Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления
Задачи:
образовательные:
- определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
- показать особенность восприятия поэтом революции
Задачи
развития:
- развитие образного мышления, воображения
воспитательные:
- воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать
Место урока в системе знаний:
- после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.
Основные понятия:
- АНЕСТЕЗИЯ
- СИНЕСТЕЗИЯ
- ЗВУКОЦВЕТ
ХОД УРОКА
I. Столкновение с проблемой
Здравствуйте, ребята!
Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со значением цвета.
Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.
Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?
СЛАЙД 1
(1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна).
Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным.
Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
АНЕСТЕЗИЯ
Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
СИНЕСТЕЗИЯ
(СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)
Основополагающий вопрос:
Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).
Использование черно-белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").
ЦВЕТ - один из факторов, определяющих состояние нашей психики.
Гипотеза исследования:
Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы "Двенадцать".
ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния
Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.
СЛАЙД 2
Почему? Ответ определим в конце урока.
Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?
Ответы:
В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;
- 12 часов - полночь;
- 12 месяцев - конец года.
- 12 - символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:
II. Выдвижение рабочей версии :
СЛАЙД 3
Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.
СЛАЙД 4
Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки)
см. Слайд 4
На доске:
ЗВУКОЦВЕТ - цвет, соответствующий звуку
Проблемный вопрос:
Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока?
III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
- Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
- Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)
Ответ:
(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).
СЛАЙД 5
Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других глав:
- 1 группа - главы № 2,3,4
- 2 группа - главы № 5,6
- 3 группа - главы № 7,8
- 4 группа - главы № 9,10,11
12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:
Схема текста: на доске
Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:
- Звуки
- Цвет
- Образы?
СЛАЙД 6
Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового).
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.
Учитель:
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба".
Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?
Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).
СЛАЙД 7
В очи бьётся
Красный флаг.
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатью красногвардейцами.
Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара").
Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира.И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы - сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства, свободы.
Такой увидел Блок-поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его иллюстрации понравились Блоку.
(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно-белый вариант сходство с документальным кино).
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает:
СЛАЙД 12
Оправдались ли надежды Блока на революцию?
Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время?
(Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован, поэтическая тишина, молчание:)
А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.
Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество!