Литература
-
Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа". 7-й класс 2011
Учитель дает ученикам понятие "хамелеонства" и продолжает обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического. У ребят развивается образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения.
-
Воспитание толерантности на уроках литературы 2011
Не секрет, что на сегодняшний день в российском обществе можно проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности. Как правило, это происходит из-за понимания слова "толерантность" как терпимости и непротивления. В статье даны разные определения толерантности, рассматривается воспитание толерантности на уроках литературы, так как именно уроки литературы должны способствовать развитию высоконравственной личности.
-
Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед" 2011
Цели урока - знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л. Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед". Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности, развитию логического мышления, воспитывает патриотические чувства. На уроке развивается монологическая, диалогическая речь. Учащиеся могут выразить свое мнение по данной проблеме.
-
Пословицы – жемчужины русского языка 2011
В статье рассмотрен вариант урока-конкурса. Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.
-
Урок-проект "Как загадку сочинить?". 2-й класс ("Школа–2100") 2011
Урок-проект литературного чтения во 2-м классе (программа «Школа–2100») призван помочь учащимся в определении понятия “загадка”, закрепить умение выделять у объекта состав и признаки, закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки, формировать самостоятельную учебную деятельность.
-
Литературная игра по роману Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" 7–8-й классы 2011
Обращение к лучшим образцам приключенческого жанра мировой литературы – один из способов выйти за рамки учебника и привить учащимся интерес к чтению. Предлагаемая литературная игра в форме командного соревнования переносит участников в Карибское море во времена пиратов. Внеклассное чтение романа и его обсуждение в ходе совместной творческой деятельности поможет стимулировать интерес учащихся к произведениям Р.Сабатини.
-
Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…" 2011
Анализ лирического произведения – самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. В статье рассматриваются различные способы анализа.
-
Система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе 2011
Данная система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе основана на применении исследовательской технологии. Представлена технологическая карта работы на уроке, составленная с учетом рекомендаций учебно-методического пособия для учителей под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной.
-
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся 2011
В гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета автор использует данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.
-
А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". 9-й класс 2011
За урок можно выполнить результативную содержательную работу. Учитель предлагает учащимся выполнить задание по опоре. Заполнить лист цитатами из текста, озвучить, то есть дать сравнительную характеристику. Учащиеся постигают науку человеческих взаимоотношений, приумножают навыки более глубокого проникновения в текст.
-
Мифологические сюжеты в произведениях искусства 2011
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.
-
Личностно ориентированный урок. "В чем смысл жизни?" (по сказкам "Премудрый пискарь" и "Пропала совесть" М.Е. Салтыкова-Щедрина) 2011
Урок литературы построен на основе технологии ЛОО. На уроке учащиеся самостоятельно добывают знания. Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию "Я-концепции".
-
Литературно-музыкальная композиция "Пушкин и Натали" 2011
Литературная композиция может быть представлена на школьных вечерах, праздниках, днях памяти Пушкина. Поможет ближе познакомиться с жизнью поэта, почувствовать, как любовь согревала поэта, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных любви; музыкальным сопровождением усилить восприятие происходящего.
-
Христианская проповедь в наследии Н.В. Гоголя 2011
Н.В. Гоголь вошел в историю русской культуры прежде всего как художник слова. Долгое время его воспринимали исключительно как сатирика. Н.В. Гоголь остался малоизвестным как мыслитель. Философское же творчество писателя, тем более религиозное, оказалось за пределами специального изучения. Внимательное знакомство с наследием писателя помогло узнать, что значительную часть гоголевских произведений составляет христианская проповедь.
-
Литературная игра по сказке Дж. Даррелла "Говорящий сверток" 2011
Данная литературная игра может быть использована как на уроках внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Подбирая вопросы, я опиралась непосредственно на текст сказки Дж. Даррелла «Говорящий свёрток». По желанию каждый может уменьшить или увеличить количество вопросов и заданий, изменить форму проведения игры.
-
Фольклорное путешествие "Сказка, песня… любовь" 2011
Разработка фольклорного путешествия для учащихся 5–9-х классов – внеклассное мероприятие, проведенное в методическую неделю русского языка и литературы. Это мероприятие позволяет раскрыть творческие способности учащихся, применить, полученные на уроках знания в новой, нестандартной ситуации, расширить кругозор, познакомиться с названием науки, изучающей фольклор.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах" 2011
Цель урока: привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состраданием».
-
А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс 2011
Цели и задачи урока: познакомить с балладой и ее особенностями, сопоставить балладу А.С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге"; Обучать навыкам анализа текста.
-
Интегрированный урок развития речи в 7-м классе (русский язык, литература, ИЗО) "Портрет в литературе и живописи" 2011
Урок даёт целостное представление о портрете в литературе и живописи. Форма урока - проект, составленный учащимися. Урок разработан с использованием ИКТ. Материал, представленный в мультимедийных презентациях, расширяет кругозор учащихся, знакомит с историческим материалом, усиливает эмоциональное восприятие картины, прививает любовь к искусству, что способствует более успешной подготовке к сочинению.
-
Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова) 2011
Ребятам будет интересен урок в том случае, если он несёт какую-то практическую направленность. Зачем изучаем творчество Гончарова? Знания, полученные на уроке, пригодятся ли в жизни? Дети запомнят самое важное: Гончаров нашёл в себе силы круто изменить свою жизнь, преодолев свою лень, отправиться в кругосветное путешествие. Вывод: не бояться менять свою жизнь в лучшую сторону, преодолевать, казалось бы, невозможное.
-
Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011
На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.
-
Урок-сказка "Время волшебства" 2011
Ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является устное народное творчество. Это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, юноши где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершают поступки во имя добра. Для чтения данной статьи нужно установить шрифт Тimes Sakha.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе 2011
Автор учит школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями. Учит филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания).
-
Утопия и антиутопия 2011
Занятие проводится в 11-м классе. Оно посвящено обсуждению возможных концепций будущего на материале произведений художественной литературы, содержащих футурологические прогнозы как утопического, так и антиутопического характера. Прослеживается история возникновения утопий и антиутопий.
-
Поверим алгеброй гармонию. 7-й класс 2011
Материал представляет определенную помощь как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется учителям, работающим в национальной школе. В статье предлагается материал для объяснения новой темы об особенностях художественно-выразительных средств поэтической речи, проверки и закрепления знаний по стихосложению.
-
Развитие духовного мира школьника в учебно-воспитательном процессе 2011
C каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника. Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи - того, что позволило назвать XIX век "золотым веком" в развитии искусства.
-
Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс 2011
Продолжить знакомство шестиклассников с творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Развивать творческие способности учащихся.
-
Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия 2011
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами.
-
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс 2011
Урок данного типа дает возможность продолжить знакомство с творчеством А.Платонова, вместе с платоновскими героями попытаться посмотреть по-другому на окружающий мир. Заинтересовать учеников необычной формой урока. Дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А.Платонова. Учит добрым и искренним чувствам.