Цели: в ходе урока дети смогут
- продолжить формирование умений анализа прозаического произведения, участия в дискуссии, умения делать выводы;
- сформулировать и высказать своё собственное суждение об императорах Николае I, Александре I, о донском казаке Платове, мастеровом Левше, которое будет уточняться, углубляться в процессе анализа произведения;
- продолжить формирование патриотического отношения к своей родине.
Оборудование:
- портрет Н.С. Лескова (1894), художник В. Серов,
- иллюстрация Кукрыниксов “Левша и Николай Павлович” к произведению Н.С. Лескова, иллюстрации учеников к сказу, портрет Ф.И. Тютчева,
- “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, компьютер,
- мультипликационный фильм о “Левше” режиссёра И. Иванова-Вано (1964).
Литературоведческие термины: эпитет, гипербола, оксиморон.
Лексическая работа:
- эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему;
- гипербола – чрезвычайное, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
- оксиморон – сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого);
- неологизм – новые слова;
- архаизм – слова, вышедшие из употребления;
- патриот – человек, проникнутый патриотизмом;
- патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
- праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали;
- прозёванный – не замеченный вовремя.
Эпиграф к уроку:
“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”. Пословица
Есть какое – то химическое соединение русского духа с родной землёй, которая не даёт нам прервать эту связь со своим народом, Отечеством, позволяет нам оставаться русскими. Ф.М. Достоевский.
Ход урока
Из чёрной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаённая гроза,
В изображенье умного Серова.
Вл. Гиппиус (Нелединский)
“Томленье духа”
“Прозёванным гением” назвал Н.С. Лескова (1831 – 1895) Игорь Северянин. И правда – этого самобытного, неповторимого писателя читали меньше, чем он этого заслуживает. Его считали певцом русской удали, русского мастерства. А ко всему этому ещё изображал тайное тайных в человеке.
Что означает “прозёванный гений”? (Не понятый, не открытый вовремя)
У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила её неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом.
О Левше и о народе “Лескова спрашивали: так ли он хорош или плох?
Так вы над ним смеётесь или восхищаетесь?
Так это правда или вымысел?
Так англичане дураки или умные?
Так вы – за народ или против народа?” (На эти вопросы нам и предстоит ответить на сегодняшнем уроке)
Какая легенда легла в основу сказа “Левша”?
По признанию самого Н.С. Лескова замысел Левши возник из поговорки:
“Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”.
Между тем “Левша” придуман писателем от первого до последнего слова.
Первые строки произведения Н.С. Лескова окрашены отблеском русской славы: “Когда император Александр Павлович окончил Венский совет...”.
Россия – держава - победительница, русские воины богатыри в Отечественной войне 1812 года, защитили не только своё отечество, но и народам Европы освобождение от наполеоновской Франции принесли. Есть чем гордиться! Есть чем восхищаться!
Можно себе представить, какое чувство национальной гордости должен испытывать русский император, путешествующий по Европе после Венского конгресса, где играл главную роль.
Работа в группах
1 группа учащихся находит и выписывает в тетрадь образ императора Александра Павловича (гл. I-III). (Англоман, не верит в русский талант)
2 группа учащихся находит и выписывает в тетрадь образ императора Николая Павловича (гл. XI-XIII). (Высокомерен, тщеславен, равнодушен, его волнует верноподданичество, верит только в русский талант)
Посмотрим иллюстрацию к сказу Н.С. Лескова художников Кукрыниксов “Левша и Николай Павлович”. Какие эпитеты помогают ярче представить характер Николая Павловича? (Надменный, важный, высокомерный, напыщенный)
Сравнительную характеристику императоров можно записать на доске.
Николай Павлович в отличие от Александра Павловича вызывает чувство симпатии. Этот персонаж неоднозначен. Он верит в русский талант, но заботится ли император о своей стране, о своём народе?
Что более всего заботит царя Николая?
Можно ли назвать Александра Павловича и его преемника Николая Павловича патриотами своей страны?
Что означает слово патриот? Патриотизм? (“Государь Николай Павлович в русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...”). Но почему эта характеристика Николая I не вызывает доверия? Почему его патриотизм воспринимается ложным, напускным, “квасным”? (В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, так как императоров не заботит судьба народа и государства)
Кто такой Матвей Иванович Платов? (Граф, генерал, историческая персона, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном. Соратник Кутузова и Суворова)
Чем напоминает Платов былинных героев?
