделить блок, который условно предлагаем назвать “Мир вокруг большой и разный…” Данный блок, объединяющий в себе модули “Человек – это истинная ценность”, “Братья наши меньшие”, “Учись постигать красоту природы”, считаем одним из самых важных.

В современном обществе утратили свою значимость и ценность такие понятия, как добро, милосердие, сострадание, чуткость, человечность. Ясный огонь человечности должен гореть не абстрактно, не вообще. Курс литературы содержит благодатный материал для воспитания у учащихся гуманного отношения к окружающему миру: людям, животным, природе, для формирования у учащихся таких ценностных категорий, как доброта, милосердие, внимание к окружающему миру. Данная программа рассчитана для работы на уроках литературы в 5-11 классах и представляет собой блочно-модульную систему изучения произведений, включённых в программу по литературе на базовом уровне.

Произведения, объединенные в блок “Мир вокруг большой и разный…”, призваны помочь раскрыть подросткам истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни, и показать им на чем держится мир.

Практическая направленность программы в том, что она поможет учителю-словеснику воспитывать толерантную личность, способную сопереживать чужому горю, видеть, “открывать” для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений “природы”, эмоционально отзываться на её красоту.

Практическая направленность Программа каждого класса включает в себя произведения литературы, поднимающие вечные проблемы: добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное и безобразное в природе и человеческой жизни. При составлении программы использовался национально-региональный компонент в 10-11 классах, изучающих параллельно с русской чувашскую литературу.

В каждом классе программа рассчитана на 16 часов. Содержание и количество часов данной программы можно варьировать: увеличить количество произведений в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин при сохранении или небольшом сокращении учебного времени на изучение других произведений.

Цель: используя произведения литературы, воспитать высоконравственную личность, главной чертой которой будет сострадание ко всему живому.

Задачи:

  • Формировать у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и окружающего мира;
  • Развивать потребность в нравстенно-эстетической отзывчивости ко всему живому;
  • Учить размышлять над причинами, вызвавшими различные эмоциональные состояния;
  • Формировать умения различать эмоциональное состояние человека и животного в разных ситуациях;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к творчеству писателей - создателей произведений словесного искусства;
  • Расширять кругозор обучающихся через чтение произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

И был бы он (человек) счастлив тем,
Что есть мир прекрасный вокруг него
И что назначение его на земле – Творить добро.
(В. Астафьев)

Модуль “Человек – это величайшая ценность”(8 часов)

Быть счастливым – творить добро……

1. Русские народные сказки.(1час) Виды сказок Отражение народной морали в сказках. Торжество добра, справедливости в сказках.

2. Русская народная сказка “Царевна-лягушка” (1час). Народная мораль в характере и поступках героев. Полное любви, добра сердце. Готовность жертвовать собой в сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

3. Литературная сказка. “А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”(1час). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.

4. Андрей Платонов “Неизвестный цветок”(1час). Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.

5. В.Г.Короленко “Дети подземелья”(2часа). Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

6. Куприн “Чудесный доктор”(1час). Чудо деятельного сострадания.

7. Урок развития речи

Модуль “Братья наши меньшие” (4 часа).

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!

1. А. Платонов “Волшебное кольцо”.(1час) Герои сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа добра и справедливости в сказке.

2. Н.Рубцов. Цикл стихов “Диво дивное”, стихотворения “Ворона”, “Воробей”, “Ласточка”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Жеребенок”.(1час) Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру .Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.

3. К. Паустовский “Теплый хлеб”(1час). Смысл названия сказки. “Трудность добра”.

4. Е. Носов “Трудный хлеб”(1час). Добро, умение оказывать помощь, “смысл названия рассказа”.

Модуль “Учись постигать красоту природы” (4часа)

Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

1. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет “Весенний дождь”, Плещеев “Весна”, Тютчев “Весенние воды”.(1час)

2. И. Бунин “Косцы”(1час). Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказах.

3. Поэты XX века о России и родной природе.(1час) И. Северянин “Цветы и ядоцветы”

4.Урок развития речи(1час)

6 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

Быть счастливым – творить добро…

1.А.Платонов “В прекрасном и яростном мире” (1 час). Душевная красота и щедрость; ответственность за тех, кто рядом. Важность человеческого участия. Смысл названия рассказа. Идея доброты, взаимопонимания.

2. В. Железников “Чучело” (2 часа). Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать.

3. В. Распутин “Уроки французского” (2 часа). Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства.

4. Урок развития речи (1 час)

5. Рей Брэдбери “Зеленое утро” (1час). Стремление уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

6. Урок развития речи (1час).

Модуль “Братья наши меньшие” (4часа).

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.

1. Платонов “Корова” (1час). Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.

2. Э. Сетон-Томпсон “Рассказы о животных” (1час). Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.

