Интегрированный урок по развитию речи и МХК "Не устану воспевать вас, звезды!..". 9-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 9


Цели:

  • развивать творческое воображение детей и их речь;
  • познакомить с картиной Ван Гога «Звездная ночь»;
  • потренироваться в нахождении выразительных средств языка.

ХОД УРОКА

1. «Не устану воспевать вас, звезды», – эти слова принадлежат молодому А.И. Бунину. И свою клятву великий русский поэт и писатель сдержал, всю жизнь воспевая красоту звездного неба.

2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «звезда»?

Звезда:

– Небесное тело, сходное по природе с солнцем.
– Зов небес.
– Вспомнились фразеологизмы «Падающая звезда», «Родиться под счастливой звездой», «Верить в свою звезду». (Дети объясняли их значение).
– Сияние звезд (мерцают, загораются, светят).
– Ночное солнце.
– Человек-звезда и т.д.

Дети объясняют родившиеся у них ассоциации, дополняют друг друга.

3. Работа над этимологией слова «звезда»

Звезда (греч.) – светлый, сверкающий.
Звезда (лат.) – сиять (zvigot). (Приложение 1. Слайд 3).

4. Подготовка к творческой работе о звезде

Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1. Слайд 3).

– Какое чувство вызывает у вас звездное небо?
– Есть ли у вас любимая звезда? Чем она отличается от других? Каков ее характер?
– О чем думают звезды?

Сильным детям заранее дается задание написать монолог от имени звезды. На этом этапе урока они читают свои работы.

– Почему мы говорим «упала звезда»?  (Приложение 1. Слайд 5).

Свои предположения высказывает учитель: «Сладко дремлется на земле уставшей звезде… Возможно, она прилетела к людям, стремясь спасти их от одиночества, печали?
А вдруг она хочет рассказать нам о чем-то крайне важном, предупредить об опасности, грозящей беспечным жителям Земли?»

Учащиеся высказывают свои версии.

5. А вот таким необычным увидел звездное небо известный голландский художник Ван Гог.

Показ репродукции картины Ван Гога «Звездная ночь» (1889 г.) – (Приложение 1. Слайд 7).

Ван Гог говорил: «Вид звезд заставляет меня мечтать». Своеобразным воплощением мечты и стала его картина, созданная за несколько месяцев до смерти художника.

6. Звучит рассказ учителя о картине:

«Над мирно спящей землей – бездна ночного неба. Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих друг на друга цветных линий, оно кажется тревожным, не предвещающим покоя… Землю с небом соединяет группа гигантских кипарисов… Достигая неба, они как будто соединяют земную жизнь человека с высшим мирозданием. Ясный и чистый цвет становится подлинным героем картины. Неожиданные вспышки желтого разрывают холодную пелену голубого и синего».
Именно о таком слиянии цветов и написал в стихотворении «Желтый цвет» А. Межиров (Приложение 1. Слайд 8):

Художник в желтом цвете вдохновенья
Искусство с жизнью,
На пределе сил,
Как двух миров разрозненные звенья,
В единое звено соединил…

– О каких мирах поведал поэт?

7. Многих писателей и поэтов волновало звездное небо, и они дарили ему свои произведения.

Дети читают стихи поэтов о звездах.

8. Работа со стихотворением И. Бунина «Не устану воспевать вас, звезды!» (у детей – распечатки).

Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Нахождение выразительных средств языка.

9. Детям предлагаются следующие темы для эссе: «Красота звездного неба», «Я люблю Вас, люди…» (монолог упавшей звезды), «Два мира» (о небе и земле), «Моя любимая звезда», «Свети, свети, моя звезда…», «Люди и звезды», «Путеводная звезда».  (Приложение 1. Слайды 9, 10).

10. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 11):

1) найти картину, изображающую звездное небо, и описать ее;
2) написать стихотворение о звезде;
3) создать фантазию на тему «Мир без звезд».

Задания даются на выбор.