Интегрированный урок "Трагедия Холокоста"

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа


Тип урока: интегрированный.

Цели и задачи.

Образовательная:

  • познакомить студентов с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
  • умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;
  • повысить информационную грамотность студентов;
  • продолжить формирование аналитических умений студентов при работе с историческими источниками.

Развивающая:

  • развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
  • развитие навыков монологической речи;
  • умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  • развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

Воспитательная:

  • научить защищать идеи гуманизма;
  • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Материалы и оборудование:

Мультимедиа, презентация 1 по теме “Холокост”, презентация 2“Изобразительное искусство и Холокост”.

Музыкальный центр, музыкальные композиции.

Раздаточные листы с документами.

Время проведения: 2 урока.

Опережающие задания: Студенты получают темы сообщений и стихи. (Приложение 1)

На доске цитаты:

Презентация 1 слайд № 2-9

Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ “КОГО-ТО”, ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ

ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ.

Михаил Гефтер, “Эхо Холокоста”

Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.

Пастор Мартин Нимеллер

Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности.

Судья Роберт X. Джексон, главный американский обвинитель на Нюрнбергском процессе

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

И. Бауэр (Приложение 2).

Ход урока

1 студент: Отрывок из поэмы “Возмездие” А. Блока.

Учитель литературы:

Почему именно сейчас, когда прошло более полувека после Холокоста, когда мир так напряжен, так наэлектризован и агрессивен, когда появилось столько новых проблем мы снова говорим о Холокосте.

Почему сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы (чудо человеческих возможностей, совершенство человеческой фантазии и мысли) и тысячи людей гибнут только потому, что каким - то безумцам этого захотелось?! Почему опять о Холокосте? А вот именно поэтому: печи Освенцима и два взорванных близнеца-небоскреба — это всё страшные свершения самозваных вершителей человеческих судеб, тех, чьи души отравлены ненавистью к чужому, непохожему.

Мы же обращаемся к тем, кто творит, а не разрушает, кто созидает, а не крушит. Любить свое — вовсе не значит ненавидеть чужое. Это давно известная истина, но о ней кажется нелишним напомнить, о ней нужно говорить. Ведь всё начинается с молчания, с такого удобного, комфортного. “Нас не трогай, мы не тронем...”; “Собака лает, ветер носит” — и т.д. Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы не хотим кричать, но мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо, “Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех”. (М. Я. Гефтер). Вот почему именно сейчас, в начале XXI в., когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 000 000 людей. Не для того, чтобы культвировать ненависть к убийцам. Из ненависти ничего хорошего не вырастает. Речь не тoлько о разрушительном зле, но и о добре, которое все-таки может и побеждать.

Мы вместе должны научиться понимать историю Холокоста, чудовищную историю уничтожения.

1-й учитель истории: “Холокост”, - этим греческим словом, что в переводе означает “всесожжение” или “уничтожение огнём” им принято называть трагедию евреев, погибших от рук фашистов в годы 2-й Мировой войны.

Презентация 1 слайд № 10-12

Вопросы:

  • Дайте определение понятию “геноцид”?
  • Впервые явления геноцида как угнетение, непринятие другого народа проявился в 19 веке. Что вы об этом знаете?

2-й учитель истории:

Об итогах “мероприятия” начальник главного управления имперской безопасности (РСХА) Гейдрих докладывал Герману Герингу:

“Сожжено 267 синагог и разграблено 815 магазинов. Были арестованы 20 тыс. евреев, убиты 36 человек, столько же серьёзно ранены. 7500 магазинов, предприятий, жилых домов, принадлежащих евреям, были разорены.”

После этого правительство приняло декрет. За то, что немцев ограбили, евреи обязаны уплатить штраф в размере 1 миллиарда марок немецкому правительству (более 30 млрд. долларов).

В основе нацистской политики был принцип активного выживания евреев из всех областей жизни: экономики, политики, культуры. К моменту прихода Гитлера к власти евреи почти не имели влияния в тяжелой промышленности (основе немецкой экономики). Вместе с тем в финансовой сфере, торговле и в СМИ евреи занимали достаточно видное, а порой и ключевое положение. Где евреи действительно играли ведущую роль, это в германской науке. Из 20 Нобелевских лауреатов, живших в Германии в 1933 году, 8 - были евреями. По мере роста общей агрессивности Германии, становился всё более оголтелым и государственный антисемитизм, где, конечной целью называлось полное уничтожение “мирового еврейства”.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии организованные банды со свастикой на рукавах громили магазины, принадлежавшие евреям, жгли синагоги. Улицы были усыпаны стеклом разбитых витрин – поэтому в духе нацистской “эстетики” эта ночь была названа Хрустальной.

