Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Разделы: Литература


Цель урока:

обучающая:

1) расширить знания учащихся о прошедшей эпохе;
2) выявить основные проблемы рассказа;
3) выяснить теоретико-литературные вопросы:

а) прием антитезы;
б) обрамление;
в) наличие двух рассказчиков;

развивающая: показать связь литературы с другими предметами: историей, живописью, музыкой.

воспитательная:

1) привить интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л.Н.Толстого;
2) способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о том, что каждый человек должен отвечать за жизнь других людей.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого работы художника Ге;
  • анкеты учащихся;
  • диаграмма результатов анкет;
  • иллюстрации художников к рассказу “После бала”;
  • рисунки детей к рассказу Л.Н.Толстого;
  • грамзапись текста рассказа Л.Н.Толстого “После бала” (фонохрестоматия);
  • музыкальное оформление (исполнение мазурки и вальса на скрипке);
  • карточки – задания по анализу текста;
  • листы самооценки;
  • С.И.Ожегов “Словарь русского языка”;
  • документ – камера.

Ход урока

Я верю, что есть истина и что
будет она открыта людям…

Л.Н.Толстой.

Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока – насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен. (самооценка учащихся в начале урока) <Рисунок 1>

Опрос: прослушивание мини – докладов учащихся, которые касались интересных фактов жизни биографии писателя Л.Н.Толстого. (1. “Муравейные братья”, 2. “Удивительные способности Л.Н.Толстого к языкам”, 3. “Физическая закалка писателя”).

Вопрос классу: – Что вас поразило в этих мини – докладах?

Вывод учителя: Лев Николаевич большое внимание уделяет физической закалке. Каждый человек, в каком бы он возрасте не находился, должен следить за своим здоровьем, быть крепким, только тогда он может идти в ногу со временем, нравственно обновляться и совершенствоваться.

Лев Толстой был велик не только как писатель, но и как человек, как личность. Обратите внимание на портрет Толстого, созданного в 1884 году художником Н.Н. Ге. <Рисунок 2>

Вопрос классу: – Какое впечатление оставляет у вас портрет?

– Рассмотрим его.

Ответы учащихся: Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина. Все вокруг спит. И только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, судью, учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия.

Вывод учителя: Ге рисовал писателя, когда тому было уже 56 лет. Кажется, именно так выглядел Толстой, когда создавал рассказ “После бала” (1903 г.). В нем как бы слились глубокий дух и напряженная работа мыслей.

Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты. Работа с диаграммой <Рисунок 3>

Слово учителя: Предварительно вы самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого “После бала” и ответили на вопросы анкеты, которые я вам дала. Посмотрите на диаграмму. Результаты анкеты выглядят таким образом: на вопрос анкеты

– Какое впечатление на вас произвел рассказ?

Вы единодушно ответили, что он вам был интересен, т.е. понравился.

Зачитывание выдержек из анкет детей: (проектирование через документ – камеру)

  • “Очень интересный и увлекательный рассказ, особенно понравились романтические отношения Ивана Васильевича и Вареньки”.
  • “Понравился сюжет, неожиданная развязка”.
  • Понравился тем, что можно рассуждать вместе с героями над волнующими и нас проблемами. Например, служба в армии.
  • “Сюжет рассказа во время чтения держал меня в напряжении”.
  • “У меня было двоякое чувство: радости, когда читала про любовь, и грусти, когда читала про избиение татарина”.
  • “Мне очень понравился рассказ, но я не могу понять одного: почему Иван Васильевич бросил дочку полковника, ведь это ее отец издевался над татарином, а не она. Может быть, он думал, что дочь полковника будет такой же жестокой, как и ее отец. В рассказе показана любовь, но она не похожа на современные отношения. Раньше человека оценивали по его поступкам, а сейчас больше внимания обращают на внешность. Это, конечно, важно, но душевные качества важнее.
  • “Мне очень понравился рассказ Л.Н.Толстого “После бала”. Я узнала, что от любви до ненависти один шаг”.

