Интегрированный урок (литература + искусство) "Литературные усадьбы тульского края". 8-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: 8


Форма урока: виртуальное путешествие.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, парковой культуры, укладом жизни в дворянских гнездах.
  • Приблизиться к истокам русской дворянской культуры.
  • Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и памяти к тем местам, которые нас окружают.
  • Используя материалы урока, продолжить работу по формированию литературной карты Тульского края.

Оборудование:

  • Видеопроектор;
  • Компьютер;
  • Карта Тульской области;
  • Цветные магниты для пометок на карте;
  • Фотографии усадеб тульских писателей;
  • Выставка с вещами, иллюстрирующими быт дворянской усадьбы;
  • Портреты писателей.

Эпиграфом нашего урока могут быть слова А.И. Куприна, написанные в начале ХХ века.

"У теперешних писателей - детства нет!.. Где Михайловское, Ясная Поляна, Грешнево, Спасское, Тарханы и др. и др.?? Чуть ли не все наши современники писатели провели детство в мрачном городе, среди каменных скучных домов - не видели они неба, простора, не знают леса, поля, прелестей рыбной ловли, охоты, деревенских щей, гуляний и хороводов, русских парней и девушек; их кругозор с детства застилался будничными мелочами городской жизни:

Какую громадную роль сыграли в нашей литературе так называемые "родовые гнезда"!..

Если бы Толстой родился в городе, если бы здесь протекало его детство, если бы не было у него семейных средств или он не знал бы родовой деревни, из него, может быть, не вышло бы того, что вышло". (Цитировано по книге: А.И. Куприн о литературе. Сост. Ф.И. Кулешов. Минск, 1969г. С.318-319)

- Почему так дороги были усадьбы для писателей?

- Почему они сыграли такую важную роль в формировании их личности?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие необычное - виртуальное. Во время путешествия мы перенесемся в ХIХ век и побываем в гостях в усадьбах русских писателей. Вам встретятся новые слова, значение которых можете узнать из Словарика терминов (Приложение 1). Когда будет встречаться термин, вы должны будете найти его в словарике, выделить маркером и посмотреть значение.

Итак, в путь.

Первый пункт - Мир дворянской усадьбы. Презентация (Приложение 2).

По мере представления презентации учителем проводится беседа

Есть замечательное слово - "усадьба", которое умиляет душу, наполняет сердце нежностью, сладкой болью.

Усадьба:

Звуки фортепьяно, лилово - белая пена сирени, пение соловьев, волшебство, очарование.

Усадебный мир удивительно поэтичен, возвышен, гармоничен, но как постичь этот мир, как найти к нему дорогу?

История русской усадьбы дворянина начинается со второй половины 18 века. В 1762 году дворян освободили от обязательной военной службы, и они поспешили в родные места. Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в ней покой и уединение.

Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу (учащиеся работают со словом ).

С проселочной дороги мы въезжаем в аллею, ведущую к воротам дома. Въезд в усадьбу оформлялся в виде башен, между которыми висели железные ворота.

Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Слева и справа от усадебного дома возводили флигели. Они находились либо на одной линии с домом, либо немного впереди него. Флигели часто соединялись с домом галереями и переходами. Это было удобно, потому что во флигеле находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги. Вход в дом отмечался портиком - крытой передней частью с колоннадой. Крышу венчал бельведер - специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности.

Выполнение задания.

- У вас есть рисунок господского дома (Распечатка слайда 24). Подпишите на нем элементы усадебного дома.

Около господского дома размещались хозяйственные постройки, конюшни, комнаты для слуг. В усадьбах помещики держали скот и птицу, разводили собак, лошадей.

Наиболее красивая часть дома выходила окнами в парк. Густые аллеи, расходящиеся во все стороны, дорожки, беседки, пруды придавали парку столько прелести, что владельцы усадьбы и их гости проводили там целый день. В первой половине 18 века были модны парки регулярные, которые имели четкий план и разбивались по законам симметрии. В аллеях парка на определенном расстоянии друг от друга стояли беседки ( тогда говорили, что парк без беседки - что человек без души ).