3. В. Астафьев “Зачем я убил коростеля” (1час)

4. Урок развития речи (1час)

Модуль “Учись постигать красоту природы”( 4 часа)

Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…..
(Ф. Тютчев)

1. Пришвин “Кладовая солнца” (2 часа). Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.

2. К.Паустовский “Повесть о лесах”, “Снег” (1 час). Красота природы. Призыв к умению всматриваться, вслушиваться в природу.

3 Н. Рубцов “ Звезда полей” (1час) Человек и природа в тихой лирике Рубцова.

7 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

Быть счастливым – творить добро…

1. “Поучение” Владимира Мономаха”(1 час). Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

2. И. Бунин “Лапти”(1час). Душевное богатство простого крестьянина.

3. А. Платонов “Юшка”(2часа). Любовь к жизни. Победа разума и добра. Проблема душевной черствости, равнодушия. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

4. Б.Екимов “Ночь исцеления”(1час). Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема “Как важно вовремя успеть”.

5. Е. Носов “Кукла” (1час). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.

6. Рей Брэдбери “Каникулы” (1 час). Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.

7. Урок развития речи

Модуль “Братья наши меньшие”(4часа).

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.

1. В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

2. А.Н. Андреев “Кусака”. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

3. Ф.А.Абрамов “О чем плачут лошади”. Отношение людей к животным. Красота природы. Единство судьбы человека и окружающей его природы.

4. Урок развития речи.

Модуль “Учись постигать красоту природы” ( 4 часа)

Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык

1. Стихотворения поэтов XIX века о родной природе (1час). Жуковский, И.Бунин. Поэтическое изображение природы, выражение авторского настроения миросозерцания.

2. Стихотворения поэтов XX века о природе (2 часа). (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов) человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

3. Урок развития речи

8 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

Быть счастливым – творить добро…

1. Лирические песни. (1 час) Отражение в песни душевной красоты, идеалов крестьянства, нравственных устоев крестьянской жизни.

2.. Из древнерусской литературы. Житие Бориса и Глеба (1час). Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование евангельским заповедям.

3. Карамзин “Наталья, боярская дочь” (1 час). Богатый внутренний мир героев. Образ “благовоспитанной девушки”. “Жизнь сердца”.

4. Куприн “Куст сирени” (1 час). Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

5. А.Платонов “Третий сын” (1 час). Свет в ночном окне. Отцы и дети, материальная любовь, жизнь и смерть, смена поколений.

6. Паустовский “Телеграмма” (2 часа). Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.

7. Урок развития речи (1 час)

Модуль “Братья наши меньшие” (4 часа).

1. Человек и природа в лирике поэтов 20 века (1 час)

2. Н.Рубцов “Жеребенок” (1 час)

3. Н.Заболоцкий “Журавли” (1 час). Одухотворенность природы, единство с ней человека. Человек и природа в лирике Заболоцкого”

4 . Урок развития речи (1 час)

Модуль “Учись постигать красоту природы” ( 4 часа)

Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык

1. Н.Заболоцкий “Я воспитан природой суровой”. Призыв поэта внимательно всматриваться в природу, вслушиваться в нее. Мысль о единстве всего мироздания.

2. Н.Рубцов “Зимняя песня”, “Журавли”. Красота, величие природы (1 час).

3. В. Астафьев “Хвостик” (1час). Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.

4. А. Экзюпери “ Маленький принц” (1 час).

9 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

Чуткое и понятливое отношение одного человека к
другому – это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм
С. Залыгин

1. Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.

2. Н.В. Гоголь “Шинель”. “Маленький человек” и его место в обществе. Горькое чувство от униженности и бесправия “маленького человека”. Гуманистическая направленность повести. Акакий Башмачкин и Самсон Вырин.

3. М.А. Шолохов “Судьба человека”. Судьба человека и судьба Родины. Война и дети. Гуманизм рассказа. Противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви – и разрушение всех основ цивилизации, гуманизма.

4. В. Быков “Сотников”. Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

5. А. Приставкин “Ночевала тучка золотая…” Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: “Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди”.

6. В. Кондратьев “Сашка”. Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной войны.Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.

7. В. Распутин “Живи и помни”. Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.

8. Б. Васильев “А зори здесь тихие…” Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.

Модуль “Братья наши меньшие” (4часа).

И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…
С. Есенин

1.Ф. Абрамов “Жила-была семужка”, Гл. Горышкин “Лебединая жизнь”. Варварское отношение к животному миру. Очеловечивание страдающих животных и потеря человеческого в людях.

2. А. Ким “Глаза бездомной собаки”, Ю. Казаков “Арктур – гончий пёс”, Мих. Миляков “Горний ветер”, Ив Оганов “Собака нашей осени”, Г. Семёнов “След собаки”, Ион Друце “Баллада о пяти котятах”. Ответственность человека за тех, “кого приручил”. Человек – мера всего сущего на Земле.

