“Уходит жизнь – приходит память.
И память возрождает жизнь”
(Урок – конференция по книге А.Лиханова “Последние холода”.)
Цели:
- Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких.
- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе “зоркость сердца”, не оставаться равнодушным к чужой беде.
- Учить глубокому осмыслению прочитанного; учить выражать свои размышления в форме развернутого аргументированного ответа.
Пройдет время, и все кто был взрослым, когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, нынешние дети.
И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы.
Не дайте им забыть.
А. Лиханов
Оборудование урока:
- Тексты повести А.Лиханова “Последние холода”.
- Словарь В.Даля.
- Портрет писателя.
- Оборудованная доска.
Тема: повесть о том, как жили люди во время войны в тылу. Голод – это страшно!
Учитель: “Сегодня урок внеклассного чтения по теме “Дети минувшей войны”. Автор А.Лиханов. Кому посвятил автор эту повесть?”
Запись на доске:
“Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям.
Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами
военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила
и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети”.
А.Лиханов.
Эпиграф к уроку:
“Берегите друг друга.
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга.
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте”
О. Высоцкая
Вступительное слово учителя.
Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова Высотской (зачитать). Как известно – в эпиграфе главная мысль.
– Так о чем же у нас пойдет речь на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях, как доброта и зло, жестокость, и милосердие, жадность и бескорыстие, эгоизм и великодушие и о многом другом.
Поэтому – у нас с вами урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.
– Где найти ответы на эти вопросы?
Ответить на эти вопросы нам помогают взрослые, товарищи и, конечно книги. Есть такие книги, мимо которых пройти нельзя. Они заставляют задуматься, волнуют, долго не дают жить спокойно. К числу таких книг можно отнести повести Троепольского, романы Катаева, Каверина, рассказы Алексеева, Яковлева. Я бы хотела, чтобы вы на свою “золотую полку” поставили книгу А. Лиханова “Последние холода”. (“Золотая полка” – это та, на которой ставятся любимые книги”, – говорил Ю.Олеша.)
Итак, основные вопросы поставлены, но прежде чем мы перейдем к конкретному обсуждению повести, давайте познакомимся с писателем.
Знакомство с писателем (сообщения учащихся).
Родился в г. Кирове в 1935 году 13 октября. Отец был слесарем. С первых дней войны ушел на фронт. Мать – медицинская лаборантка. Она рассказывала сыну о нечеловеческих страданиях и огромных несчастиях, стараясь заронить в душу сына чувства сострадания, доброты и великодушия. Большую роль в судьбе внука сыграла бабушка Мария Васильевна. “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”– говорил А. Лиханов. Она сама любила книги, у нее была прекрасная память, она много чего интересного рассказала внуку. Детство писателя прошло в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в огромных очередях за хлебом, шил кисеты для солдат, участвовал в концертах для раненых.
Так много пережил сам автор, и написанное им о военном детстве советских ребят покоряет правдивостью.
“Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство”, – говорил писатель.
– Почему он так говорит? (Потому что благодаря этому трудному детству, Лиханов научился отличать добро от зла, стал добрее, взрослее, великодушнее.) Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, как делили с взрослыми все тяготы лишений и утрат. Писатель удостоен многих премий и наград, ордена “Знак Почета“.
Беседа по повести.
Закрыта последняя страница…
– С каким чувством вы это сделали? И о чем, по-вашему, эта повесть?
(Повесть посвящена детям минувшей войны, их лишениям и страданиям. Эти дети не столкнулись лицом к лицу с войной, но и в глубоком тылу, далеко от линии фронта она обрушила на них недетские переживания, горе, опалила их души.)
Учитель: в сложный внутренний мир подростков, ваших сверстников, вводит писатель нас с первых страниц. Разговор идет не просто о военном детстве, а о том, как нелегко быть самоотверженным и достойным звания человека, как сохранить в себе задатки добра и чистоты, если вокруг жестокость , зло, насилие.
Что такое зло вообще? Каковы его истоки? Что такое стыд? Совесть, человечность, бескорыстие и милосердие– вот вопрос, на который мы должны найти ответ.
– От чьего имени ведется рассказ?
(От имени Коли – уже взрослого человека, который вспоминает свое военное детство с мельчайшими подробностями. Их невозможно забыть автору. Нельзя забывать и нам о том страшном времени.)
Он говорит нам: (зачитать) ” Не забудьте! Мы это помним! Не забыли бы вы, новые люди!”
– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?
(Он привык к доброжелательности, заботе о них. “ Мама с бабушкой надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать”. “Я знал, что дорогие мне мама и бабушка изо всех сил защищают меня от окружающей жизни, очень даже не легкой, хотят, чтобы я, поменьше зная о ней, подольше был обыкновенным ребенком.” “ Мама и бабушка страдали оттого, что им не всегда это удается”.)
Учитель: а нужна была Коле правда? Вспомним Некрасова: “ Добрый папаша, к чему в обаянии умного Ваню держать?...
– Когда же Коля начинает видеть вокруг себя другую жизнь, ощущать по-настоящему беду? (Когда получает дополнительное питание в столовой.)
– Какой себе представлял Коля столовую? Какая она на самом деле?
(Длинные очереди, шум, гам. “ Нет, что ни говори, а еду эту можно было только
так и назвать– доп. Питание. Уж никак не основное! От кислых щей сводило
скулы”.)
