В основу литературы как учебной дисциплины положено чтение и изучение литературных произведений. Этим объясняется взаимосвязь требований к различным сторонам подготовки учащихся по литературе и комплексный характер проверки учебных достижений.
С учетом специфики художественной литературы (целостности впечатления как закона восприятия художественного произведения), материал для контроля представлен в виде художественного произведения или фрагмента текста, анализируя который, учащийся показывает:
- начитанность;
- глубину освоения идейно-художественного содержания произведения;
- уровень овладения знаниями по литературе;
- качество речевых умений и навыков.
Разработка учебного модуля была продиктована поиском оптимального варианта проведения уроков контроля знаний по литературе в 10 классе по итогам первого полугодия (программа по литературе среднего (полного) общего образования, соотнесенная с учебником Сахарова В. И., Зинина С. А. “Русская литература XIX века” 10 класс. М. “Русское слово”, 2009).
Промежуточный контроль проводится в форме зачета в два этапа:
- письменный анализ фрагмента литературного произведения;
- устное высказывание по предложенной теме. (Приложение 1)
Контрольные задания разработаны в количестве 6 вариантов в первой части (письменной) из расчета повторяемости вариантов при количестве учащихся в группе до 24 человек и 10 – во второй. Задания включают вопросы трёх типов:
- в первой части (анализ фрагмента) - 1-го и 2-го уровня сложности, проверяющие знакомство учащихся с обязательными произведениями и основные знания по литературе;
- во второй части (устное высказывание) – 3-го уровня сложности, выявляющие качество речевых умений и навыков.
На первую часть работы – комплексный анализ текста - отводится 1учебный час, на вторую – устное высказывание по предложенной теме – 2 часа.
По уровню сложности и распределению тем и видов вопросов все задания примерно одинаковы и отражают базовую подготовку учащихся по предмету.
В период подготовки к промежуточной аттестации ученикам предлагается сопроводить их выступление на втором этапе презентацией (Презентации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). В этом случае им разрешается выбрать из 10-ти предложенных один вопрос. Наряду с повышением уровня мотивации учащихся привлекательной для учителя в этом проекте является возможность расширить круг повторяемых знаний и умений, максимально приблизив учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Подготовленное развернутое высказывание проблемного характера обязывает расширить историко-литературный и теоретический аспекты выступления, таким образом охватывает и вопросы, заложенные в части В экзамена по литературе.
В итоге подготовка к устной части зачета становится работой над созданием проекта.
Одна из презентаций (вопрос № 4) сопровождена текстовым документом (Приложение 2), в остальных тезисы устного сообщения и логика развития мысли достаточно четко прослеживаются и с легкостью могут быть наполнены учителем или учеником своим содержанием.
Для проверки письменной работы и устного выступления разработаны критерии оценивания заданий (Приложении 3).
К разработке также прилагается схема анализа зачётной работы (Приложение 4).
Учебный модуль
“Контрольная работа (зачёт) по литературе в 10
классе по итогам I полугодия”
№ У/Э | Название этапа | Дидактическая задача | Деятельность ученика | Результат решения задачи |
0 |
Комплексно-дидактическая цель. |
Успешно сдать зачет поможет: - повторение изученного в I полугодии;п - умение анализировать текст определённого жанра; - умение строить высказывание проблемного характера на литературном материале. |
Проверка готовности к контролю. | Организация комплексного повторения материала. |
Подготовка к зачёту. | ||||
1 |
Создание проблемной ситуации. | Достаточно трудно в условиях
выступления перед комиссией построить устное
высказывание, но выучить заранее 10 вариантов
ответов значит использовать не только свои, но и
заимствованные варианты. А что может быть коварнее бездумного воспроизведения чужих мыслей? |
Осмысление проблемы. | Настрой на поиск вариантов решения проблемы. |
2 |
Мотивация. Моделирование ситуации успеха. | Выигрышным, но трудным вариантом подготовки к устной части зачёта может стать подготовка проекта по теме. | Выбор оптимальной для себя формы подготовки. | Организация работы по подготовке проекта. |
3 |
Отбор и систематизация материала для проекта. | Обеспечение усвоения, повторения и обобщения знаний. | Осмысление учебного материала. | Создание проекта. |
Проведение зачёта. | ||||
1.0 |
Письменный анализ фрагмента литературного произведения. | Применение на практике умения анализировать предложенный текст согласно жанровым особенностям, в единстве формы и содержания, в языковом выражении. | Самопроверка. | Выполнение письменной работы. |
1.1 |
Предварительный анализ письменной работы. | Установление степени полноты и правильности выполнения задания. | Осмысление учебного материала. | Рефлексия. Мотивация к следующему этапу работы. |
2.0 |
Устное высказывание проблемного характера.2 | Применение на практике умения строить высказывание проблемного характера на литературном материале. | Самоопределение в выборе формы
ответа. Самоподготовка. Представление знаний и умений. |
Перенесение полученных знаний и умений в новую форму. |
2.1 |
Презентация проекта. | Применение на практике умения строить высказывание проблемного характера на литературном материале; планировать собственную учебную работу, проектировать модель учебного продукта. | Организация представления проекта, представление знаний и умений. | Включение учащихся в активные учебные действия. |
Результаты контроля. | ||||
1 |
Выставление оценок. Создание ситуации успеха. | Мониторинг усвоения знаний и умений по предмету, общеучебных навыков. | Рефлексия. | Мотивация к следующему этапу обучения. |
2 |
Анализ контрольной работы (зачёта). | Планирование работы по коррекции обучения; отслеживание степени активности и мотивированности учащихся к учебной деятельности. | Осмысление цели обучения. | Включение в ритм предложенной учителем работы. |
Дидактический материал к зачету по литературе в 10 классе. I полугодие
Часть 1
1. Проанализируйте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
2. Проанализируйте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
3. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
Боже, какие есть прекрасные должности и судьбы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников.
