Класс: 5.
Цель урока: знакомство с Софроном Тотышем как писателем, собирателем и сказителем шорского фольклора и его сборником “Сказки Шапкая”.
Задачи:
- обучающая – познакомить обучающихся с бытом, обычаями, традициями шорского народа; с элементами анализа текста – составлением личностной характеристики героев сказки;
- развивающая – развивать навык анализа сказок в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их творческие способности, навыки актерского мастерства; интерес к истории жизни, эпосу малых народов; продолжать работу над выразительностью речи;
- воспитывающая – воспитывать патриотизм и уважение к культуре других народов, общечеловеческие нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимовыручка, любовь к ближним – матери, отцу), культуру общения.
Межпредметные связи: русский язык, история, риторика, театральное искусство, природоведение.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма - урок внеклассного чтения.
Структура урока:
- видеосюжет – заставка к серии мультипликационных фильмов “Гора самоцветов”
- рассказ о шорцах, их обычаях и обрядах
- библиографическая справка о Софрона Тотыше
- чтение, анализ и инсценирование сказок “Ленивый бурундук”, “Урок”, “Могучий Мустакай”
Оборудование: шорский бубен, кайгомысек; карта России, Кемеровской области; иллюстрации и рабочий материал к сказкам, словарные слова к рассказу о шорцах, портрет Софрона Тотыша.
I. Вступление.
В.И.Горянский. “Вы любите сказки?”
Если вам кажется наивным – пусть!
Я хочу поделиться все же:
В моем сердце прекрасная тихая грусть,
Которая всех радостей дороже…
Вы любите ли сказки?.. Не верю, что нет!
Теперь вы большие, но были дети…
О, как жаль, если и до теперешних лет
С вами вместе не дожили сказки эти.
Грустно мне, грустно, как никогда
Ведь у вас тоже такие минуты были?
Господи! Вы любите сказки? Скажите: да!
Я хочу, чтобы вы их любили.
II. Видеосюжет.
Слово учителя. Гора самоцветов…Давайте сегодня, ребята, рассмотрим один из драгоценных камешков-самоцветов – шорские народные сказки. На уроке вы узнаете о жизни и обычаях этого народа. В процессе работы вы будете опираться на ваши знания, полученные при изучении сказок. У нас будут необычные гости, вы познакомитесь с новыми сказками и вам будет предоставлена возможность – показать свое актерское мастерство и навыки выразительного чтения.
В видеофрагменте вы видели карту России, а это карта нашей области. Давайте обратимся к ней
Слово учителя. В верховьях реки Томи и ее притоках Кондомы и Мрассу селились да и живут сейчас шорцы – один из коренных народов Южной Сибири.
Основная территория их расселения, Горная Шория, находится на юге Кузбасса.
Этот народ получил название от рода “шор”, с их представителями впервые столкнулись русские люди в местечке, получившем позднее название – село Кузедеево. И этим именем стали называть все местное население Кузнецкой тайги.
Главное занятие шорцев, кузнечество, поэтому их называли “кузнецкими людьми”, а место где они жили “Кузнецкой землей”. Впоследствии это название было перенесено на город Кузнецк (в настоящее время Новокузнецк Кемеровской области).
Шорцы занимались рыбным промыслом, охотой и верили в духов – хозяев гор, рек, лугов, ведавших животным и растительным миром. Эта вера носит название “шаманизм”. (изображение шамана)
Шорцы наделяли душой все, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. Танец выражал это лучше всего.
И перед началом охоты обычно шаман устраивал камлание – особое горловое пение – обращение к духам, прося у них помощи, удачи в охоте, изгнания болезни. Он камлал в юрте или под открытым небом (обращение к рисунку). Мог камлать в своем повседневном халате, повязав на голову платок и обязательно с бубном.
Бубен – площадь бубна рассматривалась как картина с изображением трех миров: верхний – небо, средний – земля, нижний – подземный мир. Слева рисовалось солнце – кун, справа месяц – ай.
- Сколько цветов на бубне вы видите? Почему, как думаете?
Все рисунки наносились только белой (толченый мел) и красной (размельченный в порошок камень) краской; позднее, с конца XIX века, использовали черную – из пороха.
III. Шорский эпос.
- Давайте вспомним, какие виды УНТ вы знаете? (песни, пословицы и поговорки, загадки, легенды и, конечно же, сказки). Данные жанры присутствуют и в шорском эпосе.
В сборнике “Сказки Шапкая” собраны шорские народные сказки, их перевел на русский язык Софрон Сергеевич Тотыш.
Топонимическая справка. Его родина – город Мыски (показать на карте). Раньше этот город назывался Томазак, по-шорски это значит “нога Томи”.
Биографическая справка (портрет). С. Тотыш был восьмым ребенком в семье. В детстве Софрон ничего не боялся: объезжал диких лошадей, ходил в тайгу, бил шишки, был смелым озорным мальчишкой.
Став взрослым, открыл в родном селе избу-читальню, хотел, чтобы его народ обучался грамоте. Много за свою жизнь видел и пережил Софрон Тотыш. Ему хотелось рассказать о жизни своего маленького шорского народа, о его обычаях и нравах. И он написал книгу о дедушке Шапкае (это его так зовут), который рассказывает сказки детям.
- Давайте представим, что он входит сейчас в наш класс.
IV. Сценка. Шапкай и дочь-учительница. (опережающее домашнее задание двум учащимся)
Дочь его Анначак ученье окончила, сама учительницей стала, домой приехала.
