Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип: урок - путешествие
Тема: "Имя существительное"
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"
Задачи: Развивающая (развитие памяти, мышления учащихся)
Обучающая (научить учеников делать выводы, систематизировать изученный материал)
Воспитательная (воспитать умение слушать другого)
Формы урока: театрализация, работа с маршрутными листами, работа с ЭД, работа в парах, работа в группах
Оборудование: ЭД, маршрутные листы, костюмы, бумажные цветы, фрукты
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Подготовка к восприятию материала
- Ребята, любите ли вы гулять? Тогда я вас приглашаю прогуляться по небольшому, но очень уютному городу. Только вот название этого города я забыла. Может быть, поможет нам загадка: "Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам". (Существительное)
Цель: посетить городок под названием "Имя существительное" и вспомнить все, что нам известно о нем (слайд ).
3. Путешествие
- Нашу прогулку начнем с улицы "Теоретическая"
Сценка "Митрофан и Учитель"
- Ребята, вы согласны с Митрафаном?
- А что такое имя существительное? (выводы)
- Таких, как Митрофан, называют невеждами
- Дайте лексическое значение слову невежда, и чем оно отличается от слова невежа (слайд)
- А кого мы называем невежей и невеждой: мальчика или девочку? (слайд )
Выводы. (Имя существительное может обозначать и характер человека)
Улица "Земные слова"
- Как вы понимаете словосочетание "земные слова?
Чтение стихотворения "Земные слова"
- Какие имена существительные у вас вызывают теплые чувства? (Родина, мать, счастье). На доске вывешиваются иллюстрации.
- Какие цвета подходят к этим существительным? Почему? На доске вывешиваются цветные полоски.
- А какие существительные бросают в дрожь?(Война,разоренье).На доске появляются иллюстрации.
Какие цвета вы подобрали бы к ним? (Черный,серый). Ученики показывают цветные полоски.
Выводы (имена существительные могут повлиять и на наше настроение)
- Определите основную мысль отрывка
- Определите склонение выделенных существительных ( слайд )
Выводы
"Проспект В.И. Даля"
- Что вы знаете о В.И. Дале? (Портрет) (cлайд )
Словарь (слайд)
- А вот что еще известно о нем (слайд)
- Вставить пропущенные падежные окончания существительных, объяснить выделенные орфограммы
- Найти собственные и нарицательные имена существительные
Выводы
Физ. минутка
Если ученики услышат имя существительное, хлопают 2 раза в ладоши, другую часть речи- приседают
Магазин
- Перед нами фрукты (слайд)
- Ваша задача: покупая фрукты, поставить существительные в форму родительного падежа (слайд)
- Но сначала вспомним вежливые слова (ученики выходят к доске и записывают по одному слову, объясняя орфограммы)
- А теперь придумайте диалог между продавцом и покупателем, используя опорные слова)
- Как оформляется диалог на письме?
Выводы
Парк
-Я вам предлагаю прогуляться по парку и собрать цветы. Каждой колонке дается цветок, на лепестках которого слова:
1 цветок: страшаться, а, глаза, делают, руки
2 цветок: мастер, работа, каков, такова, и
3 цветок: руки, печь, а, не, кормит
Задача: собрать слова в пословицы ( В.И. Даль собирал не только слова, но и пословицы)
- Что объединяет все эти пословицы?(тема труда)
1 пословица записывается на доске, выполняется синтаксический разбор, определяется синтаксическая роль существительного
Выводы
Выводы. Подведение итогов