Цели:
повторить, закрепить и углубить знания
учащихся о былине как эпическом жанре устного
народного творчества, выявить особенности
изображения былинного героя; описания его
подвигов; формировать представление о роли
художественных изобразительно-выразительных
средств в произведении;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока
II. Беседа - актуализация знаний
- Что такое былина? (Cлайд №2. Презентация)
- Чем былина отличается от сказки?
- Как связана былина с реальными историческими событиями? (Cлайд №3)
- Кто является персонажами былины? (Cлайд №4)
- Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
- Что вы знаете об особенностях былины? (Cлайды №5-9)
(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):
- “Илья Муромец и Калин-царь”;
- “Алёша Попович и Тугарин”;
- “Добрыня Никитич и Змей!
Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.
- Что такое речитатив?
III. Проверка домашнего задания.
Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.
По ходу - вопросы учителя:
- О чем былина? Понравилась вам?
- Кто из героев запомнился? Почему?
- Какие герои вступают в противоборство?
IV. Особенности изображения былинного героя.
1. Беседа (слайд 10)
- Как обычно называют былинных героев?
- Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
- Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
- Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
- За что и с кем сражаются богатыри?
2. Викторина “Узнай героя”
1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный
Киев-град.
(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)
2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.
(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)
3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских
(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)
4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.
(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)
5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь
(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )
V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)
В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:
- зачин;
- завязка действия;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязкаю
В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы
Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).
Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).
Гипербола – главный художественный приём в былине.
Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.
Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).
VI. Обобщение
- Назовите художественные особенности былины.
- Для чего они используются в былине?
- Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
- Кто такие богатыри?
Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.
VII. Рефлексия
Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?
Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?
Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?
Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.
VIII. Домашнее задание
На выбор учащихся:
- Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
- Составить кроссворд или викторину по теме “Былины”.