Тема урока: А.П.Чехов “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.
Задачи урока:
- обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;
- расширить представления о многогранности чеховского творчества;
- провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;
- сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;
- учить детей выразительному чтению.
Ход урока
Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя.)
Изучение нового материала.
1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.
80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.
2. История создания рассказа “Хамелеон”.
“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.
3. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.
– Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.
– Вопросы по статье учебника.
*Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?
* Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?
4. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.
*Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)
* Выразительное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?
* Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?
Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
*Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?
*Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?
*Подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию? Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
*Почему рассказ назван “Хамелеон”?
*Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?
Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.
*Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.
Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.
*Языковые и художественные особенности рассказа.
– Назначение детали в рассказе.
В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима (новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина).
– Композиция рассказа.
Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.
– Речевая структура рассказа.
Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога –речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.
* Работа с иллюстрацией Д. Кардовского к рассказу “Хамелеон”.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
- Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)
- Прочитать рассказ “Злоумышленник”.