Урок-спектакль по творчеству А.П. Чехова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

Обобщить знания учащихся по биографии А. П. Чехова;
– Обучить устному высказыванию:

  • Монологической речи:
  • Диалогической речи.

– Привить любовь и уважение к русской литературе.

Использованная литература:

  1. Чехов А.П. Рассказы. “Юбилей”. – М.: “Советская Россия”, 1985.
  2. Изучение литературы в 5-7 классе /Методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. Н.М Свирина. – М.: Классик-Стиль, 2002.
  3. Уроки литературы /Приложение к журналу “Литература в школе/, № 3, 2009.

Приложение 1 можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Приложение 2

Ход урока

Учитель. Сегодня нам предстоит увлекательная и познавательная экскурсия в усадьбу Антоши Чехонте. Вы знаете, что под таким псевдонимом в 1883-1885 годах Антон Павлович Чехов опубликовал свои рассказы в юмористических и сатирических журналах. Герои их чиновники, крестьяне, врачи, дети, студенты и разные служащие. Они попадали в анекдотические ситуации, в которых раскрывалась их внутренняя суть. Названия многих произведений стали символическим воплощением жизненных ситуаций. “Лошадиная фамилия” – несоответствие определения и сути, “Толстый и тонкий” – символ благополучия и нужды, “Хамелеон”- угодливости перед вышестоящими и т.д. Рассказы Чехова преимущественно юмористические, хотя в некоторых из них и есть доля драматизма.

Так, с помощью сатиры и юмора молодой Чехов выстроил целую усадьбу, заселенную его персонажами. Туда мы и отправимся прямо сейчас.

Находится она в самом центре России. Под Москвой, среди лесов и лугов, рек и озер. Вот она встречает нас шелестом листвы, запахом трав и речной воды.

В этой усадьбе мы познакомимся с человеком, привыкшим к тому, что все поклоняются его капиталу, что ему все можно; барышни поделятся своими переживаниями, поведают о своих пожеланиях.

Теперь можно войти в дом, а двери раскроют их обитатели и сами расскажут обо всем.

Сообщение 1. “Из истории семьи Чеховых”

<Рисунок 3> Династию Чеховых основал землепашец Евстратий в 18 веке. Начинается она в селе Ольховатка, что находится в воронежской глуши. Чеховы занимались земледелием и стали крепостными.

“Одинокому везде пустыня” – таков был жизненный девиз Павла Егоровича Чехова, отца писателя.

Дед А.П. Чехова решил женить Павла Егоровича на девице Евгении Яковлевне Морозовой.

Семья Чеховых была большая и бедная. Детям приходилось работать в лавке. Вспоминается тут же Ванька Жуков, который писал письмо “На деревню дедушке”.

В семье Чеховых было 5 мальчиков и девочка: Михаил, Александр, Николай, Иван, Антон, Маша.

Александр называл брата – “Толстобрюхий отче Антоние”.

Павел Егорович Чехов составил “Расписание делов и домашних обязанностей для выполнения по хозяйству” (будто отрывок из раннего юмористического рассказа). Кто не выполнял приказ, подвергался сначала выговору, затем наказанию, причем кричать воспрещалось строго.

Любимой книгой А.П.Чехова было произведение М. Сервантеса “Дон Кихот”.

Сообщение 2. “Люди, окружавшие А.П. Чехова”

А.П.Чехова всегда окружали люди интересные и разносторонне развитые.

  1. Исаак Левитан
  2. Петр Ильич Чайковский
  3. В.А. Гиляровский
  4. Федор Иванович Шаляпин
  5. Максим Горький
  6. К.С. Станиславский
  7. В.И. Немирович – Данченко

П. И. Чайковскому Чехов посвятил сборник рассказов “Хмурые люди” и отправил ему свой портрет с надписью: “Посылаю Вам фотографию и книгу и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне”.

По рассказу Чехова “Попрыгунья” был поставлен фильм. Прообразом Рябовского послужил художник И. Левитан, который был другом Чехова. После выхода рассказа он обиделся, и их отношения ненадолго испортились.

Художник Константин Коровин вспоминал: “Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем – либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас вслед опускал голову и улыбался, какой – то особенной, кроткой улыбкой. …От него как бы исходили флюиды сердечности и защиты. Несмотря на юность, в нем уже чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о горе и поведать ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души”.

Сообщение 3.Журналы и псевдонимы”

“Журналы и псевдонимы”, которые опубликовали его ранние рассказы: “Будильник”, “Осколки”, “Стрекоза”, “Развлечение”, “Сверчок”, “Зритель”, Отдел “Летучие заметки” (“Петербургская газета”), “Новое время” (отдел “Субботники”), “Русский сатирический листок”, “Мирской толк”, “Свет и тени”, “Заика, “Современник”, “Искра”.

