Литература
-
Интегрированный урок "Ах, этот снег… Белая радость" 2012
Целью урока является приобщение учащихся к пониманию поэзии как искусства слова; проникновение в тайны творчества; углубить представление учащихся о художественных выразительных средствах поэтического языка; развить эстетический вкус детей, их способность мыслить образами.
-
Патриотическое звучание повести А.П. Гайдара "Военная тайна" 2012
Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара и его повестью «Военная тайна». Урок развивает речь учащихся, формирует навык работы с прочитанным текстом; воспитывает интерес к историческому прошлому нашей Родины, патриотизм, активную жизненную позицию.
-
Методическая разработка по повести В.Г. Распутина "Прощание с Матерой" "Судьба малой родины…" 2012
В статье раскрываются нравственные проблемы литературы 80-х годов XX века. Учащиеся знакомятся с творчеством В.Распутина. Раскрывается идея о своевременности и современности, любви к своей малой родине в произведении «Прощание с Матёрой».
-
Синтаксические особенности простого предложения в рассказе Бунина "Антоновские яблоки" и связь их с проблематикой произведения 2012
Урок по рассказу Бунина «Антоновские яблоки» в 11-м классе по программе совпадает с изучением простого предложения. В предложенном интегрированном уроке предлагается закрепить характеристику простого предложения и выявить проблематику рассказа на основе анализа синтаксиса.
-
Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
Итоговый урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» направлен не только на обобщение знаний учащихся и совершенствование навыков устного ответа, умения работать с текстом, но и на достижение нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, воспитание ответственности за свои поступки.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Легко ли смеяться над собой" по рассказу В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора" 2012
Урок составлен в технологии "продуктивного чтения" и содержит три основных этапа работы с художественным текстом. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. На уроке показан выбор учителем творческих заданий с учетом художественной задачи текста, учитывая особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Зорко одно лишь сердце…" по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2012
Урок представляет собой нетрадиционную форму урока-путешествия в сказку, построен с использованием технологии развивающего обучениия. Выбор произведения-сказки способствовал раскрытию творческих способностей учащихся. На уроке использованы различные формы работы. Главный акцент сделан на исследовательскую деятельность, развитие коммуникативных навыков, умение формировать, аргументировать собственную позицию.
-
Христианские мотивы литературных сказок А.С. Пушкина 2012
Об особенностях сказок Пушкина с точки зрения православия.
-
"Вечное" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" и очерку В.М. Пескова "Бежин луг") 2012
Цели урока: выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева и В.М. Пескова на основе сравнительно-сопоставительного анализа текстов; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
-
Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и А.Фета 2012
Цели урока: научить детей сопоставлять поэтические тексты; способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
-
Тема урока "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка…" 9-й класс 2012
Урок представляет собой опыт сопоставительного анализа стихотворений с одинаковым названием – "Пророк". Элементом опережающего обучения является привлечение для частичного анализа стихов А.Ахматовой, выявление того, как в ее творчестве развивается тема поэта и поэзии.
-
А.И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин двор" 2012
Урок направлен на раскрытие вечных ценностей русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение, терпение. Цель данного урока: подвести обучающихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской, узнать лексическое значение слов «праведник» и «праведничество». Поняв суть темы на примере рассказа А.И. Солженицына, обучающиеся позднее сумеют постичь и глубину характеров героев Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, писателей ХХ века.
-
Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции" 2012
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический характер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение.
-
Урок-викторина по типу "Своя игра" "А.Н. Островский – основоположник русского реалистического театра". Пьесы "Гроза" и "Бесприданница" 2012
Обобщающий урок-викторина проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». В ходе проведения занятия выявляется знание студентами текста произведений А.Н. Островского, развиваются умения видеть детали в художественном произведении с целью создания представления о пьесах и эпохе, отраженной в них.
-
Литературная викторина по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Литературная викторина из 31 вопроса охватывает несколько разделов. Проводится в 10-м классе.
-
Судьба женщин России в произведениях писателей XIX и XXI вв. (по рассказу О.Славниковой "Сестры Черепановы") 2012
Урок внеклассного чтения современной литературы по рассказу О.Славниковой «Сестры Черепановы» рекомендуется проводить в 7-м или 10-м классе в контексте изучения творчества Н.А. Некрасова в процессе работы над темой «Образ русской женщины» в поэмах «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо?» и т.д.
