Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её
бодро, осмысленно, красиво. (А.П.Чехов)
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в
тебе самом. (Пифагор)
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье. (Л.Н.Толстой)
Цели урока:
- Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
- Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
- Метапредметная: формирование представлений о счастье.
Задачи:
- проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;
- совершенствовать навыки теоретического анализа.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Сегодня мы будем говорить о рассказе
А.П.Чехова «О любви».
– Что вы знаете о Чехове, какие его произведения
читали?
2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ
3. Работа с текстом (беседа)
– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)
4. Словарная работа
– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано
следующее определение счастья: «Счастье –
чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре»
счастье – «понятие морального сознания,
состояние человека, соответствующее внутренней
удовлетворённости своим бытием, полноте и
осмысленности жизни».
– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)
Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)
5. Решение основной проблемы урока
– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
Счастье человека зависит от него самого, от его
отношения к окружающему миру, от способности
строить гармоничные связи…Любовь, особенно если
это чувство взаимно, даёт человеку возможность
быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы
остро стоит проблема счастья? (Например, в
повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам
встречаются в жизни счастливые люди? (Индивидуальные
опережающие задания – анализ нескольких
фильмов, данные статистики)
6. Подведение итогов урока
– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова
«О любви»?
– К каким выводам вы пришли?
7. Домашнее задание
Написать сочинение – письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»
Литература:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.