Литература
-
"Коль любить, так без рассудку…" (Любовная лирика А.К. Толстого в романсах П.И. Чайковского) 2012
Урок построен на основе межпредметных связей, включает в себя анализ стихотворений с прослушиванием романсов П.И. Чайковского на стихи поэта А.К. Толстого: "Средь шумного бала" в исполнении М.Магомаева и "То было раннею весной"; просмотр фильмов-слайдов с репродукциями картин И.П. Глазунова, К.Брюллова, В.Э. Борисова-Мусатова с записанными на них романсами.
-
"В чем подлинное богатство человека?" Урок литературы по стихотворению Р.Бернса "Честная бедность" 2012
В статье представлен урок – аналитическая беседа по изучению жизни и творчества великого шотландского поэта Р.Бернса. Использована технология индивидуальных опережающих заданий с текстами стихотворений, биографической и критической литературой. Ее результаты в виде сообщений и творческого "продукта" - поэтического герба предъявлены на уроке. Смысл стихотворения постигается через проблемные вопросы.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения о любви. Литературно-музыкальная композиция 2012
Музыкально-литературная композиция содержит рассказ об истории создания отдельных стихотворений Ф.И. Тютчева, которая относится к любовной лирике поэта и повествует об отдельных страницах жизни поэта. На уроке звучат стихи Тютчева и романсы на его стихотворения.
-
Краски слова 2012
Урок формирует у учащихся умение видеть прекрасное в явлениях действительности родного края, развивает речь, творческие способности шестиклассников, помогает им сравнить описание природы в стихотворных текстах и пейзажах русских художников, показывает связь литературы и изобразительного искусства.
-
Программа элективного курса по литературе. Теория литературы ("Тайны литературы") 2012
Учебная программа элективного курса по литературе "Теория литературы" посвящена систематизации и углублению знаний по литературоведению, развитию творческих способностей учащихся на основе овладения различными видами анализа художественного произведения, а также умений самоконтроля и самоорганизации. Тем самым решается основная задача профильного обучения в старших классах – подготовка специалиста, литературоведа-исследователя.
-
Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (Анализ стихотворения "Осенний вечер") 2012
Анализ стихотворения должен открыть богатый, сложный мир поэзии Тютчева, его философскую глубину, неразрывную связь человека и природы, изображение осени не только как времени года, но и как периода человеческой жизни. Урок должен научить учащихся более внимательному отношению к слову, научить интерпретировать лирическое произведение.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" в 8-м классе 2012
На данном уроке перед детьми ставятся серьезные вопросы о гражданской ответственности каждого за то, что происходит вокруг него, об истинном сострадании и милосердии, т.к. в современном мире ситуация очень неспокойная: межнациональные войны, межэтническая рознь. И наша задача – подтолкнуть учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений, о роли личности в истории. Повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая” как никакая другая подходит для этого.
-
Урок литературы 2012
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме "Средства выразительности в стихотворении "Кораблик" Новеллы Матвеевой".
-
Урок литературы по теме "Детектив как жанр литературы" 2012
Учащиеся знакомятся с жанром литературы "детектив" и его особенностями. Яркий представитель этого жанра А.Конан-Дойл. Урок знакомит с его творчеством, учит анализу текста, закрепляет знания о композиции произведения, знакомит с особенностями построения произведения детективного жанра.
-
Литературно-музыкальная композиция по стихам борисоглебских поэтов "Поэтическими тропами…" 2012
Город Борисоглебск богат талантами. На страницах местной газеты «Борисоглебский вестник» печатают свои стихи люди неравнодушные, правдиво передающие в слове то близкое, родное, самое заветное, что с детства живёт в сознании каждого и что мы называем чувством родины. Литературно-музыкальная композиция полностью составлена из стихотворений местных поэтов.
-
Урок-размышление "Житие Сергия Радонежского". Идеальный герой русской литературы 2012
Учащиеся знакомятся с жанром жития; изучают текст жития. Духовному воспитанию учащихся способствует экскурсия в Воскресенский храм, беседа с настоятелем храма, знакомство с иконой Сергия Радонежского. Все это помогает понять текст жития.
-
Урок литературы "Людей неитересных в мире нет …" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2012
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева «Багульник» решает важную нравственную проблему в формировании личности ребенка, а именно: воспитывает уважительное отношение к человеку и животным. Наше время нуждается в таких людях, как главный герой рассказа «Багульник». Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.
-
Публичный урок по теме "Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать!.." 2012
Публичные уроки - это уроки жизни, уроки нравственности. Тема публичного урока, поднятая в 11-м классе, актуальна во все времена "Учительство - не труд, а отреченье, умение всего себя отдать...".
-
Урок- путешествие по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" 2012
Литературные произведения - это богатейший мир человеческих чувств, мыслей, характеров. Из художественных текстов мы черпаем необходимые знания, без которых оскудели и очерствели бы душой. Цель урока – подведение учащихся к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть в нем не только положительное, но и отрицательное, стремиться понять других людей и помочь им, так как именно сострадание является выражением истинного уважения к другому человеку и к самому себе.
-
Интегрированный урок «Патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"» 2012
В современном мире прослеживается интерес к исконным традициям общества. Это связано с попыткой найти нравственные идеалы, духовные начала русского человека. Чувство патриотизма должно воспитываться на примерах героических страниц русской литературы. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая родина. Высказывание Сенеки – "Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя" – сочетает в себе эти два понятия, которые взаимодействуют друг с другом.