Во второй половине 18 века в моду вошел пейзажный парк. Конечно, и старый регулярный парк, окружавший дом, сохранялся. А вот вдалеке от усадьбы, где оставались уголки естественной природы, постепенно создавали пейзажный парк. Такой парк располагался на неровной местности, холмах, с большим количеством деревьев - дубов, кленов, берез, лип.

Усадебную красоту невозможно представить без ее самого главного поэтического образа  воды. На речках и прудах ставили красивые купальни, в свободное время дворяне катались на лодках.

Украшением усадьбы были мосты, перекинутые через ручьи, водоемы и овраги.

А теперь заглянем внутрь помещичьего дома. В доме обязательно находился парадный зал. Ведь помещик должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Залы обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали вазами и скульптурой. Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи. Среди бесценных полотен часто можно было увидеть портреты хозяев и их предков.

В доме еще были гостиные.

- Как вы думаете, для каких целей использовались эти комнаты? Как отличалась обстановка этих комнат?

Обычно в них принимали гостей ( отсюда и само слово "гостиная" ). Гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Были в дворянском доме кабинет и библиотека - строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами. Здесь все было предназначено для уединенной работы, поэтому практически всю обстановку составляла простая дубовая мебель, часы, два-три портрета родителей и детей хозяина. В усадебных библиотеках дворяне хранили еще каталоги, альбомы и гербарии растений.

Непременно имелась и буфетная - комната для хранения серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и гостей запахами.

Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Барин просыпался до восхода солнца, молился, принимал с докладами дворецкого и старосту. Затем пил чай и отправлялся в церковь. После обедни ему подавали завтрак, а ближе к вечеру он обедал со своей семьей. Ужинать не было принято. Ложились спать в обычные дни очень рано. Только праздники были исключением.

Праздники в усадьбе были шумными, веселыми, яркими. В доме постоянно звучала музыка. Даже в маленькой усадьбе существовал свой хор песенников, небольшой оркестр, показывали по праздникам спектакли.

Старинной русской забавой была охота. Хозяева усадьбы и их гости, взрослые и дети - все выезжали на охоту. Каждый охотник точно знал, что, когда и как должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. (Посмотрим фрагмент из фильма "Война и мир". Сцена охоты.)

Другим увлечением дворян была верховая езда. Умение ездить верхом на лошади было необходимостью для дворянина. Дороги были очень плохими, и осенью добраться до города можно было только верхом. Также это умение было необходимо на охоте.

Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей , с родственниками. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.

В усадьбе дворяне рождались, росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учебы и службы время. В усадьбе жили после выхода в отставку. Здесь нередко обретали вечный покой. Усадьба становилась для помещика надежным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы. В своей усадьбе дворянин отдыхал душой и телом, ибо жизнь здесь, лишенная многих городских условностей, была проще и спокойнее. На лоне природы нередко приходило и творческое вдохновение.

Идеальный мир воплощали для русских дворян их родовые усадьбы. И усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. Все значимо, все является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Сама природа - это идеальный сад Бога, наподобие райского сада.

Каждое дерево, каждое растение что-нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы берез, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием на райский эфир. Для дуба, воспринимавшегося как сила , вечность и добродетель, устраивали специальные поляны. А камыши у воды символизировали уединение. Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность.

Дома косые, двухэтажные
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчаливый разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н.Гумилев

Следующий этап. Работа с таблицей. (приложение 3)

- Как вы думаете, за что помещики любили свои усадьбы?

Усадебный мир становится для многих талантливых людей России местом уединенных раздумий, общения, творчества.

Впитавшие в себя атмосферу дворянской усадьбы, русские писатели замечают малейшие трепетания сердца своих героев. Им доступно глубокое понимание человеческой души.

На географической карте Тульской области много мест, связанных с именами известных писателей. Недаром считается, что Тула - край творчества. Сегодня мы только немного прикоснемся к этой необъятной теме.

Мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка - Мишенское. Во время сообщений, ребята, не забывайте работать с таблицей.

