Разработка урока "История создания и жанр романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


Цели:

  • Формирование знаний о творческой истории романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • Развитие умений воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов.
  • Воспитание интереса к жизни и творчеству М.А. Булгакова.

Вид: урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», презентация о судьбе писателя.

ХОД УРОКА

 I. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя, изученных на предыдущих уроках.

Вопросы к пройденному материалу:

1. Где и когда родился М.А. Булгаков? (3 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям.)
2. Когда и где опубликовал первые литературные опыты? (В 1919 году во Владикавказе.)
3. Какие произведения Булгакова обрели мировую значимость? («Дьяволиада» (1924 год), «Роковые яйца» (1925 год), «Белая гвардия» (1923-25 гг.), «Собачье сердце» (1925 год), «Дни Турбиных» (1926 год).)
4. Какая тема объединяет эти произведения? (Своей главной темой в литературе Булгаков считал «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».)

Подведение итогов беседы. Слово учителя.

Под понятием «русская интеллигенция» писатель имеет в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, т.е. людей с понятиями о чести, верой в убеждения, отвечающих за состояние «образа человеческого». Писателя волновали вопросы: что же происходит в России, пережившей столько войн и революций, социальных потрясений, и что ожидает её в будущем? В первую очередь, его как человека своей эпохи волновал вопрос о нравственном и духовном состоянии народа.

II. Основная часть

Эпиграф к уроку: 

…так кто ж ты, наконец?
– Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

1. Слово учителя

Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа. В рукописях сохранились следующие варианты: «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился», «Сатана», «Вот и я», «Великий канцлер», «Чёрный маг», «Князь тьмы».

2. Сообщения учащихся об исторических событиях, предшествовавших появлению романа

– Партийные идеологи А.В. Луначарский, В.М. Молотов, Л.Л. Авербах и Г.Г. Ягода запрещали постановку пьес Булгакова на сцене, резко критиковали антиреволюционные произведения писателя. Сталин более 15-ти раз посмотрел «Дни Турбиных», выразил своё восхищение и обещал, что вскоре ультрареволюционные гонители испробуют результаты своей деятельности на себе.
– В 1931 году 30 мая, возобновив работу над своим романом, Булгаков обращается с письмом к Сталину: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, в настоящее время я прикончен... Во мне есть силы, но физических сил нет... Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».
– Известно, что за этим письмом последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссёра во МХАТ.
– Отголоски этих отношений вошли в характеры Пилата, Иешуа, Каифа и обитателей дома Грибоедова.

3. Слово учителя

Осенью 1932 года М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.
Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним и темы великой и вечной любви, связано с женитьбой Булгакова на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее сам писатель скажет об их удивительном знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

4. Рассказ ученика о любви М.А. Булгакова к Е.С. Шиловской.

Встретились Елена Сергеевна и Михаил Булгаков 29 февраля в гостях у знакомых. «Любовь поразила их как молния». Елена Сергеевна была женой крупного военачальника Московского военного округа. Целых 20 месяцев она не могла решиться покинуть своего мужа, доброго и хорошего человека. Она не отвечала на письма, звонки Булгакова. «Но,  очевидно, всё-таки, это была судьба, – писала она в своих дневниках. – Потому что, когда в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже». Но тогда же он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно…» Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась…»

5. Слово учителя.

И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Елена Сергеевна напишет в своих воспоминаниях: «Это была самая светлая жизнь…»
Вскоре в его рукописях появятся записи: «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
После появляется вторая запись: «Дописать, прежде, чем умереть».
Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он постепенно начинает терять зрение, речь. Его строки из романа «Он не заслужил света, он заслужил покой» – были пророческими. Света не было – он был слеп. Но рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на её руках и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва его «Маргариты»: «Я даю тебе честное слово, что подам его, тебя будут печатать». Едва понятно «Мастер» ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…»
Елена Сергеевна прожила ещё 30 лет. Что обещала мужу, всё исполнила: роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-67-х годах в журнале «Москва».

III. Применение

1. Работа с текстом романа

Найти в тексте и прочитать следующие отрывки:

– первая встреча Мастера и Маргариты;
– первая встреча читателя с сатаной;
– встреча с москвичами.

 2. Определение жанра романа

– Каков же жанр романа Булгакова? (Анализ сюжетных линий позволяет говорить о совмещении писателем нескольких жанров.)

Записи в тетрадях:

Роман совмещает в себе несколько жанров: бытовой, фантастический, автобиографический, любовно-лирический.
Современные литераторы определяют его как роман-миф, роман-мистерия, мениппея.
Мениппея – (Менипп – древнегреческий философ, писатель-сатирик III века до н.э.) жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

IV. Обобщение

1. Судьба романа о всепобеждающей силе любви и творчества, созданного Мастером, – это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который стремился возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость.
2. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

1. Подготовить к пересказу главу 12 «Чёрная магия».
2. Составить характеристику на образ Воланда.

Использованная литература

1. Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2005.
2. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. – М., 1990.  
3. Журнал «Русская литература», 2008 год.
4. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. – М., 1983.