Цели урока:
образовательная
- сформировать понятие "ассоциативная карта"
- углубить понятие "портретная характеристика"
развивающая
- развитие интеллектуальных и образовательных умений: анализ, синтез, сравнение
- развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, выразительное чтение, анализ художественного текста, прием сопоставления данных биографии писателя с художественным текстом
- развитие речевых умений и навыков
воспитательная
- усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам, связи времен
- воспитывать чувство толерантности, внимания к человеку
Приемы:
- использование на уроке литературы новых форм анализа (цвет, образ, ассоциации) для повышения интереса учащихся и развития речевых навыков
- использование рейтинговой системы контроля как способ активизации деятельности учащихся на уроке
Тип урока: комбинированный
Методы:
- обучения - информационно-развивающий
- преподавания - диалоговый
- учения - поисковый, исследовательский
Дидактическое пространство урока:
- роман И.А. Гончарова "Обломов"
- рабочие тетради учащихся
- цветные карандаши, бумага
- музыкальное сопровождение
План урока:
- Организационный момент (готовность к уроку, поурочный рейтинг)
- Актуализация: опорные знания (сюжет романа, основные образы)
- Формирование новых понятий: понятие "художественный образ героя", "ассоциативная карта"
- Применение умений и навыков: индивидуальная поисковая работа, групповая работа
- Домашнее задание: индивидуальная творческая работа
- Подведение итогов урока
Ход урока
Организационный момент
- Приветствие учеников и гостей
- Проверка наличия учебных принадлежностей: учебник, текст произведения
- Объявление темы урока и целей урока
- Розовый, желтый, зеленый - за ответы на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно - стикеры)
Актуализация
1. Вспомним кратко данные биографии Ивана Александровича Гончарова.
2. Теперь подумаем и попробуем составить портретные характеристики главных героев романа
Илья Ильич Обломов
"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. : Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли, ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. : Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный : тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. : Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью".
Андрей Иванович Штольц
"Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. :Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно".
Ольга Сергеевна Ильинская
"Ольга в строгом смысле не была красавица,: но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом:Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большеючастию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо:"
Захар Трофимович Трофимов
"пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды:. Серый сюртук и жилет нравились ему: захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, пословам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло".
Агафья Матвеевна Пшеницына
":с голой шеей и локтями. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено".
- Какие чувства вызывают у вас образы этих героев?
- Каким образом писатель добивается такого эффекта?
Формирование новых понятий
"Художественный образ героя" представляет собой не только изображение человека - он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.
Любой образ - это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей, он может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.
1. Семь цветов радуги: при виде какого-то цвета, у нас возникают разные ассоциации
- красный - радость, мужество, кровь, война, любовь, ярость, огонь
- оранжевый - бодрость, гуманность, самоконтроль, добродетель
- желтый - рассудительность, единство, связь с богом, сумасшествие, глупость, плутовство, засыхание, отчаяние
- зеленый - ум, разум, мудрость, юность, покой, цветение, воздух, ревность, грехопадение, триумф, надежда
- голубой - божественный мир, небо, вода, мечта, идеал, легкость, крылья, очарование
- синий - ангел, расслабление, безопасность, доверие, покой, гармония, комфорт, стабильность, вечность, доброта, верность, благородство
- фиолетовый - тело и душа, цветение, фиалка, мятеж
2. Дадим теперь каждому нашему герою свой цвет
- Обломов - голубой
- Штольц - зеленый
- Ольга - синий
- Захар - желтый
- Агафья Матвеевна - оранжевый
3. Следующий шаг в нашем анализе - это сравнение некоторых фактов жизни писателя с героями его романа. Мы посмотрим сходства и различия их имен со стороны графики и фонетики.
Как мы уже знаем, Гончаров и Обломов очень близки друг другу, но есть в них одно различие, его также видно на примере их фамилий
ОБЛОМОВ ГОНЧАРОВ
То есть, если представить это в виде фигур получится следующее
Как мы видим, жизненный круг Обломова без видимых изменений (ровный цикл жизни), а вот автор романа все же один раз отошел от этого однообразного и скучного круга и отправился в кругосветное путешествие. Отсюда и следует вывод, что ни во всем они были похожи.
Следующий интересный факт это
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧТРЕГУБОВ и ЗАХАР ТРОФИМОВИЧ ТРОФИМОВ
При произношении этих имен мы видим некоторые совпадения с крестным отцом Гончарова, поэтому и этот персонаж не зря включен в произведение.
Дальше остановимся на самом главном человеке - матери Ивана Александровича и жене Ильи Ильича
АВДОТЬЯ МАТВЕЕНА АГАФЬЯ МАТВЕЕНА
Образ матери никогда не оставлял Гончарова, потому и в романе встречается нам образ матери-жены.
Ну и, наконец, одиночество. Как мы знаем, Гончарова в раннем возрасте отдали в пансион, где у него была маленькая комната, потом он уехал в Петербург, где также ютился в комнатке, так и в романе Обломов покидает имение и живет в комнатке. Нехватка родительского тепла и рождает в них постоянный уход от реальности, воспоминание уюта, матери.
4. Перед выполнением последнего задания запишем в тетради: ассоциативная карта - способ изображения процесса общего мышления с помощью схем, рисунков, отправной точкой в которой является центральный объект.
Применение умений и навыков:
Творческое задание (в группах по 4 человека): составление ассоциативной карты (цветные карандаши, лист бумаги, портретные характеристики).
Домашнее задание: (предварительная запись на доске): составить портретную характеристику близкого вам человека и ассоциативную карту.
Подведение итогов урока
- Какое впечатление оставили у вас образы главных героев романа? Изменилось ли первоначальное впечатление?
- Мы все должны стремиться к тому, чтобы в наших душах было чисто, светло, честно.