Учитель: автор видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой “
шакалы”, хулиганов, которые отбирают еду у тех, кто послабее, устраивают драки.
Желтые лица ребят, горящие безумным светом глаза, девочка, тонкая и бледная, как
папиросная бумага. Это невозможно забыть!
– Что сделало детей такими?
(Голод войны заставил детей воровать, попрошайничать. Мог человека превратить в зверя. И какой же силой надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.)
– При каких обстоятельствах Коля знакомится с Вадиком и Машей? Что думает о них? Где живут они?
(Отец убит в первые дни войны, мама в больнице, тиф, потеряны карточки, деньги. Комната ужасна.)
– Чем жили эти дети? Что помогло им выстоять?
(Забота о маме, нежная, трогательная, письма. Забота друг о друге, ответственность за Марью. Вадик кормит ее, защищает , даже в баню водил. Война сделала детей взрослыми.” Вадька мне каждую крошку тащит, как воробей”. (А помните: воробьи в столовой – молчаливые!) Помощь людей – чай Вадику после драки.)
– Какую роль в жизни детей сыграл Коля?
(Кусок хлеба стащил дома, домой привел, куртку решил отдать, идет на “ промысел” с Вадиком, идет в тифозный барак, сумел преодолеть в себе страх.) (Зачитать о тифозных бараках.)
– Что же заставило Колю пойти в барак?
(Он начинает понимать, что доброта должна быть действенной. Одного сочувствия мало, надо делать добро. И Коля становится сильнее, мужественнее, делает решительный шаг).
– А какую роль сыграли Вадим и Миша в жизни Коли?
(Он задумался над такими понятиями, как доброта, стыд, совесть, бескорыстие, великодушие, взрослость.)
– Как вы понимаете смысл этих слов? К кому они применимы?
(Разговор о значении слов.)
– Что значит взрослость в понимании Коли?
(“Взрослость приходит к нам однажды не в какой-то миг. Взрослость приходит,
когда маленький человек видит важное дело… и понимает это важное “.)
– В чем же проявляется взрослость Коли? (В самопожертвовании, в бескорыстии,
милосердии, великодушии). – Почему Коля называет Вадима благородным человеком?
(Ему стыдно перед Вадимом за свое благополучие. Он понял, какую тяжесть взвалил
на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о себе. Эти
несчастные, голодные дети пробудили в нем добрые чувства, и в нем проявляется
бескорыстие, готовность помочь, идти вместе с детьми на любые жертвы.)
Учитель: Такая готовность не появляется вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и болезнь, и страх. Прикоснувшись к их судьбам, Коля почувствовал, что в этих душах, несмотря на все невзгоды, столько доброты, мужества, достоинства. Коля научился разделять радости и печали, сопереживать, сочувствовать. Он, привыкший к тому, что о нем заботятся, сам теперь понимает, как это прекрасно– уметь бояться за кого-то, думать о ком-то, беспокоиться, помогать,
– Но почему же тогда Вадим, Маша и Коля не стали друзьями?
(Горе сделало Вадим с Машей слишком взрослыми, маленькими старичками. Полный чувства собственного достоинства и гордости, Вадим не выносил жалости, не хотел быть кому-то обязанным. Слишком разная жизнь ожидала детей, разные судьбы.)
Заключение. Итоговые вопросы.
– Почему повесть так названа?
(Весна. Заканчивается война. Холод весны уходит. Первый день мира, но рядом смерть. Безутешное детское горе – последствие войны.)
Вадима и Марью отдают в детский дом. На этом заканчивается наша повесть. Но не заканчивается наша работа. Как жилось детям в детских домах во время и после войны, мы узнаем, прочитав книги А Приставкина “ Ночевала тучка золотая..”, “Куукушата”.
Возмужал на наших глазах Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. Доброта, милосердие – качества общечеловеческие. Насколько бы стал лучше мир, обладай каждый этими качествами. Без добра и милосердия невозможно жить и невозможна сама жизнь.
Повторное чтение эпиграфа.
Итог урока. Выставление (возможно коллективное) оценок.
Домашнее задание: сочинение – миниатюра
“Какое впечатление оставил в моей душе урок?
Что вынес я из него?
– Книга носит автобиографический характер. Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? (Зачитайте.)
(этот завет на доске! Ну вот война кончилась. Вы застали ее детьми. Вы видели эту войну. Пройдет время, пройдет много времени, и вы станете взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки… Не давайте им забыть! Понимаете?
– Как вы считаете, ребята, донес писатель А.Лиханов завет своей учительницы до нас? Донес ли ее слово – предупреждение?
– И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: А почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном, тяжелом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом.
Заключительное слово учителя:
– Общими усилиями, ребята, мы пришли к правильным выводам. Вся прошлая жизнь людей нашей Родины– это наша история, и мы ее должны знать, причем не только победные страницы, но и горькие дни поражений, страдания, голод. Эти знания формируют наш характер, учат помогать друг другу в беде.
Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые разбудила в вас повесть А. Лиханова” Последние холода”.
И, пожалуй, еще один вопрос хочется адресовать вам. Какие еще материалы урока доказывают, что война не выдумка писателя, а трудная правда?
(Наши рисунки.)
Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым и настоящим. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, как у Лиханова:” Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное…Во множестве сложных вещей он узнает самое главное, понимая их если не умом, то сердцем”.
И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти главные мысли о жизни. Так и происходит ваше взросление.