Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который взрастил и вскормил тебя.
Какими вырастут будущие граждане России, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей вступят они в самостоятельную жизнь, насколько проникнутся чувством уважения, ответственности и гордости за все то, что досталось им в наследство, во многом зависит от того, что они услышат и увидят на уроках и внеклассных занятиях по литературе.
Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является литературное краеведение. Для многих учителей стали путеводными слова К.Г.Паустовского: «Нет такого уголка в нашей стране – даже самого отдаленного и малоизвестного – где бы не было людей, любящих свой родной уголок и досконально знающих его историю, все его особенности…»
В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.
На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.
Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий.
Литературным краеведением я занимаюсь уже много лет. Начиналось все с эпизодических рассказов о поэтах и писателях – земляках, а спустя некоторое время дети под моим руководством писали рефераты, проводили исследовательские работы, готовили проекты.
Прав был М.В.Ломоносов, говоря, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Эти строки можно отнести по праву и к воронежской земле, которая родила многих известных людей, прославивших ее. Хочется с гордостью назвать имена поэтов и писателей воронежского края: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, С.Я.Маршак, И.А.Бунин, Г. Троепольский, А.П.Платонов и другие. Каждое из этих имен заслуживает и внимания и уважения.
В одном ряду с этими замечательными авторами стоит и имя А.С.Пушкина. Ведь для того, чтобы написать историческое произведение о Петре I, Пушкин хотел воочию увидеть славный город Воронеж, великий Дон со всеми его прибрежными местами, где создавался флот России. И поэтому в 1829 году по дороге из Петербурга на Кавказ он посетил наш воронежский край.
Об этом визите писали многие историки и публицисты. Прочитав их статьи, нам захотелось пройти дорогами Пушкина, посмотреть на все его глазами, познакомиться с реликвиями тех времен. Мы провели большую исследовательскую работу, которая помогла приблизиться в то далекое время, побывали в краеведческом музее г. Острогожска, в селе Пушкино, увидели знаменитый колодец, из которого пил А.С.Пушкин.
Как итог всей нашей работы, в рамках предметной недели по литературе, нами было подготовлено заключительное мероприятие «Дорогами Пушкина». Но мы исследовали лишь часть тех исторических сведений, которые связаны с именем этого замечательного поэта. Ведь были еще встречи Пушкина с А.В.Кольцовым, А.В.Никитенко, и именно в Воронеже и Острогожске отбывала (по своему желанию) ссылку внучка А.С.Пушкина Нина Иосифовна Панэ. Так что есть над чем еще поработать детям, чтобы больше узнать о своей малой родине и о людях, прославивших ее.
Формирование истинного патриота своей Родины – это дело благодатное, значимое и серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников! А главное – убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаешь силы и творчество, не пропадет даром. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.