Цель: развитие в студентах творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
Задачи:
- обучающие: познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками выразительного чтения.
- развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.
- воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства.
Ход мероприятия
“Соплеменники, окажите честь –
Зачеркните “был”. Напишите – есть”!
Слайд 1
Ведущий 1: Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным, потому что все его песни написаны кровью сердца.
Слайд 2
Ведущий 2: Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе. Пел о том, что его волновало и тревожило, – предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем.
Слайд 3
Ведущий 3: Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз.
(«Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что значит, когда работаешь, а не халтуришь».)
И все свои концерты неизменно начинал с песни «Братские могилы». Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.
На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Братские могилы».
Ведущий 4. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина Максимовна, отец Семен Владимирович, родом из Киева.
Слайды 3-4
Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.
Слайд 5
Ведущий 1. Великая Отечественная война… В 1941 (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что – нибудь типа этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию идет брат мой идет…» однажды после такого выступления пожилой мужчина подошел ко мне и тихо сказал:»Спасибо за сына»,- и поцеловал мне руку,- вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна.
Отец на фронте с первого и до последнего дня. Семен Владимирович участвовал в обороне Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.
Звучит песня «Так случилось – мужчины ушли».
Ведущий 3 В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого «догнали» старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях Владимир Семенович Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей – военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».
На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Высота»
Слайд 6
Ведущий 2. В Германии (Семен Владимирович Высоцкий и его вторая жена Евгения Степановна жили в Германии, Володя длительное время проживал с ними) у маленького Высоцкого стал проявляться характер: он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками.
Каким Володя был в детстве? По словам отца, «он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли «в войну». Обожженные брови и копоть на лице доказывали. Что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов».
Ведущий 3. В одной из анкет Владимира Высоцкого спросили: «Ваше любимое место?» Повидавший много стран и красот мира, он ответил: «Самотека. Москва». «Ваша любимая песня?» – «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства.
Анкету поэту предложил заполнить тогда рабочий сцены, а впоследствии актер Анатолий Меньшиков, который был этими ответами разочарован, Высоцкий это понял и спросил, что именно не нравится.
«Я сказал откровенно, – признается Меньшиков, – "Любимая песня -– "Вставай, страна огромная..." Конечно, это патриотическая песня, но..." Он вдруг с какой-то тоской и досадой поглядел на меня, положил руку на плечо и сказал: "Щенок. Когда у тебя мурашки по коже побегут от этой песни, тогда ты поймешь, что я прав. И почему я ее люблю..."
Слайд 7
Звучит песня «Священная война».
Ведущий 4. Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учебу бросил.
Слайд 8
Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа. Закончив актерское отделение Школы-студи МХАТа, он стал работать в Московском драмтеатре им. А. С. Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей.
Слайды 9-10
Как актер участвовал в создании художественных фильмов.
Слайд 11
Фильм «Служили два товарища» Высоцкий называл среди своих любимых работ в кино.
Слайд 12
Ведущий 1. С большим уважением В. Высоцкий относился к авторской песне. Стихи-песни Юрия Визбора, Юлия Кима, исполняемые под гитару, приводили его в восторг.
Слайд 13
Но особенно он любил Булата Окуджаву. «Он был мой духовный отец, и в этом смысле остается для меня самым светлым», написал В. Высоцкий в своих воспоминаниях.
Слайд 14
Актерская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно» скребет по нервам, рвет душу». По мнению В. Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.
Слайд 15
Звучит «Песня о Земле».
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
больше в землю не бросите семя…»,
кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время…
Материнства не взять у Земли,
не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Она вынесет все, переждет,
не записывай Землю в калеки.
Кто сказал, что Земля не поет,
что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
изо всех своих ран, из отдушин,
ведь Земля – это наша душа,
сапогами не вытоптать душу.
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время…
Ведущий 2 Каждая из песен В. Высоцкого нашла своего слушателя. Это относится и к песням о войне. Высоцкий писал их от лица людей мужественных, сильных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину – не подведут. Песни написаны так талантливо, убедительно, что слушатели даже путали певца персонажами его песен.
Будучи исполнителем, Высоцкий мог быть разным: грохочущим, штормовым, казалось на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. Но содержанием она ещё больше западала в душу. Как, например, песня «Звёзды».
Звучит песня «Звезды».
Ведущий 1 В разнообразной ролевой лирике Владимира Высоцкого есть особая тема, к которой он обращался на протяжении всего своего творческого пути, и которая была необычайно важна для него. Это – тема войны. В военной поэзии наиболее ярко раскрыты гуманистические ценности поэта. В ней поэт раскрывает свой нравственный идеал.
Ведущий 2 В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну,писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал:
«Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером.
Во-вторых, у меня военная семья... Отец у меня – военный связист, прошел всю войну... У нашей семьи было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал.
В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях...
И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти...»
Ведущий 3 Однажды был такой случай. Его пригласили на кинопробу. Роль эпизодическая: солдат-инвалид рассказывает мальчику, как воевал. Пробу сняли и не утвердили эпизод из всего фильма слишком выделялся. Говорят, когда об этом сообщили Высоцкому, он помолчал, а потом сказал: «Понятно. Ну ладно…А теперь, ребята, давайте снимем ещё раз, просто так, для души, и сыграю я вам, как мне хочется, а вы мне только не мешайте. Плёнка есть?»
Плёнка нашлась и кадры, к счастью, сохранились. Они вошли в художественный фильм «Воспоминание».
… На экране за столом сидит солдат. Лицо Высоцкого без грима, только нижние веки краснее, чем обычно, и лицо тяжелее. На столе карта, рядом бутылка и стакан. К стене приставлены костыли. У стола беленький мальчик . Солдат водит пальцем по карте и разбирает давний бой. Не рассказывает мальчику, как воевал, не гордится боевым прошлым, но живёт в том бою. Он не вышел из этого боя. И, кажется, уже никогда не выйдет. Скользнули и грохнулись об пол костыли. Солдат замолчал и погрузился в свои мысли. А потом запел:
Полчаса до атаки,
Скоро снова на танки.
Снова слушать разрывов концерт…
И песня, и выпевание слов – из тех давних лет. Из тех поездов, в которые, хватаясь за поручни, взбирались инвалиды и катились от одного купе к другому на своих подшипниках и пели так, что было страшно и стыдно протянуть деньги. Кровавой военной работе – защите своей земли – были отданы не только руки и ноги, но и сознание целого поколения. Вот что сыграл Высоцкий «просто так, для души».
(Просмотр кадров фильма «Воспоминание»)
Ведущий 4 В 1964 году, Высоцкий напишет два военных стихотворения на тему, в ту пору тоже запретную: «Все ушли на фронт» и «Штрафные батальоны», в которых представлены глубокие нравственные мотивы, ярко выражен гуманистический пафос.
Герои этих стихотворений – солдаты-штрафники, отправленные на фронт из сталинских лагерей. Фактически это были смертники: их бросали в прорыв на самых трудных участках. За ними шли цепью бойцы НКВД и стреляли в тех, кто повернул в обратную сторону. Поэтому в бою штрафники могли оказаться только победителями – или убитыми:
У штрафников один закон, один конец –
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу»…
Вот шесть ноль-ноль – и вот сейчас обстрел, -
Ну, бог войны, давай без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому – до ордена, а большинству – до «вышки».
Горький парадокс: человека, избежавшего «вышки» (т.е. высшей меры наказания) в заключении, пуля настигает все равно…
И в этом глубокий гуманистический посыл поэта, который доносит до нас боль и отчаяние за людей, павших геройски, но оставшихся в забвении.
