Цели:
- развивать творческое воображение детей и их речь;
- познакомить с картиной Ван Гога «Звездная ночь»;
- потренироваться в нахождении выразительных средств языка.
ХОД УРОКА
1. «Не устану воспевать вас, звезды», – эти слова принадлежат молодому А.И. Бунину. И свою клятву великий русский поэт и писатель сдержал, всю жизнь воспевая красоту звездного неба.
2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «звезда»?
Звезда:
– Небесное тело, сходное по природе с солнцем.
– Зов небес.
– Вспомнились фразеологизмы «Падающая звезда»,
«Родиться под счастливой звездой», «Верить в
свою звезду». (Дети объясняли их значение).
– Сияние звезд (мерцают, загораются, светят).
– Ночное солнце.
– Человек-звезда и т.д.
Дети объясняют родившиеся у них ассоциации, дополняют друг друга.
3. Работа над этимологией слова «звезда»
Звезда (греч.) – светлый, сверкающий.
Звезда (лат.) – сиять (zvigot). (Приложение
1. Слайд 3).
4. Подготовка к творческой работе о звезде
Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1. Слайд 3).
– Какое чувство вызывает у вас звездное небо?
– Есть ли у вас любимая звезда? Чем она
отличается от других? Каков ее характер?
– О чем думают звезды?
Сильным детям заранее дается задание написать монолог от имени звезды. На этом этапе урока они читают свои работы.
– Почему мы говорим «упала звезда»? (Приложение 1. Слайд 5).
Свои предположения высказывает учитель:
«Сладко дремлется на земле уставшей звезде…
Возможно, она прилетела к людям, стремясь спасти
их от одиночества, печали?
А вдруг она хочет рассказать нам о чем-то крайне
важном, предупредить об опасности, грозящей
беспечным жителям Земли?»
Учащиеся высказывают свои версии.
5. А вот таким необычным увидел звездное небо известный голландский художник Ван Гог.
Показ репродукции картины Ван Гога «Звездная ночь» (1889 г.) – (Приложение 1. Слайд 7).
Ван Гог говорил: «Вид звезд заставляет меня мечтать». Своеобразным воплощением мечты и стала его картина, созданная за несколько месяцев до смерти художника.
6. Звучит рассказ учителя о картине:
«Над мирно спящей землей – бездна ночного неба.
Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих
друг на друга цветных линий, оно кажется
тревожным, не предвещающим покоя… Землю с небом
соединяет группа гигантских кипарисов…
Достигая неба, они как будто соединяют земную
жизнь человека с высшим мирозданием. Ясный и
чистый цвет становится подлинным героем картины.
Неожиданные вспышки желтого разрывают холодную
пелену голубого и синего».
Именно о таком слиянии цветов и написал в стихотворении
«Желтый цвет» А. Межиров (Приложение
1. Слайд 8):
Художник в желтом цвете вдохновенья
Искусство с жизнью,
На пределе сил,
Как двух миров разрозненные звенья,
В единое звено соединил…
– О каких мирах поведал поэт?
7. Многих писателей и поэтов волновало звездное небо, и они дарили ему свои произведения.
Дети читают стихи поэтов о звездах.
8. Работа со стихотворением И. Бунина «Не устану воспевать вас, звезды!» (у детей – распечатки).
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Нахождение выразительных средств языка.
9. Детям предлагаются следующие темы для эссе: «Красота звездного неба», «Я люблю Вас, люди…» (монолог упавшей звезды), «Два мира» (о небе и земле), «Моя любимая звезда», «Свети, свети, моя звезда…», «Люди и звезды», «Путеводная звезда». (Приложение 1. Слайды 9, 10).
10. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 11):
1) найти картину, изображающую звездное небо, и
описать ее;
2) написать стихотворение о звезде;
3) создать фантазию на тему «Мир без звезд».
Задания даются на выбор.