2 студент: сообщение о Хрустальной ночи.

1-й учитель истории: Хрустальной ночью 1938 года закончился экономический Холокост и начался Холокост всесожжения - Холокост Бабьих Яров и Освенцимов.

Бабий Яр - овраг на северо-западной окраине Киева, где в течение дней было расстреляно 70 тысяч мирных жителей из них - 33 тысячи евреев.

Отправляя своих солдат в поход, Гитлер провозглашал, что освобождает их от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись над страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно следовали выполнению этого указания.

Выдержка из документа от 11 мая 1942 года, подтверждающего политику уничтожения еврейского населения:

“С началом войны немцы осуществляют искоренение евреев на польской территории... Мужское население в возрасте от 14 до 60 лет сгоняли на площади, превращенные в кладбища. Расстреливали и забрасывали гранатами ребятишек из детских домов, стариков из домов престарелых, больных. Женщин убивали на улице. Во Львове было убито 30 тыс. евреев, в Станиславове - 15 тыс. До войны в Брезани насчитывалось 18 тыс. евреев, сейчас осталось 1.700... Уничтожение населения производилось с помощью газа”.

3 студент: Сообщение о Бабьем Яре.

4 студент: Сообщение об Освенциме (Аушвиц)

5 студент: Стихотворение “Дети в Освенциме”.

Учитель литературы:

Давайте подтвердим документально то, что мы с вами услышали. Перед вами лежат документы. Прочитайте их. (Приложение 3)

Презентация 1 слайд № 13-15

Вопросы:

  • Почему идеология нацизма прежде всего побеждала в странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне?
  • Объясните тезис: “Антиеврейская политика в Германии – преступление перед человечеством.” Правильно ли это утверждение? Затрагивала ли эта политика интересы других наций?
  • Известно, что западный мир – христианский мир. Почему же церковь, вопреки вероучению Христа, не использовала своего влияния, чтобы прекратить геноцид? Почему не призвала верующих помочь гибнущим евреям (пусть и не христианам)?

6 студент: Сообщение о женщинах и детях в лагерях.

7 студент: Сообщение о Януше Корчаке.

8 студент: Стихотворение “Детская косичка”.

9 студент: Муса Джалиль “Варварство”.

Презентация слайд № 16

Подведение итогов. Финал.

2-й учитель истории:

“Цивилизованный Запад” отнюдь не сразу признал еврейскую катастрофу, унесшую в годы Второй мировой войны 6 миллионов жизней, и своей – “кровной”, нравственной Катастрофой.

Нюрнбергский процесс скрупулезно доказал: одной из важных составляющих идеологии нацизма был оголтелый антисемитизм, а пресловутое “окончательное решение еврейского вопроса” – чудовищный, годами планировавшийся и тщательно осуществлявшийся план уничтожения каждого еврея независимо от возраста, пола, политических взглядов, вероисповедания, страны проживания. Только за то, что этот человек – еврей. Палачи-нацисты и народ-жертва были названы в Нюрнберге. Касалось ли это других?

Мир ужаснулся крематориям лагерей уничтожения и рвам Бабьего Яра. Стало модным повторять слова известного философа, что “после Освенцима” нельзя писать стихов. Но стихи продолжали (к счастью) писать и читать. Десятилетиями – по разному на Востоке и Западе – немецкий народ осмысливал свою трагедию, выкорчевывал неонацизм и антисемитизм.

Презентация 1. Слайд №17-29

1-й учитель истории: Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший свое государство Израиль (вот еще один подтекст метафоры Э.Визеля) не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

Несмотря на то, что прошло более 60 лет, никого не оставляет равнодушными подвиги и страдания участников той трагедии.

"Посмотрите на эту женщину - запомните её навсегда! Мир не стал безнравственным только сейчас - он всегда был таким. Награду не всегда получает тот, кто достоин её более других.

Irena Sendler.

Недавно в возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирина. Во время Второй мировой войны Ирина получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника/сварщика. У неё были на то "скрытые мотивы". Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана

впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети.

За время этой деятельности Ирине удалось вынести из гетто и тем самым спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Ирина вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом в её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах. Дети, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены. В прошлом году Ирина Сэндлер была номинирована на Нобелевскую премию Мира. Она не была избрана. Получил её Эл Гор - за слайд-шоу по всемирному потеплению... Я вношу свой маленький вклад, пересылая Вам это письмо. Надеюсь, Вы поступите так же. Прошло более 60-ти лет со дня окончания Второй Мировой войны в Европе.

