«Улыбкой ясною природа
сквозь сон встречает утро года»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы по литературе и биологии, показать красоту родной природы весной, познакомить учащихся с поэтической картиной весны в произведениях литературы , углубить понятие «пейзажная лирика», познакомить учащихся с растениями – первоцветами Белгородской области, особенностями строения и значением в жизни человека.
Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию творческих способностей..
Воспитательные: воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к родной природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, репродукции картин, портреты поэтов, выставка книг о природе, классическая музыка, карточки для рефлексии.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель литературы: У нас сегодня необычный урок, интегрированный урок, посвященный чудесному времени года – весне. На доске - значение слов интеграция, интегрировать (интеграция (лат) – объединение в целое каких-либо частей, процесс сближения; интегрировать (лат) – объединять, связывать в целое какие-либо отдельные части).
Цель нашего урока – углубление и обобщение знаний об изменениях, происходящих в природе, в душах людей весной. В красоте родной природы люди находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения живописи и музыки (слайды 1 -7).
Учитель: А.С.Пушкин… Произносишь это имя, и – светлеет душа. В лирике нашего величайшего поэта русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Всем известно, что любимое время года Александра Сергеевиче Пушкина – осень. Но и весне поэт посвятил замечательные строки (ученик рассказывает наизусть «Евгений Онегин», гл. 7, строфа 1). Слайды 8,9
Учитель: Наш современник писатель Василий Иванович Белов так сказал: «Когда-то все на Руси начиналось с весны… В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться (может, поэтому и говорят: круглый год).
И все же весной приходят к людям свои особые радости».
Наступает ожидаемое обновление природы. Человек должен совершить вечно повторяющуюся (в то же время всякий раз особую) миссию по отношению к природе, к самому себе. Новый цикл сельскохозяйственных работ человек украсил множеством ритуальных действий и поэтическими обрядовыми песнями.
И в 5, и в 6 классе вы знакомились с произведениями устного народного творчества (сказками, пословицами, поговорками, былинами).
Слайд 10
Чем отличаются эти произведения от произведений письменной литературы?
(имеют коллективный характер создания, передача произведений из поколения в поколения, из уст в уста).
Наши предки создали устную обрядовую поэзию. Она была связана с временами года. (Слайд 11). Назначение ее – воздействие на природу, хороший урожай, жизненное благополучие. Существовал обряд «заклинания весны». Веснянки должны были ускорить ее приход. Исполняли веснянки девушки.
2 ученицы исполняют веснянки.
1. Весна, весна красная!
Что нам принесла?
2. Лето теплое.
1. На чем приехала?
2. На сошечке,
На бороночке,
На овсяном снопу,
На ржаном колосу.
Вместе: Весна, весна красная!
1. Приходи к нам с радостью
2. С великою милостью.
1. Приди к нам, весна,
Со радостью!
С великой к нам
Со милостью!
2. Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым
С ячменем усатым,
Со просом , со гречею.
1. С калиной – малиною
С черной смородиной.
2. С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми.
Вместе: С травушкой – муравушкой.
III. Учитель биологии: Апрель месяц. В этом году он более теплый, последние пятна снега исчезли еще в марте. Появляются свежие зеленые травинки, набухают почки на деревьях. Все новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор.
Какие же изменения происходят с растениями весной? (они просыпаются, расцветают). Но чтобы более подробно ответить на этот вопрос необходимо назвать основные органы цветочного растения. (Корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуются плоды с семенами). Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности растений: (Солнце, тепло, вода, хорошая почва – именно эти условия наиболее благоприятны для растений весной). Какое условие внешней среды оказывает первостепенное значение на активность растений весной. (Длина дня. Фотопериодизм – зависимость активности живых организмов от длины дня). Какой орган растений включается в работу первым? (Корень. Земля прогревается, подземные воды становятся теплее, клетки зоны корневых волосков начинают поглощать воду с минеральными веществами, которая по проводящим сосудам стебля поднимается к почкам). Что такое почка? (Почка – это зачаточный побег). Какие бывают почки? (Почки бывают листовые и цветочные. Цветочные почки более крупные).
Приведите пример растений, у которых сначала распускаются цветочные почки (абрикос, вишня, береза, тополь, верба). На каких деревьях сначала распускаются листовые почки? (сирень, рябина, черемуха). Мы с вами поделились своими наблюдениями за весенней природой, а как называется раздел биологии который занимается наблюдением за изменениями, происходящими в природе? (Фенология).
Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна кругом со всех сторон. (М.Исаковский)
Почему воздух весной становится чище? (В зеленых листочках происходит процесс фотосинтеза, при котором в окружающую среду выделяется кислород). Какое вещество отвечает за этот процесс и одновременно придает листьям зеленый цвет? (Хлорофилл).
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветами, которые можно встретить в весеннем лесу, и выполним лабораторную работу. На ваших партах находятся рабочие карты, внимательно посмотрите название лабораторной работы, цель и таблицу, которую мы должны заполнить (приложение1). Слайд 13.
Учитель: Ручьями очищается и хвоя, и валежник,
И первыми появляется в проталине…подснежник. Слайд 14.
В апреле, едва сойдет снег, в лесах и кустарниках черноземной полосы России появляются голубые цветы пролесок; некоторые (неправильно) называют их подснежниками. Цветы невысокие, с приятным запахом, очень нежные, развиваются из луковицы. Садоводы эти растения пересаживают на дачные участки.