Д.: - Ты, отец, прожил трудную жизнь, хватит работать.
Ш.: - Не совсем я старый. Как без работы жить буду? Ночью – спи, днем – лежи. Спина болеть будет. О чем думать буду, если работы нет?
Д.: - Теперь отдыхать будешь и думать ни о чем не надо.
Ш.: - Да зачем же ты хочешь, чтобы руки мои пустыми стали?
Д.: - Отец, а ты возьми тогда в руки колокольчик, иди к нам в школу сторожем работать, и будешь ребят с перемены да на перемену звать – тоже важная работа.
Автор: - Но мало этого старому Шапкаю, он и после уроков ребятам отдыхать не дает.
Ш.: - Теперь мой урок начинается. Если вам торопиться сейчас некуда, так вы садитесь вокруг меня и старые сказки слушаете.
Усаживаетесь поудобнее. Прежде чем мы начнем с вами читать сказки дедушки Шапкая, давайте вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете? (бытовая, героическая, о животных).
V. Анализ, выразительное чтение, инсценирование сказок.
- Подобные сказки есть и у шорского народа. Давайте познакомимся с ними.
1. Ленивый бурундук. (с.15)
- О чем уже говорит название?
- Какого вида будет сказка? (о животных)
- Какое прилагательное в названии помогает определить характер бурундука? (ленивый)
- Вы видели когда-нибудь бурундука? Чем он отличается от белки? (три полосы на спинке, которые по легенде оставил медведь своими когтями)
- Что собой представляет бурундук? Что это за животное?
- Герои сказки – белка, бурундук и автор.
- Что представляет собой белка? (разгоряченная работой, запыхавшаяся, юркий зверек, делает запасы на зиму, трудолюбивый).
- Поэтому какой будет ее речь? (веселой, быстрой, немного резкой)
- Как вы будете читать реплики за бурундука? (медленно, как бы нехотя, лениво, жалобно)
- Как узнать по тексту, где чья реплика? (каждая реплика с красной строки).
- Мы выберем две группы чтецов по три человека: когда я скажу: “Достаточно” - читает следующая группа.(выразительное чтение сказки)
- Как бурундук объяснил белке, почему он всего боится? (Чтобы не принести горя матери. Она у меня старенькая. Боится, чтобы со мной плохого не случилось. Все сама делает.)
- Ребята, как вы считаете, прав ли бурундук?
- Что надо делать, чтобы не приносить горя своим родителям? (учиться, помогать).
- Мама – самый главный человек в жизни каждого из вас и неслучайно в нашем государстве отмечается День матери
Тот бережет свой дом, а эта платье,
Та – украшенье тонкого литья.
Боюсь богатство потерять я,
Мое богатство – это мать моя.
(Т.Зумакулова)
3. Урок. (С. 43)
- Сказка называется “Урок”. Какие значения этого слова вы знаете?
1. Учебное занятие.
2. Задание на дом.
3. То, из чего можно сделать вывод, что-то поучительное на будущее.
- Посмотрим, в каком значении будет употреблено слово в данной сказке.
Действующие лица: муж, жена, рассказчик, сосед – без реплик (в театре многие настоящие актеры начинают как раз с таких ролей без слов).
Словарная работа: бай – помещик, овчина – шуба из шкуры овцы.
- Читаем часть сказки и составляем характеристику жены и мужа. Для этой работы мне нужны два помощника, которые с помощью табличек запишут черты характера героев сказки на доске.
Жена | Муж |
говорливая бранчливая (бранится, ругается) спала много ленивая |
человек смирный, не поперечный (поперек, т.е. против не говорит) спорить не умел |
- Героиню каких русских народных сказок эта жена вам напоминает? (“Морозко”, “Про ленивую да радивую”)
- В каком значении употреблено слово “урок”? (то, из чего можно сделать выводы, что-то поучительное).
- Кто на будущее в этой сказки сделал для себя урок?
- Изменилась ли жена? Какое слово в ее характеристике можно убрать? (ленивая)
- А Игорь Киселев, наш кузбасский поэт, писал:
Без недомолвок и опаски,
В простор неведомый маня,
Меня добру учили сказки,
Учили совести меня.
- К какому виду относится сказка? (бытовая)
3. Могучий Мустакай. Подобные сказки исполнял кайчи – сказитель, играя и исполняя сказания на кайгомысеке, кай–комусе (двухструнном музыкальном инструменте, на котором играли смычком – круглой гладкой палкой). (показ инструмента, аудиозапись)
- Какого вида эта сказка? (героическая)
- Что в ней прославляется, воспевается? (защита родной земли)
Коллективное прочтение сказки по ролям (участвует весь класс, так как в ней 19 реплик; за автора читает учитель).
- Давайте сделаем вывод. Чему нас научили сегодня сказки? (трудолюбию, бережному, заботливому отношению к маме, взаимовыручке, любви к родине).
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, - сказал А.С.Пушкин.
VI. Обобщение.
Слово учителя. Шорцы, их обычаи и традиции жили на земле Кузнецкой веками, живут и будут жить дальше.
И наш урок мне хочется закончить шорскими стихами.
Тот, кто однажды видел рассвет,
Не изживет в себе никогда.
Человек, отведавший счастья глоток,
Жизни иной не захочет уже
И сохранит благодать в душе.
А вас пусть сохранят эти шорские обереги: для девочек – кожаные украшение, как символ женской мягкости и нежности, а для мальчиков – камешек горы самоцветов – символ силы и мудрости.