Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения.

Задачи:

  • Привить интерес ученика к прочитанному тексту.
  • Развить индивидуальные аналитические способности учащихся.
  • Способствовать развитию коллективного творчества в классе.
  • Повысить самооценку каждого ученика.

Общие требования к зачету-практикуму:

  • Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях.
  • Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения).
  • Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения.
  • Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей.

Методика проведения зачета-практикума: зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.

Подготовка.

  • Учитель отбирает и готовит 4-х руководителей групп из учащихся класса; все вопросы зачета распределяются между ними (предусматривается заблаговременная сдача материалов зачета-практикума).
  • Учитель за неделю до зачета знакомит учащихся класса с вопросами предстоящего урока.
  • Класс делится на 4 группы.
  • Каждая группа в ходе зачета последовательно переходит от руководителя к руководителю и отвечает на соответствующие вопросы.
  • Знания учащихся оцениваются по критериям, известным заранее (Приложение 1).
  • В день проведения зачета-практикума на классной доске пишется график перехода групп от руководителя к руководителю (Приложение 2).
  • Руководители групп получают и заполняют оценочный лист в ходе зачета.

Первая часть зачета-практикума: видеоигра «Путешествуя по Петербургу Достоевского» (Презентация, слайд 1)

Первый вопрос: «Молодой человек вышел… в С-м переулке и отправился к К-ну мосту». Кто этот человек? Чей это адрес? (Презентация, слайд 2).

Столярный переулок, где познакомился с Мармеладовым

Второй вопрос: Зачем Раскольников подошел к этому дому? Кто здесь жил?

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другой…» (Презентация, слайд 3).

Дом процетщицы

Третий вопрос: С кем неожиданно встретился Раскольников на Сенной площади перед убийством старухи-процентщицы? Сенная площадь (Презентация, слайд 4).

Сенная площадь

Четвертый вопрос: Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? Екатерининский канал. «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса… Он пошёл к Неве по В-му проспекту…». Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? (Презентация, слайд 5).

Екатерининский канал

Пятый вопрос: Что произошло на мосту? Что показалось Раскольникову? Вид на собор с Николаевского моста (Презентация, слайд 6).

Крюков канал и Никольский собор

2-я часть зачета-практикума

Вопросы для зачета-практикума по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе Раскольникова происходит только в конце романа.
  2. Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так долго не сдается?
  3. «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход из жизни Свидригайлова.
  4. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Что связывало Мармеладова и Раскольникова?
  5. «А с ними-то что будет?» – кто это говорит и почему?
  6. Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня одного!... Забудьте меня совсем… А теперь, когда любите меня, откажитесь…» Почему Раскольников не выдерживает одиночества?
  7. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему именно к такому покаянию призывает Соня Раскольникова?
  8. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было узнать Раскольникову?
  9. Хотел иметь «… свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти?
  10. Бунт Раскольникова. Почему и против чего?

Задание по развитию речи

1. Продолжить фразу:

  • Угрызения совести…
  • Воля сломлена, заповеди нарушены…
  • Мания превосходства и вседозволенности…
  • Разум и совесть Раскольникова …

2. Портретные характеристики героев. Чей это портрет?

  • «Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно …»
  • «… это была скромно и даже бедно одетая девушка …»
  • «… с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше средненго, тонок и строен …»
  • «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками …»
  • «Это был человек лет тридцати пяти росту ниже среднего, полный и даже с брюшком …»
  • «… высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её …»
  • «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим … лицом…»
  • «… лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет …»

3. Распределите по номерам портретные характеристики героев: Алена Ивановна, Раскольников, Свидригайлов, Соня, Дуня, Мармеладов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Порфирий Петрович.

Приложение 1

Критерии оценки уровня знаний учащихся

1. Знание текста – сюжет, герои, факты, события и др.
2. Точность ответов на поставленный вопрос.
3. Понимание и полнота ответа.
4. Умение четко и грамотно строить речевое высказывание.

Данные критерии оценки можно предложить руководителям групп в виде таблицы с 5 бальной оценкой.

Приложение 2

График перехода учащихся по номерам групп (на классной доске)

Время/руководитель 20 минут 20 минут 20 минут 20 минут
1 руководитель 1 2 3 4
2 руководитель 2 3 4 1
3 руководитель 3 4 1 2
4 руководитель 4 1 2 3