Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения.
Задачи:
- Привить интерес ученика к прочитанному тексту.
- Развить индивидуальные аналитические способности учащихся.
- Способствовать развитию коллективного творчества в классе.
- Повысить самооценку каждого ученика.
Общие требования к зачету-практикуму:
- Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях.
- Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения).
- Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения.
- Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей.
Методика проведения зачета-практикума: зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.
Подготовка.
- Учитель отбирает и готовит 4-х руководителей групп из учащихся класса; все вопросы зачета распределяются между ними (предусматривается заблаговременная сдача материалов зачета-практикума).
- Учитель за неделю до зачета знакомит учащихся класса с вопросами предстоящего урока.
- Класс делится на 4 группы.
- Каждая группа в ходе зачета последовательно переходит от руководителя к руководителю и отвечает на соответствующие вопросы.
- Знания учащихся оцениваются по критериям, известным заранее (Приложение 1).
- В день проведения зачета-практикума на классной доске пишется график перехода групп от руководителя к руководителю (Приложение 2).
- Руководители групп получают и заполняют оценочный лист в ходе зачета.
Первая часть зачета-практикума: видеоигра «Путешествуя по Петербургу Достоевского» (Презентация, слайд 1)
Первый вопрос: «Молодой человек вышел… в С-м переулке и отправился к К-ну мосту». Кто этот человек? Чей это адрес? (Презентация, слайд 2).
Второй вопрос: Зачем Раскольников подошел к этому дому? Кто здесь жил?
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другой…» (Презентация, слайд 3).
Третий вопрос: С кем неожиданно встретился Раскольников на Сенной площади перед убийством старухи-процентщицы? Сенная площадь (Презентация, слайд 4).
Четвертый вопрос: Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? Екатерининский канал. «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса… Он пошёл к Неве по В-му проспекту…». Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? (Презентация, слайд 5).
Пятый вопрос: Что произошло на мосту? Что показалось Раскольникову? Вид на собор с Николаевского моста (Презентация, слайд 6).
2-я часть зачета-практикума
Вопросы для зачета-практикума по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе Раскольникова происходит только в конце романа.
- Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так долго не сдается?
- «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход из жизни Свидригайлова.
- «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Что связывало Мармеладова и Раскольникова?
- «А с ними-то что будет?» – кто это говорит и почему?
- Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня одного!... Забудьте меня совсем… А теперь, когда любите меня, откажитесь…» Почему Раскольников не выдерживает одиночества?
- «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему именно к такому покаянию призывает Соня Раскольникова?
- «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было узнать Раскольникову?
- Хотел иметь «… свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти?
- Бунт Раскольникова. Почему и против чего?
Задание по развитию речи
1. Продолжить фразу:
- Угрызения совести…
- Воля сломлена, заповеди нарушены…
- Мания превосходства и вседозволенности…
- Разум и совесть Раскольникова …
2. Портретные характеристики героев. Чей это портрет?
- «Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно …»
- «… это была скромно и даже бедно одетая девушка …»
- «… с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше средненго, тонок и строен …»
- «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками …»
- «Это был человек лет тридцати пяти росту ниже среднего, полный и даже с брюшком …»
- «… высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её …»
- «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим … лицом…»
- «… лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет …»
3. Распределите по номерам портретные характеристики героев: Алена Ивановна, Раскольников, Свидригайлов, Соня, Дуня, Мармеладов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Порфирий Петрович.
Приложение 1
Критерии оценки уровня знаний учащихся
1. Знание текста – сюжет, герои, факты, события и
др.
2. Точность ответов на поставленный вопрос.
3. Понимание и полнота ответа.
4. Умение четко и грамотно строить речевое
высказывание.
Данные критерии оценки можно предложить руководителям групп в виде таблицы с 5 бальной оценкой.
Приложение 2
График перехода учащихся по номерам групп (на классной доске)
Время/руководитель | 20 минут | 20 минут | 20 минут | 20 минут |
1 руководитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 руководитель | 2 | 3 | 4 | 1 |
3 руководитель | 3 | 4 | 1 | 2 |
4 руководитель | 4 | 1 | 2 | 3 |