Учитель: Чуть позднее зацветает другое растение - хохлатка, декоративное растение, совершенно не требующее затрат по уходу. Хохлатки имеют массу достоинств: морозоустойчивы, не повреждаются болезнями и вредителями, в высшей степени декоративны, цветут ранней весной, когда мало цветущих растений, радующих глаз. Они не нуждаются в сложной агротехнике, быстро размножаются и вдобавок отличаются лекарственными и медоносным качествами. Слайд 15.
Ученик: В середине марта, начале апреля, когда другие растения ещё не цветут, на глинистых откосах, в оврагах, вдоль дорог появляются жёлтые соцветия на недлинных стебельках. После цветения появляются необычные листья, крупные, округлые, сверху зеленые, гладкие, снизу беловатые, пушистые, именно это и подсказало человеку дать название растению – мать и мачеха. Слайд 16.
Учитель: В Белгородской области два вида гусиных лука: желтый более крупный, с широким листом и маленький — менее крупный, с более узким листом. Первый растет в дубравах, а маленький — по лугам. Оба вида очень похожи друг на друга.
Ростки гусиного лука в наших лесах появляются рано, в конце марта — в начале апреля, бледные, желтоватые, потом они быстро зеленеют, торопятся расти и уже в середине апреля зацветают. А во второй половине апреля начинается их массовое цветение. Слайд 17.
Ученик: Прострел весенний или другое название растения - сон-трава. У многих народов оно связано с представлением о сне. Возможно сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь, наводит на мысль о покое и отдыхе. Сон-трава - в славянской мифологии волшебная трава; если её положить под подушку, она подарит пророческий сон. Растение применяется в медицине, но применять его следует осторожно, оно является ядовитым. Охраняется, внесено в Красную книгу России. Слайд 18.
Учитель: Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь в полях
Белеют чудо шарики
На стройных стебельках.
Желтые россыпи одуванчиков встретишь весной в саду, на улице, около дорог, на лесных опушках. Растение любит одинаково и солнышко, и тень. Цветет растение в апреле–июне. Позже – во второй половине лета – наблюдается вторичное цветение.
Продолговатые выемчатые листья одуванчика, собранные в розетку, его длинные полые цветоносы с крупными корзинками золотисто-желтых цветов. Но далеко не все знают, что это растение уже давно числится в списках зеленой аптеки. По этим цветкам можно наблюдать время, они распускаются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. Слайд 19.
Ученик: Первоцвет весенний еще называют примулой, что означает «первый». Действительно, это растение зацветает одним из первых в середине апреля, образуя соцветие золотистых цветков, склонившихся в одну сторону. В некоторых странах существует поверье, что та девушка, которая на Пасху найдет первой цветок первоцвета, непременно в этом году выйдет замуж. Различные виды первоцветов давно введены в культуру, выведены многочисленные декоративные сорта. Слайд 20.
Ученик: В мае зацветает ландыш. Много в лесу замечательных цветов, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке миниатюрные, ослепительно белые фарфоровые колокольчики с резными краями. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Слайд 21,22.
Учитель: Выполним лабораторную работу, заполним первую и вторую колонку нашей таблицы. (Учащиеся выполняют лабораторную работу, обсуждение, взаимопроверка).
IV. Учитель литературы. С пробуждением природы пробуждается и человеческая душа. Художники слова стремятся передать свои чувства через лирические произведения. Лирика – выразительный род литературы. Цель ее – изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Одним из основных жанров лирики является стихотворение. (Слайд 23, 24) Лирическое стихотворение можно разделить на тематические группы
- пейзажная лирика – отношение к природе
- гражданская – размышления о Родине
- интимная – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, дружба, любовь
- философская – размышления о смысле человеческой жизни
Стихотворение, в котором описание природы и чувства человека, связанные с картинами природы, отнесем к какой группе? (пейзажная лирика)
(Работа с учебником, стр. 215 «Страницы поэзии»)
Со стихотворениями каких поэтов мы познакомимся? (Иван Алексеевич Бунин, Игорь Северянин, Александр Трифонович Твардовский, Александр Петрович Межиров) Слайд 25, 26
Ученик 1. Слово о Бунине
Ученик 2. Стихотворение наизусть «Бушует полая вода».
Учитель: Какие чувства будет в душе это стихотворение? (Чувство радости, гармонии мира природы и внутреннего мира человека)
Какие средства выразительности в стихотворении И.Бунина особенно понравились? (ответы учащихся).
Выразительное чтение стихотворений А.Т.Твардовского, А.П.Межирова, И.Северянина
Учитель: Познавая тайны природы, читая стихотворения, слушая музыку, мы учимся чувствовать родную природу, свое единство с ней, учимся любить и беречь природу.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
VI. Рефлексия. А. де Сент – Экзюпери писал: «Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Пред вами на столах лежат карточки, в которых необходимо дорисовать одну деталь. Если урок понравился, то улыбнитесь, а если вам было не совсем интересно, тогда «нахмурьтесь». Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям - от этого и вы будете радостнее жить. Слайд 27, 28.
ЛабораторнаяработаТема: «Первоцветы»
Цель: Познакомиться с раннецветущими растениями Белгородской области. Выяснить особенности строения и жизнедеятельности первоцветов.
Название растения | Особенности строения | Значение в природе и жизни человека |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Растения первоцветов имеют _________________ размеры, рассеченную или вытянутую листовую пластинку, венчики цветков имеют ________________ окраску, ________________ запах, размножаются с помощью _____________________________ ____________________________ Семена распространяются ____________________________. |
Домашнее задание. Используя энциклопедический материал выяснить значение первоцветов в жизни человека.