Это электронное сообщение рассылается как цепочка памяти - памяти о шести миллионах евреев, 20-ти миллионах русских, десяти миллионах христиан и 1900 католических священниках, которые были убиты, расстреляны, изнасилованы, сожжены, заморены голодом и унижены! Сейчас - как никогда! После заявления Ирака, Ирана и прочих о том, что Холокост - просто миф, совершенно необходимо сделать всё, чтобы мир не забыл о случившемся, потому что есть те, кто хотел бы повторить это опять.

Стань звеном в цепочке памяти, помоги нам распространить его по всему миру. Разошли его своим знакомым и попроси их не прерывать эту цепь. Пожалуйста, не надо просто удалять это письмо. Ведь на то, что бы переадресовать его потребуется не больше минуты...”. С уважением, Александр Гольдман.

В знак признания ее героизма, организация “Яд-Вашем” наградила Ирену Сэндлер высокой наградой – в 1965 году ее внесли в число Праведников мира.

Чтобы лично получить эту награду, ей пришлось ждать восемнадцать лет, прежде чем коммунистический режим позволил ей выехать из Польши.

Свое деревце в саду музея “Яд-Вашем” Ирена посадила только в 1983.

Только после этого польское правительство наградило скромную бабушку, десятилетиями проживавщую в безвестности, высшей наградой страны.

Уставшим голосом заканчивая историю, пожилая женщина говорит, что напоследок хочет сказать кое-что еще.

“Я выхожу из себя, когда меня называют героем”, - произносит она, и тут ее лицо вдруг светлеет, -

“Я делала то, что делал бы на моем месте любой нормальный человек”.

Презентация 1. Слайд №30-31

2-й учитель истории: Запад медленно осознавал Холокост своей трагедией, потому что не смог остановить Катастрофу в зародыше, не дал убежище потенциальным и многим реальным эмигрантам, союзники не разрушили с помощью авиации крематории лагерей смерти. На то были свои исторические причины, их можно по-разному объяснить, но вряд ли – оправдать…

Есть еще один фактор, благодаря которому знания о Холокосте считаются в Европе обязательным элементом преподавания. Подавляющее большинство мирных жителей, уничтоженных нацистами в оккупированных ими странах Европы, были евреями. История Холокоста в этих странах со временем стала символом нацизма. Она преподается в школах и университетах. Во многих странах открыты государственные музеи и памятники. Самые известные из них – наряду с мемориальным комплексом Яд Вашем в Израиле – Музей Анны Франк в Амстердаме и Музей Холокоста в Вашингтоне, который стал в 1994 году самым посещаемым музеем мира.

Презентация 1. Слайд №32

Учитель литературы: В память об этом страшном событии и у нас в стране созданы мемориальные комплексы и памятники.

Памятник. Трагедия народов. З. Церетели. Поклонная гора.

Презентация, слайд №33

Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черед настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы не видел ребенок направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадежная попытка родителей спасти сына, охранить, уберечь... Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни. Те, что идут следом за ними в ожидании своего смертного мига кажется, и видят и не видят ни этих трех, что впереди, ни друг друга. Каждый наедине с самим собой, со своей неумолимой судьбой.

“Трагедия народов” это горестное напоминание о всех бесчисленных казнях и расстрелах, учиненных фашистами – жестокое свидетельство, достоверная ПРАВДА во всем, вплоть до частностей, до ворохов одежды, сорванной палачами со своих жертв, утилизированной, как и их волосы Третьим Рейхом. Страшная, позорная правда истории, известная нам по Бабьем Яру!

Презентация 1, слайд №34-35

Посмотрим на творчество тех, кто пережил ужасы Холокоста.

Презентация “Изобразительное искусство и Холокост” (Презентация 2) под песню А. Розенбаума “Долгие дороги лета” (музыкальный файл).

1-й учитель истории: Холокост - не просто страница еврейской истории, это общечеловеческая трагедия. В середине XX века на протяжении многих лет совершалось истребление целого народа. Самое страшное, что остальной мир это допустил.

2-й учитель истории: Уроки этой катастрофы не должны забываться. Их замалчивание уже привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские организации, на улицах российских городов появляются бритоголовые”.

Учитель литературы: Надеемся, что мы заставили вас поразмышлять над одной из самых страшных катастроф XX века.

Вот и подошёл к концу наш урок на тяжёлую тему – трагедия Холокоста. Все ваши мысли, впечатления изложите в эссе.

Список литературы

  1. http://www.holocf.ru/
  2. http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
  3. http://jhistory.nfurman.com/lessons10.htm
  4. http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
  6. http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/311/2
  7. http://www.holocaust-education.net/explore.asp?langid=3&submenu=200