Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация)

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;
  • осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока

II. Беседа - актуализация знаний

  • Что такое былина? (Cлайд №2. Презентация)
  • Чем былина отличается от сказки?
  • Как связана былина с реальными историческими событиями? (Cлайд №3)
  • Кто является персонажами былины? (Cлайд №4)
  • Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
  • Что вы знаете об особенностях былины? (Cлайды №5-9)

(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):

  • “Илья Муромец и Калин-царь”;
  • “Алёша Попович и Тугарин”;
  • “Добрыня Никитич и Змей!

Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.

  • Что такое речитатив?

III. Проверка домашнего задания.

Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

По ходу - вопросы учителя:

  • О чем былина? Понравилась вам?
  • Кто из героев запомнился? Почему?
  • Какие герои вступают в противоборство?

IV. Особенности изображения былинного героя.

1. Беседа (слайд 10)

  • Как обычно называют былинных героев?
  • Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
  • Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
  • Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
  • За что и с кем сражаются богатыри?

2. Викторина “Узнай героя”

1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских

(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.

(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь

(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:

  • зачин;
  • завязка действия;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязкаю

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

Гипербола – главный художественный приём в былине.

Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

VI. Обобщение

  • Назовите художественные особенности былины.
  • Для чего они используются в былине?
  • Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
  • Кто такие богатыри?

Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

VII. Рефлексия

Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

VIII. Домашнее задание

На выбор учащихся:

  1. Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
  2. Составить кроссворд или викторину по теме “Былины”.