Ведущий 2.В своих интервью Высоцкий неоднократно указывал на песни о войне как на важнейший пласт своего творчества, подчеркивая глубинную связь этой темы с опытом театральной работы на Таганке: одним из своих любимых поэт называл спектакль «Павшие и живые». Размышляя о подобных песнях, бард отметил двуединство их широкого общенародного содержания («война всех коснулась») и пристального вглядывания в личность, оказавшую в «пограничной» ситуации, на грани катастрофы: «Я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти… И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах, в тех сюжетах».
Слайд 16
Ведущий 3 Были фильмы, были спектакли, которые озвучивал Высоцкий. И очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. У этих песен начиналась своя, отдельная (и очень интересная!) жизни. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену.
На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Солдаты группы «Центр»
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне. В.Астафьев – замечательный писатель, «солдат войны» (так он называл себя) удивлялся, как мог этот мальчишка (Высоцкий), не знающий войны, писать о ней. После прослушивания песен Владимира Семёновича он задумался и сказал: «Так писать о войне может только фронтовик». Одной из лучших песен о войне является песня «Он не вернулся из боя».
В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос, почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того – не может не писать.
Слайд 17
На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Он не вернулся из боя”.
Ведущий 1 Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину.
На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Черные бушлаты”.
Ведущий 2 У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли, роли из никем не поставленных, и более того – не написанных пьес. Он же хотел играть эти роли немедленно, он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и говорить. Он импровизировал, увлекался, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Вот что что пишет Марина Влади в своих воспоминаниях: “Если прочесть все, что ты писал, хочется думать, что ты прожил сотню жизней. Ты мастерски пародируешь песни уголовников, и все эти люди уверены, что ты не раз отбывал срок. Некоторые из твоих песен, написанные в 50-60 годах, стали лагерным фольклором, старики утверждают, что помнят их с давних времен, что они написаны еще до революции. Тебе смешно, и в то же время ты горд.
Слайд 18
Нет ни одного моряка, ни одного летчика, который не знал бы наизусть твои песни о море, страшную “Спасите наши души”, или ошеломляющий диалог двух истребителей в небе...”
На фоне военной кинохроники звучит запись песни “Як-истребитель”.
Ведущий 4 Весь ужас войны в том, что она не обходится без жертв. Отгремела Великая отечественная война, но войны не прекратились, и сейчас в горячих точках продолжают погибать люди, в основном молодые, которым бы жить, да жить…
«Невоевавший солдат» Владимир Высоцкий и все герои его военных песен получили признание и всеобщую любовь.
Давно смолкли залпы орудий,
Над нами лишь солнечный свет.
А чем проверяются люди,
Если войны уже нет?
Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
Покой только снится, я знаю.
Готовься, держись и дерись.
Есть мирная передовая:
Беда, и опасность, и риск.
Поэтому слышим нередко
Сейчас, как тогда:
«А ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
Слайд 19
Ведущий 2. Все песни Владимира Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку.
«Сохранить моральные ценности, которые высветила война, – вот что нужно нам сейчас», – считал поэт.
Ведущий 3. Благодаря Высоцкому, мы учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает «Песня о новом времени».
Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
на скаку не заметив, что рядом – товарищей нет.
И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
про войну будут детские игры с названьями старыми,
и людей будем долго делить на своих и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под ними скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица, –
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять…
Ведущий 1 На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.
На фоне военной кинохроники звучит запись песни «Ведь это наши горы»
Ведущий 2 Одна из таких ролей это роль в спектакле «Антимиры». Этот спектакль был посвящён всем молодым поэтам и писателям, не вернувшимся с войны. Это не в прямом смысле спектакль. Просто актёры выходили и читали стихи молодых поэтов, не по годам мудрые и поэтичные, раскрывающие героизм всей страны и каждого солдата в частности. Жаль только, что авторы сами не смогли читать их со сцены. Им и посвящена эта постановка. Высоцкий в этом спектакле исполнял свои песни и читал свои стихи наряду со стихами других поэтов.
Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.
«Я кругом и навечно виноват перед теми
С кем сегодня встречаться почёл бы за честь
Но хотя мы живыми до конца долетели
Жмёт нас память и мучает совесть
Видеозапись. Владимир Высоцкий читает стихи поэта-фронтовика Семёна Гудзенко «Нас не надо жалеть»
Ведущий 3 Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля теперь может стать жертвой последней войны.
«Материнства не взять у Земли
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли,
Нет, она почернела от горя»
Слайд 20
Ведущий 1 Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.
«Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье –
И эхо связали, и в рот ему сунули кляп».
Слайд 21
Ведущий 3 Творчество Высоцкого смывает всю фальшь, всю дешевку, заставляет вспомнить, поверить, понять, пережить, как свое, накрепко связывая тех, кто воевал, и тех, кто «не видел войны и родился значительно позже». Гений Высоцкого сделал войну даже не понятной, а близкой миллионам людей, к счастью для них, не знавших, что это такое. Более того, эти песни безоговорочно приняли ветераны.
Президент Международной коллегии адвокатов Артемий Николаевич Котельников, некогда прошедший от Курской дуги до Берлина и Праги:
«Если говорить о Высоцком, то я, хоть и с некоторой натяжкой, принадлежу к поколению его "отцов", и я бесконечно благодарен Владимиру за то, что он сделал для нас. Он был младше, но стал нашим голосом, нашей памятью. Я готов подписаться под каждой его строчкой, написанной о войне.
Я знаю биографию Высоцкого, и все равно мне кажется, что это ошибка, а на самом деле он воевал. Отступал от границы к Москве и шел назад, вращая землю на запад, был разведчиком, штрафником, летчиком, подводником...
Да, конечно, он слышал рассказы отца и его товарищей, но этого мало. Тысячи фронтовиков рассказывали сыновьям о войне, а Высоцкий – один. Я считаю его гением, величайшим, русским поэтом, равным по значению Пушкину. Высоцкий – это Пушкин двадцатого века...»
Слайд 22
Ведущий 2 «Мы не можем знать войну, но мы знаем Высоцкого,– говорит студент из Нью-Йорка Артем Хачатурянц, – Высоцкий пел для всех и обо всех. Да, его эпоха уже стала историей, эпоха, но не он сам. Многое моему поколению без него было бы непонятно. Это мы – "книжные дети", не испытавшие того, что выпало нашим дедам, но не желающие стоять в своем стойле, пережевывая жвачку, ничего не помня, ничем не гордясь, ничего не желая…».
Слайд 23
Звучит песня «Сыновья уходят в бой»
Слайд 1
Слово преподавателя
Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер. Музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно. Его песни… Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.
Владимир Семёнович Высоцкий ещё при жизни стал одним из самых популярных певцов, народным любимцем. Каждый из нас по-своему открывает знакомого и незнакомого Высоцкого. Станислав Говорухин так сказал о нём: «Он был мужчина. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в моряки, в лётчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни». И не только в песнях, но и в театре, в кино, в поэзии…. Он в одном лице сочетал несколько искромётных дарований, и кажется, был не один, а несколько Высоцких, настолько богато была его творческая натура. К сожалению. Высоцкий многого не успел. Но и после смерти Владимира Семёновича его песни не перестали пользоваться популярностью. И всё так же мы включаем записи певца, когда нам недостаёт задушевного собеседника…
Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь.
Высоцкий пел песни, которые были необходимы людям. Они необходимы людям и сегодня. Когда он пел, некоторые говорили: «Это мода, пройдёт». Но вот не проходит и не пройдёт, потому что он стал уже частью нашей жизни, частью нашей культуры, частью нашего огромного сегодняшнего дела.
Литература:
- В.С. Высоцкий, Сочинение в 4-х томах, АОЗТ «Технэкс-Россия», Санкт-Петербург 1993.
- Авторская песня. М. Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.