Настраивая на веселый лад читателей своих рассказов, А. П. Чехов подписывался под разными псевдонимами, как бы приглашая их посмеяться над происшествиями, описанными в рассказах.

А.Ч., А.Чехонте, Акакий Крапива, Ан. Ч., Антоша, Антоша Ч., Антоша Чехонте, Анче, А-Н Ч-те, Заведующий календарем, Кисляев, № 31, Б, Б-ве, Болдастов, Вспыльчивый человек, Врач без пациентов, Грач, Подлинность удостоверений – Чехонте, Прозаический поэт, Рувер, Человек без селезенки, Шампанский. <Рисунок 5>

Сообщение 4. “Женщины в жизни А.П. Чехова”

Иван Алексеевич Бунин писал: “До сих пор многие думают, что Чехов никогда не испытывал большого чувства. Так думал когда – то и я. Теперь же твердо скажу: Испытал! Испытал к писательнице Лидии Алексеевне Авиловой! Она была талантливой. Антон Чехов подробно разбирал ее рассказы, давал советы, критиковал. А познакомились они в январе 1889 года в доме издателя “Петербургской газеты”. Она так вспоминала о своем впечатлении от рассказа “Разговор Ионы с лошадью”: “Как я плакала над Ионой, который делился своим горем со своей клячей, потому что никто больше не хотел слушать его. А у него умер сын. Только один сын у него был и – умер. И никому это не было интересно. Почему же теперь, когда чехов это написал, всем стало интересно, и все читатели, и многие плакали?”

Еще одно имя в жизни Чехова – Лидия Стахиевна Мизинова, подруга Марии Павловны Чеховой, которую все звали Ликой. Познакомились они в начале 90-х годов. Лидия Стахиевна служила тогда в городской думе, училась драматическому искусству.

Ольга Леонардовна Книппер, актриса театра, сыграла в пьесе “Чайка” героиню Аркадину.

В 1890 году Антон Чехов прерывает успешно начатую литературную работу, и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных”. В жанре путевых записок” им написана книга “Остров Сахалин”. Книгу трудно читать, так как она написана не для легкого чтения.

Последний июнь своей жизни А. П. Чехов провел недалеко от Швейцарии, в зелени и тиши. Было жаркое лето. От жары он задыхался, сердце слабело. От сердечного припадка писатель умер 15 июля 1904 года.

Учитель. Слезинка ребенка Ф.М. Достоевского имеет мистический оттенок и символический смысл – образец мирового страдания. Чехов любил детей, прекрасно писал о них, но по-другому, без истерики и мелодрамы. А по силе пронзительности мало чем уступает Достоевскому.

В рассказе “Ванька” есть чему улыбнуться, но в целом он освещен мыслью автора о неисполнившейся надежде.

Современному читателю так хотелось бы помочь Ваньке Жукову правильно написать адрес.

(Сценка 1. “Письмо” ( по мотивам рассказа “Ванька”)

“Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался”.

“А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...”

“Я буду тебе табак тереть, – продолжал он, – богу молиться, а если что, то секи меня, как сидорову козу”.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.

“Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки”.

“Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь, твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай”.

В рассказе “Злоумышленник” следователь и Денис Григорьев говорят на разных языках, за счет чего и возникает комизм.

Учитель. Рассказ напечатан в “Петербургской газете”. Л.Н. Толстой назвал “превосходным рассказом” и говорил: “Я его раз сто читал. Тоже судьи”. Об использовании железнодорожных гаек вместо грузила Чехов узнал из разговоров крестьян – рыболовов на Дону в Кракове, где был в гостях у В.П. Гиляровского.

Сценка 2. “Допрос” (по мотивам рассказа “Злоумышленник”)

– Денис Григорьев! Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

– Чаво?

– Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

– Знамо, было.

– Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

– Чаво?

– Ты это свое “чаво” брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

– Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, – хрипит Денис, косясь на потолок.

– Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

– Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

– Кто это – мы?

– Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

– Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

– Отродясь не врал, а тут вру... – бормочет Денис, мигая глазами. – Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?

Вру... – усмехается Денис. – Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет!

– Для чего ты мне про это рассказываешь?

– Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

– Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

– А то что же? Не в бабки ж играть!

– Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

– Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

– Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

– Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи, какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с! (Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза).

– Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

Учитель. Рассказ “Загадочная натура” печатается в журнале “Осколки”. Чехов использовал пародию на одно из самых драматических мест в романе Достоевского “Преступление и наказание”. (“Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”.)

Сценка 3. “Загадочная натура” (по мотивам рассказа Чехова)

<Рисунок 1>

Действующие лица: Дамочка и молодой начинающий писатель.

