На этом уроке вы познакомитесь с поэмой Лермонтова «Демон», это центральное произведение поэта, к которому он возвращался в течение всей соей творческой жизни (1829-1839), поэма о титанической личности, о страсти.
В процессе лекции мы будем обращаться к произведениям художника М.А. Врубеля. Это художник, творчество которого приходится на рубеж веков(XIX –XX).Перед вами репродукция картины «Демон сидящий». Врубель вернул Демона поэзии, мифу и философии.
Библейский миф о падшем ангеле.
Образ Демона – не выдумка Лермонтова.Библейская
легенда о павшем ангеле получила разработку у
величайших европейских художников: в творчестве
Гете «Фауст» (дух отрицания и зла), Сатана в
«Потерянном рае» Дж. Мильтона, Люцифер в
мистерииБайрона «Каин».В 1824 г. этот образ
волновал и А.С.Пушкина (стихотворения «Демон» и
«Ангел»).
Новаторство М.Ю.Лермонтова в разработке образа
Демона.
Однако М.Ю.Лермонтов вполне оригинален: и в
том, как он разрабатывает сюжет, и как
трактует образ главного героя.
Все художники пытались выразить масштаб и
титанизм личности Демона, которая выражалась в
духе зла и отрицания. Лермонтов этот образ сделал
русским. Его герой – искатель истины, он
жаждет идеала, любви, красоты. Жажда идеала
выстрадана, Лермонтов впервые показал Демона
страдающего.
– Каким эпитетом наделяет Лермонтов своего
героя? (Печальный)
– О чем печалится Демон?(О том, что он изгнан,
что ему нет нигде места: ни на небе, ни на земле).
– А еще лермонтовский герой летающий,
он демон движения, бесконечного движения (не
только потому, что есть крылья).
– С начала поэмы возникает образ греховной
земли. Как вы понимаете этот образ? (Грех –
убийство, смерть, страдание, они сопровождают
человеческую жизнь на земле. Демон видел, как
убили жениха Тамары).
Не только Врубель, но и поэты-символисты рубежа веков обращались к образу лермонтовского Демона, и один из них Александр Блок. Вот что он сказал о Демоне Лермонтова:
Все сущее вочеловечил…
Лермонтов последовательно очеловечивает
своего героя.
И вот эта горючая слеза Демона, которая прожгла
камень, этот испепеляющий поцелуй его – это
свидетельство этой работы очеловечивания,
заземления характера героя.
Герой не просто мечется между небом и землей, а он
спускается на грешную землю, чтобы познать ее,
чтобы познать свою связь с землей.
Важной особенностью лермонтовского героя в процессе заземления, очеловечивания является его путь, направленность его движения. Он бежит не от людей, а он стремится к людям на эту грешную землю, вот на эту манящую, запретную для него землю. Она манит, она привлекает, она отталкивает, но она существует. И это образ прекрасной Грузии. Грузия, Кавказ – любимая обитель Лермонтова. Прекрасная земля. Небо и земля, небесное и земное теперь вступают в антонимичные отношения.
Грузинская княжна Тамара.
Необыкновенно многогранный, привлекательный,
живой образ героини, очень женственный и имеющий
определенную философскую направленность. Это
образ страдающий. Она уходит в монастырь, т.е.
Лермонтов попытался в грузинской княжне
открыть бездну страдания и бездну любви, и
жажду своеобразных идеалов.
«Демон» – символико-философская поэма.
Такое определение поэмы является ключом к
пониманию многих образов, характеров,
ситуаций. В сложном развитии своего героя
Лермонтов поставил важнейшие философские
проблемы человеческого существования. Это
проблемы свободы и необходимости человеческой
жизни, проблемы отрицания и утверждения в
человеческой жизни.
Путь героя может быть определен через
философскую триаду, это путь развития
любой истины.
На первом этапе лермонтовский герой, прежде всего, отрицающий Демон. В композиции первых строф (4-х) мы видим отверженного Демона, мы видим, как он блуждает без приюта, как он сеет зло вокруг себя, т.е. возникает портрет отверженного и озлобленного гордого духа. Здесь нет еще элементов человеческого, это действительно отверженный бог, сквозное слово – он сеял зло, а затем зло наскучило ему.