Всё, что ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках.
Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.
4. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)
Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!
Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!
Кабанов. Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!
Кабанов. Вы её погубили! Вы! Вы!
Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Все кланяются.
Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)
5. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
“Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью, идучи двором, думал Штольц. – Погиб ты, Илья: нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани… А там…школы, грамота, а дальше… Нет, перепугаешься ты зари нового счастья, больно будет непривычным глазам. Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти… и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты”. – Прощай, старая Обломовка! – сказал он, оглянувшись в последний раз на окна маленького домика. – Ты отжила свой век!
- Что там? – спросила Ольга с сильным биением сердца.
- Ничего! – сухо, отрывисто отвечал Андрей.
- Он жив, здоров?
- Да, - нехотя отозвался Андрей.
- Что же ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!
- Нельзя!
- Что ж там делается? – с испугом спрашивала Ольга. – Разве “бездна открылась”? Скажешь ли ты мне?
Он молчал.
- Да что такое там происходит?
- Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание.
6. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.
- Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
- Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
- Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют по своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обо’им её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.
Часть II
- В чем своеобразие любовной (философской) темы в лирике А.С.Пушкина? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
- Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского: “Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы”?
- Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к родине “странной”? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
- Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?
- В чем своеобразие раскрытия темы “маленького человека” в произведениях Н.В.Гоголя?
- Как решается проблема нравственного выбора в пьесах А.Н.Островского?
- Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского “Гроза”?
- Каково значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни? (По роману И.А.Гончарова.)
- В чем заключается многозначность названия романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”?
- Что такое “стихотворение в прозе”? (По произведениям И.С.Тургенева.)
Текст ответа на вопрос № 4
“Каким предстает образ поэта в лирике
М.Ю.Лермонтова”
Слайд 1. На мой взгляд, о личности М.Ю. Лермонтова существует много противоречивых мнений: кто-то из его современников видел в нем гениального поэта, которому была присуща великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение, которые наполняли каждый миг его кроткой жизни. А кому-то он казался холодным, желчным, раздражительным и высокомерным, постоянно подчеркивавшим, особенно в Петербургских салонах, свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе.
Слайд 2. Но самую достоверную, глубокую и верную характеристику Лермонтова мы видим в его сочинениях, где он отразился целиком: каким он был в действительности и каким хотел быть. Читая его стихи, мы познаем историю его души, мы понимаем его как поэта и человека.
Добрый характер, любящее сердце – таким он был в отношениях с друзьями.
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Эти слова обращены к умершему поэту-декабристу Одоевскому.
Слайд 3. Перед А.С. Пушкиным Лермонтов преклонялся всю свою жизнь. В день его гибели он впервые заявил о себе, впервые поднял вопрос о судьбе и правах личности. Светское общество, из которого он вышел сам, по его мнению, и стало причиной гибели великого поэта. Лермонтов обвинил его в лицемерии, жесткости по отношению к Пушкину, который “пал, оклеветанный молвой”.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
В этих словах мы чувствуем не только любовь к поэту, скорбь, но и протест Лермонтова против тех устоев жизни, которые царили в России. В каждой строчке стихотворения просматривается гражданская позиция поэта. Он открыто заявляет:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!..
Есть грозный суд…
Разве поэт не понимал, что за такие слова накажут? Так и случилось – ссылка!
Тридцатые и сороковые годы 19 века – годы жестоких преследовании всякой свободной мысли. Молодое поколение, боясь расправы, уходит в тень, живет без цели; оно “к добру и злу, постыдно, равнодушно”, перед опасностью – “позорно малодушно”, а перед властью молодые - “презренные рабы”.
Слайд 4. Как истинный поэт, Лермонтов обвиняет своих современников в духовном банкротстве, неверии в идеалы, неспособности совершать нравственные поступки.
И негодует, и одновременно грустит поэт:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
В этом стихотворение автор искренне передал настроение передовой интеллигенции, которая не хотела мириться с существующим режимом. Его “Дума” - призыв к активной жизненной позиции.
В эти же годы Лермонтов обращается к поэтам, кому дар дан свыше быть пророками, честно выполнять свой долг – служить пером народу. Он призывает возродить традиции гражданской лирики, потому что современный поэт, к сожалению, “свое утратил назначенье”.
Металась и страдала душа поэта, оттого что не находила отклика своим мыслям, устремлениям. Одиночество отравляло ему жизнь:
Выхожу один я на дорогу…
В очередном стихотворении он жалуется:
И скучно и грустно. И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Слайд 5. В такие минуты он уходит в прекрасное прошлое – детство, он вспоминает любимые Тарханы, мать, которой посвятил нежные слова:
Я думаю о ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей сознанье…
Слайд 6. Поэт очень любил и отца своего, и страдал, будучи разлученным с ним.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
В душе Лермонтова, по его словам, никогда не угасал “огонь божественный” к родителям “горевший” в нем “от колыбели” до конца жизни.
Не так ли и Родину любил поэт?
Слайд 7. Он сам признавался: “Люблю отчизну я… Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…” любил поэт “пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков”. Его душу тревожило все: и “степей холодное молчанье”, и “разливы рек, подобные морям…”, словом, любил он народную Россию, ее природу, ее традиции и ненавидел, по его словам, “немытую” Россию, “страну рабов”, “страну господ”…
Слайд 8. Да, поэт умел любить, искренно и нежно, и не только Родину. Мне больше всего нравится его стихотворение “ К Н.Ф.И.”, Наталье Федоровне Ивановой, ради которой он “целый мир возненавидел”, чтобы ее “любить сильней”, он “пожертвовал.. оды” ее “улыбке и глазам…”.Но… “иль женщину уважать возможно, когда мне ангел изменил?” Ради нее он “был готов на смерть и муку”, но все тщетно.
И поэт, преданный “ангелом”, находит в себе силы сказать: “Я не унижусь пред тобою”. Гордость настоящего мужчины взяла верх над большим чувством, и не без грусти он спрашивает возлюбленную: “Такой души ты знала ль цену?”.
Слайд 9. Чего же хотела мятущаяся душа поэта? Что искала? “Свободы и покоя!” - сам отвечает Лермонтов.
Слайд 10. Таким образом, читая его стихи, мы видим, что перед нами поэт, обладавший великой человечностью, гражданским мужеством, сильной волей, человек грустный и строгий, нежный и властный. Он – поэт гениальный и бессмертный, и всегда молодой. И если наше поколение читает его стихи, можно быть спокойным за судьбу Родины, потому что они учат доброму и вечному, тому, что делает человека по-настоящему ценным.
Приложение 3Критерии оценивания заданий
I. Комплексный анализ текста.
1. Верно определены автор, название, тема, жанр произведения - 2 балла.
2. Учащийся правильно ориентируется в сюжете, композиции, оперирует литературоведческими терминами, умеет выявлять авторскую позицию - 5 баллов.
3. Учащийся правильно определил не менее 2-х средств выразительности, сумел соотнести произведение с историко-литературным процессом - 2 балла.
4. В работе прослеживается логичность, связность, допущены не более 2-х речевых и грамматических ошибок; не более 1-й орфографической и пунктуационной ошибок - 6 баллов.
Итого:
15 баллов - оценка “5”,
13- 14 баллов – оценка “4”,
10 - 12 баллов - оценка “3”,
до 10 баллов – оценка “2”.
II. Устное высказывание.
- Глубина и самостоятельность понимания произведения - 2 балла;
- Композиционная стройность, грамотный язык,
- Добавочно оценивается владение приемами риторики.
знание фактического материала из истории и теории литературы - 5 баллов.
стилевое единство изложения - 3 балла.
Итого:
Приложение 410 баллов и выше – оценка “5”,
8-9 баллов – оценка “4”,
5-7 баллов - оценка “3”,
4 и менее баллов – оценка “2”.
Анализ зачетной работы по литературе в 10 __ классе от __
Всего учащихся –
Сдавали зачет –
Оценки:
Комплексный анализ текста | Устное высказывание | |
“5” - | “5” - | |
“4” - | “4” - | |
“3” - | “3” - | |
“2” - |
Допущены ошибки
I. Комплексный анализ текста
- Неверно определены автор, тема, жанр произведения ___________
- Учащийся неправильно ориентируется в сюжете, композиции, оперирует литературоведческими терминами ___________
- Не умеет выявлять авторскую позицию ___________
неправильно определил не менее 2-х средств выразительности ___________
не сумел соотнести произведение с историко-литературным процессом ___________ - В работе не прослеживается логичность, связность, допущено более 2-х речевых и грамматических ошибок _____________
II. Устное высказывание
- Глубина и самостоятельность понимания
произведения ___________
знание фактического материала из истории и теории литературы ___________ - Композиционная стройность, грамотный язык, стилевое единство изложения ___________
Приложение 5 (Обломов)
Приложение 6 (Тургенев)