Как относится атаман к простым людям? Левше?
Можно ли его назвать патриотом своей страны? Почему?
Верит в талантливую самобытность русского человека, его величие. Он признаёт талантливость тульских мастеров, но весьма невысокого мнения об их нравственных личностных качествах, простой народ “мастеровит, но воровит”. (Обращаясь к тульским мастерам, Платов говорит: “Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменили и тонкой аглицкой работы не испортили”)
За внешними амбициями Платова скрывается равнодушие и эгоизм. (Когда нужна была реальная помощь Левше, Матвей Иванович, “Который опять на укушетке лежал”, никакого сочувствия не проявил, никакого желания помочь не показал, так и остался лежатьна “укушетке”, зная, что Левша умирает)
Государственным людям в сказе противопоставлен Левша. С помощью каких художественных приёмов писатель создаётобобщённый образ героя из народа, выражает народную сущность образа Левши?
Сказовая форма повествования помогает Лескову создать обобщённый образ Левши как представителя русского народа.
Кого из сказочных персонажей напоминает Левша? (Простодушных дурачков из русских сказок. Как Иван – дурак, Левша неказист с виду, неуклюж, да ещё и косой, да ещё и левша. Но именно он, как и герои народных сказок, становится победителем в сложной ситуации)
Выделяем ещё один приём, способствующий созданию обобщённого образа Левши: в ХХ главе уже не рассказчик рассказывает, а повествует автор, который подчёркивает эпический характер её (легенды. - Н.С.) главного героя”. Легенду о Левше сложил сам народ, воплотив в её образе свои этические представления о талантливых мастеровых: “Это их эпос, и притом с очень “человечкиной душою”.
На доске выписаны слова из произведения.
К каким группам лексики принадлежат данные слова? (Архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы)
В сказе очень много новых слов. Почему они возникают?
Кто их произносит? (Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: таблица – долбица, микроскоп – мелкоскоп, английский – аглицкий)
(Один из многих, один из тульских мастеровых. Рассказчик не говорит ни о таланте героя, ни о его искусстве. По чистой случайности Платов “схватил своими куцапыми пальцами за шиворот косого левшу... и кинул его к себе в коляску в ноги”)
Каким человеком был Левша?
В каких поступках выявляются лучшие душевные качества героя?
Зачем Платов берёт Левшу в Петербург?
Поведение героев во дворце (гл. ХIII-ХIV).
“Все трепещут от страха, Левше всё нипочём, нет в нём раболепства, неказист, убог, но сознаёт себя как человек”.
В чём тайна работы тульских мастеров?
Приключения Левши в Англии. Как ведёт себя герой с чужеземцами?
Чем он удивил англичан?
Стихотворение Ф.И. Тютчева “Умом Россию не понять...” (Это стихотворение очень точно отражает русский характер)
Почему он отказывается остаться? (Он - “своему отечеству верноподданный”. Левша постоянно думает о России, о Туле, о родителях. В его речи всё чаще появляется не “я”, а “мы”, “наши”, “у нас”, “наш”)
Что вкладывает Левша в понятие “отечество”? (Прежде всего для него это – дом, семья: “у меня дома родители есть”. Родина для Левши – это вера: “наша русская вера самая правильная”)
Можно ли Левшу назвать праведником? Почему? (Потребность делать добро - то существенное, что отличает героев – праведников. Герой – праведник всегда патриот)
Что интересовало Левшу во время пребывания в Англии? Почему?
Отчего он вдруг так затосковал? Левша – патриот своей страны?
Как разошлись пути Левши и английского полшкипера?
Возвращаемся к эпиграфу урока. Каково значение этой пословицы:
“Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”.
Кто её произносит?
Нужен ли государству маленький человек Левша?
Какими были последние слова Левши?
Фрагмент экранизации мультипликационного фильма о “Левше” режиссёра И. Иванова-Вано (1964).
Какое выражение лица? Почему он улыбается? (Отмучился, вернулся умереть на родину, родную землю – вот тайна, которую чужеземцу не понять)
Кто виноват в смерти Левши? (Все, сама жизнь)
Возвращаемся к эпиграфу.
Ответим на поставленные вопросы.
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение о своём таланте.