Слово учителя: На вопрос анкеты “Мог ли полковник поступить иначе?” вы дали двоякий ответ: одна часть из вас считает, что мог бы, а другая – нет. Чтобы вы пришли к единому мнению, мы должны с вами разобраться в содержании рассказа, т.е. проанализировать его. Итак, тему урока вы определили сами. Запишем ее в тетради по литературе. “Гуманизм в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”. Это будет темой нашего диалога.

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: Объяснение лексического значения слова гуманизм.

Диалог учителя с учащимися:

– Ребята, когда вы прочитали рассказ “После бала”, то обратили внимание на необычность его построения: рассказ в рассказе.

– Как называется этот литературный прием? (обрамление).

– При изучении каких литературных произведений вы встречались с этим приемом? (М.Горький “Детство”, Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…).

– Сколько рассказчиков в рассказе? Кто они? (1– повествователь. 2– Иван Васильевич).

– Зачем автор использует этот прием? (чтобы было правдиво).

– Рассказ называется “После бала”. Само название говорит, что в нем две части. Найдите границу этих частей.

– Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал?

Вывод учителя: Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей.

Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи.

– Какую эпоху изображает Толстой? (40-е годы XIX века).

– Кто царствовал в России?

Сообщение ученика: “Николай Палкин”.

Вопрос классу:

– Почему, по-вашему, в 900 – е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”?

Вывод учителя: Рассказ Толстого “После бала” – позднее произведение писателя. Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. А действие рассказа происходит в 40 – е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением в обществе и армии. В такое время жили герои рассказа Иван Васильевич, полковник, Варенька. Весь рассказ строится на противопоставлении.

– Что здесь противопоставлено? (место действия, образы, детали, музыка)

– Каково было социальное положение Вареньки? Ивана Васильевича?

– Какой образ жизни вел Ивана Васильевича?

– Каково главное удовольствие его жизни?

– Найдите описание бала в тексте рассказа (прослушивание в записи по фонохрестоматии).

Слово учителя: Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Исполнение учащимися на скрипке мазурки и вальса) <Рисунок 4, 5>

– Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.

– Какая деталь портрета вас удивила?

Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

– Найдите описание портрета отца Вареньки.

– О чем говорит его портрет?

– Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала.

Самостоятельная работа учащихся по составлению логических цепочек <Рисунок 6>

Во время бала

5. От счастья не может заснуть.

4. Обнимал весь мир своей любовью.

3. Я был не я, а какое – то неземное существо.

2. Варенька затмила всех. Иван Васильевич любуется ею.

1. Бал: музыка, танцы. Пьян любовью.

После бала

1. Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка.

2. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника.

3. Полковник бьет по лицу солдата. “Мне было стыдно”.

4. Не может заснуть от увиденной картины.

– Задание классу: Сравните эти логические цепочки. О чем они говорят?

Вывод: Чувство радости сменяется чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой использует прием контраста, который еще больше выражает главную тему рассказа.

– Почему Иван Васильевич не мог поступить на военную службу и никогда не служил?

– Оправдываете ли вы его?

– Почему он расстался с Варенькой?

Вывод: Варенька, ее улыбка напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог забыть того, что увидел…

Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки) <Рисунок 7>

Задание на дом: 1.Составить план характеристики одного из героев:

а) Иван Васильевич;

б) полковник.

2.Художественный рассказ по плану.

Литература

  1. Л.Н. Толстой “После бала”.
  2. Н.С. Шер “ Рассказы о русских писателях”. Москва. 1964 год. Издательство  “ Детская литература”.
  3. В.Я. Коровина “ Развитие речи учащихся 5 – 10 классов в процессе изучения литературы в школе”. Москва. “Просвещение”. 1985 год.
  4. И.А. Фогельсон “Литература учителя” (раздел “Л.Н.Толстой”). Москва. “Просвещение”. 1990 год.