Второй этап – утверждение.
Это развитие героя, это путь поиска идеалов,
движение к утверждению идеалов любви, добра и
красоты.
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг…
Это начало нового этапа – лермонтовский герой
всматривается в землю, он видит Грузию, он видит
прекрасные горы Кавказа, он увидел и разглядел
трагедию Тамары, он погрузился в этот мир манящей
земности и поэтому он вновь постигнул
«святыню любви, добра и красоты». Это и
открывает в лермонтовском герое чувство любви,
спасительная любовь к Тамаре становится
катализатором этого нового процесса
утверждения, которое противостоит отрицанию.
Обратите внимание, как Врубель изобразил Демона:
это почти античный титанизм, связь не только со
стихией воздуха, но и с землей, с кристаллическим
строением ее недр: «не дух, а блестящее
одушевленное тело» (В.В.Розанов).
На смену злу приходит другое этическое понятие –
добро, любовь и красота. Это единство идеала
преобразует героя.
Кульминация второго этапа – встреча с Тамарой,
объяснение с Тамарой. И хотя в этом диалоге
основное место принадлежит герою, он
исповедуется, он произносит свои клятвы, тем не
менее этот момент очеловечивания, стремление к
гармонии очень точно фиксирует его знаменитый
монолог «Клянусь я первым днем творенья…» Этот
диалог очень точно определяет позицию Демона:
хочу любить, хочу молиться…
Тамара в лермонтовской поэме занимает важное
место: она не только манящая земность, воплощение
земной женщины. Лермонтову удается создать
необыкновенного обаяния сильную и красивую
человеческую личность. Пляска
Тамары в ожидании жениха, ее скорбь и отчаяние,
когда она узнает о смерти жениха, ее
решительность, когда она отвергает всех своих
избранников, уход в монастырь и наконец,
зов Демона, попытка понять что-то, разобраться в
том, что она не понимала.
Демон и Тамара. Для Тамары Демон – это не
только искуситель, обольститель, но это и
освободитель, это стремление ее к постижению
новых истин, новых идеалов. Они вслушиваются в
речи друг друга, находя родство душ.
Но Тамара – это не только манящая земность, но
одновременно это и тихая обитель, смирение перед
божеским произволом, перед судьбой. И вот этот
момент смирения неприемлем для Демона.
Процесс познания истины для Демона важнее, чем
итог, поэтому Демон так и не смог примириться с
божьим произволом, его бунт против мироздания
продолжается и набирает новую силу.
Испепеляющий поцелуй.
Всматриваясь в земной мир, Демон не находит
здесь гармонии, он видит здесь страдания,
страдания Тамары, смерть, гибель, вражду, поэтому
он не может принять этот мир. Испепеляющий
поцелуй Демона оказывается смертельным для
героини. Страсти неземные, его бунт – они как бы
отвергаются Тамарой, которая смиряется перед
божьим произволом, которая выступает против
бунта, она хочет обыкновенного человеческого
счастья, а Демону этого мало. (Белинский: «ему
нужен не стакан любви, а целый океан», критик
обратил особое внимание к мертвой улыбке
демонически умудренной Тамары – в IV ред.)
Третий этап – отрицание отрицания.
Борьба Демона с Ангелом за душу Тамары.
Сомнения Демона, его раздвоение, они
противостоят слепой вере Ангела. Ангел верит
Богу без всяких раздумий. Демон, изгнанный из Рая,
уже верить не может, и наступает третий этап –
отрицание отрицания. Герой не принимает теперь
ни божьего, ни земного мира, он находится в
состоянии глубокого пессимизма и отчаянием
перед окружающим миром. Его бунт
продолжается и обретает уже космический
характер.
Бунт Демона и русская жизнь.
Бунт Демона, процесс его развития органично
связан с эпохой русской жизни 30-х годов 19 века, с
эпохой безвременья. Вот это отсутствие
общественных идеалов, рефлексия, когда
порвалась цепь времен, она делает демонизм
частью общественного сознанья.
Используемые источники информации:
1. Лермонтовская энциклопедия. Издательство
«Советская энциклопедия»,Москва, 1981 год.
2. Репродукции картин М.А. Врубеля.