Учитель. (Купе первого класса. На диване полулежит хорошенькая дамочка. Дорогой бахромчатый веер трещит в ее судорожно сжатой руке. Она взволнована.. против нее на диванчике сидит молодой начинающий писатель, который пишет новеллы из великосветской жизни. Он изучает ее. душа ее, вся ее психология у него как на ладони.)

– О, я постигаю вас! – говорит чиновник особых поручений, целуя ее руку около браслета. – Ваша чуткая, отзывчивая душа ищет выхода из лабиринта... Да! Борьба страшная, чудовищная, но... не унывайте! Вы будете победительницей! Да!

– Опишите меня, Вольдемар! Жизнь моя так полна, так разнообразна, так пестра... Но главное – я несчастна! Я страдалица во вкусе Достоевского... Покажите миру мою душу, Вольдемар, покажите эту бедную душу! Вы – психолог. Не прошло и часа, как мы сидим в купе и говорим, а вы уже постигли меня всю, всю!

– Говорите! Умоляю вас, говорите!

– Слушайте. Родилась я в бедной чиновничьей семье. Отец добрый малый, умный, но... дух времени , вы понимаете? Он пил, играл в карты... Мать же... Да что говорить! Нужда, борьба за кусок хлеба… Мне нужно было самой пробивать себе путь... Ах, не заставляйте меня вспоминать! Ах! Вы писатель и знаете нас, женщин. Вы поймете...

– Чудная! (целует руку около браслета). – Не вас целую, дивная, а страдание человеческое! Помните Раскольникова? Он так целовал.

– О, Вольдемар! Мне нужна была слава... шум, блеск, как для всякой – к чему скромничать? И вот... И вот... подвернулся на моем пути богатый старик-генерал... Я обогатила семью, стала путешествовать, делать добро... А как я страдала, как невыносимы! Но меня подкрепляла мысль, что старик не сегодня – завтра умрет, что я буду счастлива...

(Дамочка усиленно машет веером. Лицо ее принимает плачущее выражение).

– Но вот старик умер... Как всё подло, Вольдемар! Я несчастна, на моем пути опять стоит препятствие! Ах, сколько мук, сколько мук!
– Но что же? Что стало на вашем пути? Умоляю вас, говорите! Что же?
– Другой богатый старик...

Учитель. Как же относится Чехов к своим героям? Сочувствует ли он им или смеется над ними? Мы вновь сталкиваемся у Чехова с ситуацией, когда человек в чиновнике погибает, он уничтожается чином. Знавший Чехова М. Горький сказал об этом так: “он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: “да будьте же вы… порядочнее!”- тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее”.

Сценка 4 (по мотивам рассказа “Баран и барышня”)

(эпизодик из жизни “милостивых государей”)

(На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного морфея и не знал, что ему делать. В театр еще рано. Чем бы развлечься?)

Барышня какая-то пришла! Вас спрашивает.
– Барышня? Гм… Кто же это? Все одно… проси.

(В кабинет вошла хорошенькая брюнетка. Одетая просто…даже очень просто. Поклонилась)

Извините. Я, знаете ли… мне сказали, что вас можно застать только в 6 часов. Я.. я… дочь советника Пальцева.

– Очень приятно! Садитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!

– Я пришла к вам с просьбой, пришла попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете. Я хочу ехать, а у меня… я небогата… мне от Петербурга до Курска.

– Гм. Так-с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?

– Нет здесь нравится, но родители.. мама, пишут, больна.

– Гм. Вы здесь служите или учитесь?

– Служила, получала жалованье, много работы было.

– Тэк. Да-с, нельзя сказать, чтоб хорошо было. Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе-хе-хе. Женишок? Покраснели? Ну что ж! Езжайте себе. Вам уж замуж пора.

– Вот письмо от родителя.

– Однако хорошо пишет. Хе-хе. Но мне пора. Прощайте, Марья Ефимовна.

– Так я могу надеяться?

– На что-с? У меня нет билетов. Вы, должно быть, ошиблись, сударыня. Хе-хе-хе. Вы не туда попали, не на тот подъезд. Рядом со мной живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Прощайте, дорогая Марья Семеновна! Очень рад… рад очень…

(Барышня оделась и вышла. У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.) <Приложение 1 (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Вот мы и обошли часть усадьбы Антоши Чехонте, на самом деле она гораздо больше и заселена очень густо, но даже этот небольшой участок помог нам представить, как разнообразна и поучительна жизнь этой усадьбы, как много открытий можно сделать, бродя по ней и заглядывая в гости к ее обитателям.

Думаю, что мы еще не раз на уроках литературы встретимся с удивительным человеком, придумавшим все эти смешные истории – Антоном Павловичем Чеховым. <Рисунок 4>