Урок-путешествие по русскому языку на тему "Имя Существительное"

Разделы: Литература


Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип: урок - путешествие

Тема: "Имя существительное"

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"

Задачи: Развивающая (развитие памяти, мышления учащихся)

Обучающая (научить учеников делать выводы, систематизировать изученный материал)

Воспитательная (воспитать умение слушать другого)

Формы урока: театрализация, работа с маршрутными листами, работа с ЭД, работа в парах, работа в группах

Оборудование: ЭД, маршрутные листы, костюмы, бумажные цветы, фрукты

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Подготовка к восприятию материала

- Ребята, любите ли вы гулять? Тогда я вас приглашаю прогуляться по небольшому, но очень уютному городу. Только вот название этого города я забыла. Может быть, поможет нам загадка: "Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам". (Существительное)

Цель: посетить городок под названием "Имя существительное" и вспомнить все, что нам известно о нем (слайд ).

3. Путешествие

- Нашу прогулку начнем с улицы "Теоретическая"

Сценка "Митрофан и Учитель"

- Ребята, вы согласны с Митрафаном?

- А что такое имя существительное? (выводы)

- Таких, как Митрофан, называют невеждами

- Дайте лексическое значение слову невежда, и чем оно отличается от слова невежа (слайд)

- А кого мы называем невежей и невеждой: мальчика или девочку? (слайд )

Выводы. (Имя существительное может обозначать и характер человека)

Улица "Земные слова"

- Как вы понимаете словосочетание "земные слова?

Чтение стихотворения "Земные слова"

- Какие имена существительные у вас вызывают теплые чувства? (Родина, мать, счастье). На доске вывешиваются иллюстрации.

- Какие цвета подходят к этим существительным? Почему? На доске вывешиваются цветные полоски.

- А какие существительные бросают в дрожь?(Война,разоренье).На доске появляются иллюстрации.

Какие цвета вы подобрали бы к ним? (Черный,серый). Ученики показывают цветные полоски.

Выводы (имена существительные могут повлиять и на наше настроение)

- Определите основную мысль отрывка

- Определите склонение выделенных существительных ( слайд )

Выводы

"Проспект В.И. Даля"

- Что вы знаете о В.И. Дале? (Портрет) (cлайд )

Словарь (слайд)

- А вот что еще известно о нем (слайд)

- Вставить пропущенные падежные окончания существительных, объяснить выделенные орфограммы

- Найти собственные и нарицательные имена существительные

Выводы

Физ. минутка

Если ученики услышат имя существительное, хлопают 2 раза в ладоши, другую часть речи- приседают

Магазин

- Перед нами фрукты (слайд)

- Ваша задача: покупая фрукты, поставить существительные в форму родительного падежа (слайд)

- Но сначала вспомним вежливые слова (ученики выходят к доске и записывают по одному слову, объясняя орфограммы)

- А теперь придумайте диалог между продавцом и покупателем, используя опорные слова)

- Как оформляется диалог на письме?

Выводы

Парк

-Я вам предлагаю прогуляться по парку и собрать цветы. Каждой колонке дается цветок, на лепестках которого слова:

1 цветок: страшаться, а, глаза, делают, руки

2 цветок: мастер, работа, каков, такова, и

3 цветок: руки, печь, а, не, кормит

Задача: собрать слова в пословицы ( В.И. Даль собирал не только слова, но и пословицы)

- Что объединяет все эти пословицы?(тема труда)

1 пословица записывается на доске, выполняется синтаксический разбор, определяется синтаксическая роль существительного

Выводы

Выводы. Подведение итогов

Приложение 1