Выступления ребят: Мишенское, Тургенево, Даровое, Кропотово, Богимово, Ясная Поляна. Ученики представляют усадьбы в виде презентации или докладов, сообщений, отмечая на карте Тульской области цветным магнитом место, где находилась усадьба. (Некоторые презентации представлены в приложении 4)

- Что нового узнали вы из сообщений? (Усадьбы сыграли большую роль в жизни и творчестве писателей. Многие впечатления, которые пережили писатели, легли в основу их произведений.)

К концу ХIХ века усадебная культура пришла в упадок. Лишь в русской классической литературе остались бесценные свидетельства усадебной жизни того времени.

Стихотворение Андрея Белого, уроженца Тульской области "Заброшенный дом"

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
"Ах, где вы - любезные предки?"

Из каменных трещин торчат
Проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
Над домом шумят.

И лист за листом,
Тоскуя о неге вчерашней,
Кружится под тусклым окном
Разрушенной башни.

Как стерся изогнутый серп
Средь нежно белеющих лилий -
Облупленный герб
Дворянских фамилий.

Былое, как дым:
И жалко.
Охрипшая галка
Глумится над горем моим.

Посмотришь в окно -
Часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
С углем нарисованным зайцем.

Старинная мебель в пыли,
Да люстры в чехлах, да гардины:
И вдаль отойдешь: А вдали -
Равнины, равнины.

Среди многоверстных равнин
Скирды золотистого хдеба.
И небо:
Один.

Внимаешь с тоской,
Обвеянный жизнию давней,
Как шепчется ветер с листвой,
Как хлопает сорванной ставней.

- О чем грустит лирический герой? (Нарушена связь поколений, потеряна та нить, которая питала творчество писателей, которая связывала прошлое, настоящее и будущее.)

Не случайно судьба Ясной Поляны, своеобразной литературной столицы усадебного мира, оказалась уникальной, не подвластной времени. Она сохранилась потому, что жизнь предков не была для Л.Н. Толстого чуждой и непонятной. Культ предков помог ему сберечь "связь времен". В своей усадьбе он талантливо соединил прошлое с настоящим, тем самым обеспечив Ясной Поляне надежное будущее.

Заключительное слово.

Подошло к концу наше путешествие.

К сожалению, многие памятные места уничтожены; тому причиной, главным образом. Революционные события, минувшая война, но не только.

Повинна тут и собственная наша бесхозяйственность, равнодушие к истории родного края. А ведь без этих старинных жомов, парков, освященных присутствием высокой поэтической мысли, таящих тепло дыхания того или иного писателя, как многое мы теряем! Как обедняем свои духовные истоки!

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: "Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране".

И еще добавил, что наша страна - музей литературы.

Лихачев пишет: "Ведь понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной им почве и могут быть поняты только в связи со всей страной".

И знание памятных литературных мест должно помочь нам осознать корни крупных художественных явлений, которыми по праву гордится наш край.

Даже если годы не пощадили усадьбу и она исчезла с лица земли, все равно нельзя спокойно пройти мимо места, где она когда-то возвышалась.

То самое уважение к минувшему, без которого, по убеждению А.С. Пушкина, нет цивилизованного общества, заставляет нас остановиться и оглянуться, проникнуть внутренним взором сквозь толщу лет.

Урок наш окончен. Спасибо за работу на уроке. Вы отлично потрудились и заработали отличные оценки.

Домашнее задание: поработать со Словарем терминов, доработать таблицу.

Использованная литература:

  1. В. Афанасьев. Лермонтов. М. Молодая гвардия, 1991
  2. А.В. Кандидов. А.П. Чехов в Богимове. Калуга, 1991
  3. М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. Дрофа, 2003
  4. Л. Иванова. Родине поклонитесь. По следам героев И.С. Тургенева. М. Машиностроение, 1993
  5. Н.Никитина. Ясная Поляна. Путешествие с Львом Толстым. Тула, 2002
  6. Тула. Из глубины веков до наших дней. Приокское книжное издательство, 1998
  7. Составитель С.Д. Ошевский. Тульский Биографический словарь в 2-х томах. Тула, Издательство "Пересвет", 1996
  8. Составитель В. Пахомов. Тульский край в литературе и искусстве. Хрестоматия. Тула, Издательский дом "Пересвет", 2001