3. С. Залыгин “Коровий век”, В. Конецкий “Последняя ночь Бандита”, Тимур Пулатов “Владения”. Человек-хищник. Благородство животных. Обречённость природы.

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира”( 4 часа)

Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен…
А. Блок

1. Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Принципы изображения природы. Гармоничный мир природы и его влияние на человека, его душевное равновесие. Философский и социальный пейзаж.

2. Природа в произведениях М.Ю. Лермонтова. Космическое видение природы героем Лермонтова. Патриотизм стихотворения

3. И.А. Бунин. Стихотворения о родине, о природе. Загадки окружающего мира. “Радость бытия”, переживаемая лирическим героем.

4. А.Т. Твардовский. Стихотворения о родине, о природе. Ощущение счастья.

10 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная,
целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в
человеке, самое к нему располагающее и самое в
конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Д.С. Лихачёв

1. А.Н. Островский “Снегурочка”. Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни.

2. Ф.М. Достоевский “Бедные люди”. Судьба обездоленных людей в мире зла. Христианское смирение и всепрощение. Осознание необходимости сострадания и сопереживания.

3. Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”. Осуждение войны, её антигуманности.

4. Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”. Любовь, рвущаяся к свободе, становится хищно-разрушительным началом. Сильные страсти, приводящие к преступлению. Праведники Н.С. Лескова (“Очарованный странник”, “Левша”). Способность “прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего”

5. А.И. Солженицын “Матрёнин двор”. Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гуманистических традиций русской литературы.

6. Б. Екимов “Возвращение”. Смысл названия рассказа. Доброта, гуманность, чувство благодарности маленькому человеку за его дела.

7. А.П. Чехов. Рассказы (“О любви”, “Ионыч”, “Человек в футляре”…) Гибель человеческой души под влиянием пошлого мира. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь.

8. Ю. Бондарев “Горячий снег”. Власть и нравственность, долг и необходимость, человечность и “злая правота”. Трагизм одного из эпизодов войны. Смысл названия.

Модуль “Братья наши меньшие” (4 часа).

И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове…
С. Есенин

1. А.П. Чехов. Рассказы. Новаторство А. Чехова в изображении природы и её связей с человеком (внимание к деталям, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни)

2. Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Трагические отношения человека и природы. Невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека.

3. В. Распутин “Продаётся медвежья шкура”, А. Скалон “Живые деньги”, С. Воронин “Убийство”, Мих. Юхма “Шурсямга, молодой волк”. Проблемы взаимоотношения человека с животными. Насилие над природой – это озверение одних и прозрение других.

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира”( 4 часа)

Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен…
А Блок

Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Ф.И. Тютчев как певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека.

2. И.С. Тургенев “Записки охотника”. Мастерство в создании пейзажа. Живое ощущение России, русской природы. Детали лирических описаний.

3. Ч. Айтматов “И дольше века длится день…” Судьба народа и судьба природы. Поиски гармонии и равновесия.

11 класс

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (8 часов)

1. Д. С. Лихачёв “Письма о добром и прекрасном”. Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. И. Я. Яковлев “Духовное завещание чувашскому народу”. Соприкосновение культур.

2. В. Набоков “Приглашение на казнь”. Е. Замятин “Мы”. Защита прав человека на индивидуальность.

3. М.А. Шолохов “Донские рассказы”. “Чудовищная нелепица войны” в изображении М. Шолохова.

4. В. Быков “Карьер”. Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

5. В.Г. Распутин “Последний срок”. Высокая нравственность труженицы-матери и утеря нравственных ориентиров детьми, пьянство и корысть молодых, невнимание к человеку, давшему им жизнь. Проблески лучших человеческих черт в каждом.

6. В. Астафьев “Людочка”. Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

7. Дуэль в русской литературе (по произведениям А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и “Выстрел”, М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, А.П. Чехова “Дуэль”, А.И. Куприна “Поединок”) Дуэль как средство, пробуждающее человека от забытья жизни; дуэль как защита своей чести; дуэль как предрассудок; дуэль как социальная необходимость. Ценность человеческой жизни.

Модуль “Братья наши меньшие” (4 часа).

1. С. А. Есенин. Стихотворения. Любовь и сострадание “ко всему живому”

2. В. П. Астафьев “Царь-рыба” Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).

3. Ч. Айтматов “Плаха”. Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление необратимого вмешательства в жизнь природы. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые автором.

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира”( 4 часа)

1. Н.М. Рубцов. Стихотворения. Основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова – Родина – Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания

2. Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого.

3. Б.Л. Пастернак Стихотворения. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы.

4. Рассказы В.М. Шукшина. Мастера и геростраты (рассказы “Крепкий мужик”, “Мастер”). Гуманистическая направленность. Влияние традиций русской православной церкви на человека.