Целью урока является создание условий для:
- формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор” через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”;
- развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного осознанного чтения, работы в команде;
- воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с биографией К.Г.Паустовского.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная доска, рабочая тетрадь.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Ход урока
I. Стадия вызова.
1. Вступительное слово учителя.
Педагог акцентирует внимание ребят на том, что подбор произведений, которые они изучают в 6 классе, позволяет представить жизнь их сверстников, представленную разными авторами.
2. Мозговой штурм.
Задание 1.
Назовите черты характера литературных персонажей, ваших ровесников.
На данном этапе принимаются все версии и фиксируются учителем на доске.
Задание 2.
Выделите из перечисленных те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.
Что, как вам кажется, сближает вас и литературных героев? Почему это происходит?
Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
3. Целеполагание.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия и цели, затем происходит сопоставление предложенных вариантов с вариантом учителя.
II. Стадия осмысления.
1. Знакомство с автором произведения, которому посвящено занятие.
2. Работа с текстом. Чтение “со стопами” и комментированное.
Учитель перед чтением каждого из отрывков просит ребят подумать над тем, чему может быть посвящена та или иная часть текста, а после ознакомления сравнить предполагаемый вариант с имеющимся литературным материалом.
– Глава называется “Гардемарин”, как вы думаете, кто такой гардемарин? Почему автор назвал эту главу именно так?
Учащиеся высказывают свои предположения, принимаются все версии.
“Гардемарин”
1 этап.
…Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты.
Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно.
Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя.
Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.
И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем.
– Совпали ли первоначальные версии? Узнали мы, кто такой гардемарин? С кем мы познакомились? О чём пойдёт речь дальше?
2 этап.
По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.
В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата “Паллада”, из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с чёрным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.
Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения.
– Верными были наши предположения? Кто такой гардемарин? Что такое фрегат, эфес? Что нового узнали о герое? О чём пойдёт речь дальше?
3 этап.
Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.
Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: “Азимут”. Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота.
Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.
– Что верного в наших предположениях? Что такое азимут? О чём мечтал герой? Чем закончится встреча с гардемарином?
4 этап.
– Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире?
Я покраснел и ничего не ответил.
– Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице.
– Я близорукий, – ответил я упавшим голосом.
Гардемарин положил мне на плечо худую руку:
– Дойдем до Крещатика.
Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.
На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.
Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне:
– Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.
Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.
– Что собой представляет корвет? Какой вывод делает герой после разговора с гардемарином? Могли ли мы предвидеть подобный исход? Как это характеризует героя? Какие могут последствия встречи, кроме горького вывода?
5 этап.
После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.
Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.
Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: “Полярная звезда”, “Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире.
Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож.
Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью.
Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а “Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах.
Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю.
Тогда впервые я услышал от мамы слово “менингит”.
– Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось менингитом.
Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи.
Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю.
Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.
– Совпали ли наши первоначальные представления о содержании и герое произведения? Что мы узнали о главном герое?
3. Работа с таблицей ассоциаций в группах.
Задание.
Заполните графы таблицы, посвящённые герою произведения. Представьте результаты в устной и письменной форме.
мечты |
увлечения |
черты характера |
звуки |
цветовая гамма |
|
герой |
|||||
автор |
III. Стадия рефлексии.
- Анализ результатов работы групп.
- Работа с синквейном о К.Г.Паустовском.
Задание.
- Прослушайте синквейн о К. Г. Паустовском.
- Заполните графы таблицы, посвящённые писателю.
- Опираясь на данные таблицы, ответьте на вопрос: “Можем ли мы назвать “Повесть о жизни” автобиографическим произведением?”
- Домашнее задание .
Подготовьте сообщение на тему: “Автор и герой автобиографического произведения” или проиллюстрируйте понравившийся эпизод из главы “Гардемарин”.