-
Конспект урока по литературе по теме "Жизнь крестьян в рассказе И.А. Бунина "Танька". 6-й класс 2012
На уроке раскрывается жизнь крестьян, дается представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики. У учащихся развивается навык анализа текста, умение составлять ассоциограмму, раскрывается прием антитезы. Учитель прививает интерес к произведениям писателя.
-
Бинарный урок в 8-м классе (музыка + литература) по теме "Любовь – вечная тема в искусстве" 2012
Урок входит в систему уроков по творчеству А.С. Пушкина и раскрывает тему любви поэта. Связь поэтического произведения с музыкальным позволяет увидеть искренность чувств поэта и композитора. В ходе урока обучающиеся подходят к итогу, что тема любви - вечная тема в искусстве.
-
Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов по теме "Драгоценные клады сказочника С.Г. Писахова" 2012
Степан Григорьевич Писахов был поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора - всё, что составляет самую глубокую природу северного края.
-
Жизнь и творчество А.Алиша 2012
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.Алиша. У учащихся формируется представление о личности писателя.
-
Тема урока:"Определение". 5-й класс 2012
Учитель на уроке сосредотачивает внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения; алгоритме его нахождения; синонимии определений, выраженных разными способами; на роли определений для точности и выразительности высказывания; разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными.
-
Урок литературы в 8-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!" 2012
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.П. Чехова и поэзией поэтов XIX и XX веков, анализируют рассказы Маленькой трилогии как рассказы о человеческих сомнениях. На основе рассказов урок помогает выявить, что дает человеку сомнение, познать себя и обрести свое место в жизни, понять, что есть добро и что есть зло.
-
Изучение фольклорной сказки на уроках литературы в пятом классе (дополнительные материалы в помощь учителю) 2012
Урок является основой для изучения других гуманитарных дисциплин. Пятиклассники погружаются в русскую историю и культуру и начинают понимать, что народная сказка – это не развлечение, а жизненная мудрость, которая отражает историю страны и народа.
-
«Недаром помнит вся Россия…» 1812 г. в русской литературе. 5-й класс (навстречу 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.) 2012
Данный урок создает условия для формирования представления обучающихся об Отечественной войне 1812 года; показывает общую картину Отечественной войны, Бородинского сражения, ярких полководцев, героические личности (Наполеон, М.И. Кутузов, Д.Давыдов); выясняет, в каких произведениях русской литературы отразилась тема Отечественной войны 1812 года.
-
Интегрированный урок информатики, литературы, ОБЖ и ИЗО по теме "Алгоритмы вокруг нас" 2012
В конспекте урока для учащихся 4-х классов предлагаются материалы, которые могут быть использованы при проведении обобщающего урока по теме «Алгоритмы», а также, выборочно – для проведения уроков литературы, ОБЖ, ИЗО и внеклассных мероприятий. Материалы представлены в виде презентаций Power Point, интерактивных заданий в SMART Notebook, рисунка в Перволого и текстовых документов.
-
Урок литературы в 8-м классе "Поиск счастья героями "Алых парусов" А.Грина 2012
Урок в 8-м классе призван обобщить сведения об основных образах «Алых парусов», попытаться разобраться в нравственной проблематике произведения, продолжать воспитывать в учащихся доброе отношение к людям, к окружающему миру, развивать речь. Три главных проблемных вопроса решаются в ходе урока: что такое счастье? Как достичь счастья? Как можно передать ощущения счастья? Урок имеет большое воспитательное значение.
-
План-конспект урока "Изображение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне" 2012
Урок усвоения новых знаний в 5-м классе с использованием ЭОР призван познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Волк на псарне», проследить за отражением в ней исторических событий нашей страны. Применение ЭОР позволяет разнообразить урок, сделать его более ярким и интересным.
-
урок по литературе в 9-м классе. Тема: «В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"» 2012
С творчеством В.А. Жуковского школьники начинают знакомство с 5-го класса. Произведения, включенные в школьную программу, сложны для восприятия учащихся. Поэтому при работе над произведением очень важен детальный анализ текста. Стройная система вопросов, индивидуальные исследовательские задания призваны помочь учащимся понять замысел автора и оценить изучаемое произведение. От жанрового своеобразия во многом зависит раскрытие темы произведения, извлечения морали и нравственных уроков.
-
"Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти…" (по рассказу М.Горького "Мать изменника") 2012
При изучении творчества М.Горького, перед прочтением рассказа «Старуха Изергиль» уместно поговорить с учащимися об истинном и ложном героизме.
-
Урок литературы по теме "…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Изучение биографии Ф.М. Достоевского) 2012
Урок изучения биографии писателя Ф.М. Достоевского через лекцию учителя и увлекательную самостоятельную работу: исследование свидетельств современников писателя, работу с портретами Достоевского, игру со словами, составляющими имя, отчество и фамилию писателя. Групповая работа в творческой мастерской способствует развитию познавательной активности, формированию чувства гордости за русскую литературу, в которой есть такие великие писатели-гуманисты, как Ф.М. Достоевский.
-
Урок внеклассного чтения по творчеству А.П. Платонова. "Сила любви в рассказе «Корова»" в 6-м классе 2012
На уроке продолжается знакомство с текстом рассказа "Корова" и его основными проблемами; обсуждается проблема человека и окружающего мира. Дети должны почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому.