Литература
-
А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". 9-й класс 2011
За урок можно выполнить результативную содержательную работу. Учитель предлагает учащимся выполнить задание по опоре. Заполнить лист цитатами из текста, озвучить, то есть дать сравнительную характеристику. Учащиеся постигают науку человеческих взаимоотношений, приумножают навыки более глубокого проникновения в текст.
-
Мифологические сюжеты в произведениях искусства 2011
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.
-
Личностно ориентированный урок. "В чем смысл жизни?" (по сказкам "Премудрый пискарь" и "Пропала совесть" М.Е. Салтыкова-Щедрина) 2011
Урок литературы построен на основе технологии ЛОО. На уроке учащиеся самостоятельно добывают знания. Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию "Я-концепции".
-
Литературно-музыкальная композиция "Пушкин и Натали" 2011
Литературная композиция может быть представлена на школьных вечерах, праздниках, днях памяти Пушкина. Поможет ближе познакомиться с жизнью поэта, почувствовать, как любовь согревала поэта, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных любви; музыкальным сопровождением усилить восприятие происходящего.
-
Христианская проповедь в наследии Н.В. Гоголя 2011
Н.В. Гоголь вошел в историю русской культуры прежде всего как художник слова. Долгое время его воспринимали исключительно как сатирика. Н.В. Гоголь остался малоизвестным как мыслитель. Философское же творчество писателя, тем более религиозное, оказалось за пределами специального изучения. Внимательное знакомство с наследием писателя помогло узнать, что значительную часть гоголевских произведений составляет христианская проповедь.
-
Литературная игра по сказке Дж. Даррелла "Говорящий сверток" 2011
Данная литературная игра может быть использована как на уроках внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Подбирая вопросы, я опиралась непосредственно на текст сказки Дж. Даррелла «Говорящий свёрток». По желанию каждый может уменьшить или увеличить количество вопросов и заданий, изменить форму проведения игры.
-
Фольклорное путешествие "Сказка, песня… любовь" 2011
Разработка фольклорного путешествия для учащихся 5–9-х классов – внеклассное мероприятие, проведенное в методическую неделю русского языка и литературы. Это мероприятие позволяет раскрыть творческие способности учащихся, применить, полученные на уроках знания в новой, нестандартной ситуации, расширить кругозор, познакомиться с названием науки, изучающей фольклор.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах" 2011
Цель урока: привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состраданием».
-
А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс 2011
Цели и задачи урока: познакомить с балладой и ее особенностями, сопоставить балладу А.С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге"; Обучать навыкам анализа текста.
-
Интегрированный урок развития речи в 7-м классе (русский язык, литература, ИЗО) "Портрет в литературе и живописи" 2011
Урок даёт целостное представление о портрете в литературе и живописи. Форма урока - проект, составленный учащимися. Урок разработан с использованием ИКТ. Материал, представленный в мультимедийных презентациях, расширяет кругозор учащихся, знакомит с историческим материалом, усиливает эмоциональное восприятие картины, прививает любовь к искусству, что способствует более успешной подготовке к сочинению.
-
Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова) 2011
Ребятам будет интересен урок в том случае, если он несёт какую-то практическую направленность. Зачем изучаем творчество Гончарова? Знания, полученные на уроке, пригодятся ли в жизни? Дети запомнят самое важное: Гончаров нашёл в себе силы круто изменить свою жизнь, преодолев свою лень, отправиться в кругосветное путешествие. Вывод: не бояться менять свою жизнь в лучшую сторону, преодолевать, казалось бы, невозможное.
-
Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011
На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.
-
Урок-сказка "Время волшебства" 2011
Ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является устное народное творчество. Это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, юноши где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершают поступки во имя добра. Для чтения данной статьи нужно установить шрифт Тimes Sakha.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе 2011
Автор учит школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями. Учит филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания).
-
Утопия и антиутопия 2011
Занятие проводится в 11-м классе. Оно посвящено обсуждению возможных концепций будущего на материале произведений художественной литературы, содержащих футурологические прогнозы как утопического, так и антиутопического характера. Прослеживается история возникновения утопий и антиутопий.
-
Поверим алгеброй гармонию. 7-й класс 2011
Материал представляет определенную помощь как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется учителям, работающим в национальной школе. В статье предлагается материал для объяснения новой темы об особенностях художественно-выразительных средств поэтической речи, проверки и закрепления знаний по стихосложению.
-
Развитие духовного мира школьника в учебно-воспитательном процессе 2011
C каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника. Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи - того, что позволило назвать XIX век "золотым веком" в развитии искусства.
-
Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс 2011
Продолжить знакомство шестиклассников с творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Развивать творческие способности учащихся.
-
Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия 2011
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами.
-
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс 2011
Урок данного типа дает возможность продолжить знакомство с творчеством А.Платонова, вместе с платоновскими героями попытаться посмотреть по-другому на окружающий мир. Заинтересовать учеников необычной формой урока. Дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А.Платонова. Учит добрым и искренним чувствам.
-
Урок "Нынче час мой настал…" (Дуэль в жизни Сильвио, главного героя повести А.С. Пушкина "Выстрел") 2011
Урок по литературе предназначен для учащихся 6-х классов. Урок разработан с использованием информационных технологий. Основная проблема урока - показ характера героя. В ходе урока учащиеся анализируют поступки героя, отрабатывают умения пользоваться словарём, дают свою оценку личности героя.
-
Внеклассное чтение по сказке "Общее счастье". 5-й класс 2011
Цели урока: познакомить ребят со сказкой; вырабатывать навыки анализа произведения; развивать технику чтения; воспитывать любовь к книге.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
Интегрированное занятие (история + литература) по теме "Память - наша совесть, она как сила нам нужна…" 9–11-й классы 2011
Проведение интегрированных уроков позволяет активизировать связь между предметами, обратиться к ранее уже полученным знаниям, сформировать активную гражданскую позицию. Проводимая подготовительная работа к таким урокам развивает у обучающихся навыки исследовательской работы, сопричастность к истории своей страны, развитию ее культуры.
-
Изучение творчества А.С. Грибоедова в 9-м классе 2011
В статье планируется изучение жизни и творчества А.С.Грибоедова, комедии «Горе от ума». Использование разных приемов и методов на уроках.
-
Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие" 2011
В ходе урока поэтическое слово предстает как волшебство. Звучат стихи А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.П. Плещеева, А.А. Фета и др. Используются картины русских художников. Урок проходит в форме путешествия по календарю. Каждая страница оживает, когда дети выразительно читают стихи, озвучивая пейзаж на картинах художников.
-
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии) 2011
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества. Суть исследовательской работы - в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
-
Литературная игра по сказке Х.К. Андерсена "Соловей". 5-й класс 2011
В системе уроков по изучению сказки Х.К.Андерсена "Соловей" этот урок - обобщающий. Внимание учеников акцентируется на общечеловеческом значении произведения. Не менее важной задачей является активизация речевой деятельности пятиклассников. Для этого на уроке в системе используются разнообразные методы и приёмы стимуляции творческой активности учеников. Каждый этап урока методически обоснован и преследует конкретные образовательные и развивающие цели.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка" 2011
Внеклассное мероприятие по литературе, способствующее приобщению к народной культуре, углублению знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитию творческих способностей учащихся, воспитанию чуткости к родному языку.