-
Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе, целью которого является формирование у учащихся представления об авторской трактовке образов Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Урок направлен на развитие навыков художественного чтения, систематизации литературного материала, умения прослеживать причинно-следственные связи. Расширяем кругозор учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
-
Презентация о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского. Анализ романа "Что делать?". Связь романа с романом Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Презентация о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского. В работе описаны биография автора, основные тезисы диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Жизнь выше искусства – главная мысль. Цель искусства — воспроизведение жизни, ее объяснение, «приговор о явлениях ее», оценка Чернышевским творчества Л.Н. Толстого, связь романов Чернышевского и Достоевского.
-
Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы "Гроза". Основной конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" 2012
Урок призван вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга, познакомить с основными этапами творческого пути Островского, рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза», выяснить, в чем суть основного конфликта, познакомить с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
-
Великий сын России (конспект урока по творчеству М.В. Ломоносова). 9-й класс 2012
Урок обзорно знакомит учащихся с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха. Занятие способствует развитию навыков анализа лирического текста, показывает многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла. С целью систематизации полученных знаний по теме исследования на стадии осмысления используется один из видов развивающих канонов – кластер.
-
Технология проблемного обучения 2012
Проблемная ситуация является основным звеном проблемного обучения. Способы ее создания весьма разнообразны. Но во всех вариантах непременным условием проблемной ситуации остается необходимость для учащихся поиска решения и доказательства избранной точки зрения. На уроке рассмотрена проблемная ситуация, которая позволит детям обосновать свою точку зрения.
-
Анна Андреевна Ахматова: жизнь и судьба 2012
Вводный урок перед изучением творчества писателя или поэта дает яркий личностный и творческий портрет художника. Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе для оформления литературно-музыкальной композиции по творчеству А.А. Ахматовой.
-
Анализ эпизода "Разговор Понтия Пилата с Афранием" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 25 глава 2 часть) 2012
На уроке анализируются изображаемые автором события и герои, характеризуется авторский идеал сатирика М.Булгакова. Учащиеся под руководством педагога учатся останавливаться на высказываниях-суждениях, высказываниях-обобщениях, истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать контекст высказывания, характер персонажа, авторское отношение к герою, событию, что, несомненно, приводит к осмыслению художественного произведения в целом.
-
Урок-игра "Что? Где? Когда?" Жизнь и творчество В.А. Жуковского 2012
Урок проводится после изучения творчества В.А. Жуковского в 9-м классе. Материал позволяет в игровой форме обобщить и актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях по изученной теме, учит работать в команде, формирует коммуникативные навыки, позволяет проявить детям свои личностные качества, развивает самообладание и внимание, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся и интереса к изучаемым предметам.
-
Урок повторение по якутской литератре в 9-м классе 2012
Урок повторения по якутской литературе в 9-м классе, на якутском языке, продолжительностью 45 минут. В начале урока учитель совместно с учащимися исполняют наизусть отрывок из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
-
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века" 2012
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе на краеведческом материале по содержательной линии "Литература Омского Прииртышья" 2012
Урок призван формировать у учащихся целостное представление о литературе родного края как части отечественной и мировой художественной литературы и неотъемлемой составляющей культуры Омского Прииртышья, интерес к чтению и непосредственному восприятию литературы родного края.
-
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире" 2012
Предлагаемый урок знакомит учащихся с некоторыми вехами биографии писателя, раскрывает образную систему рассказа, авторское отношение к изображаемому. Ведется словарная работа. В ходе беседы выясняется восприятие рассказа учащимися. Проверка домашнего задания на знание текста предлагается в форме тестирования.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна" 2012
Данный материал поможет учителю-словеснику провести урок внеклассного чтения по современной литературе в 10–11-х классах, на которую, к сожалению, зачастую не хватает времени. Произведения контрастны, но их объединяет обращение к проблеме, всегда занимавшей русскую литературу – "мысли семейной".
-
С любовью к миру, окружающему нас (творчество шадринского писателя В.И. Юровских) 2012
Внеклассное мероприятие вызывает интерес учащихся к творчеству шадринского писателя В.И. Юровских. Знать историю своего родного края, относиться с любовью к миру, окружающему нас, – основная идея мероприятия. Внеклассные занятия по литературе приносят пользу детям: расширяют кругозор, приучают к самостоятельному чтению, воспитывают чувство гордости за свой край, за свою малую родину, в которой жили и живут такие замечательные люди.