Урок литературы в 11-м классе "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Разделы: Литература


Класс: 11.

Роль и место данной темы в курсе: По КТП урок в теме «А.И. Солженицын» – урок №1.

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель: Подведение учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Задачи:

  • Провести комплексный анализ произведения;
  • Формировать собственное отношение к героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
  • Развивать навыки исследования художественного текста.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 класс. (Базовый уровень. Под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение, 2007)
  2. Лебедев Ю.В. Литература 2 часть (Базовый и профильный уровни) М.: Просвещение, 2007 – с.266-269
  3. Золотарева И.В. , Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе. М.: Вако, 2007 – с.197-216.
  4. Лакшин В. Я. Друзья и недруги Ивана Денисовича //Лакшин В.Я. Пути журнальные. – М., 2006
  5. Чудакова М.О. Сквозь звезды к терниям: Смена литературного циклов //Чудакова М.О. Литература советского прошлого.- М.,2001
  6. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. – Новый мир, 2008, №7

План занятия:

Этапы урока Временная реализация
1) Определение темы, эпиграфа. Формулировка проблемного вопроса 2 мин
2) Художественная выставка «Биография Солженицына» 4 мин
3) Историческая справка о времени 50-60-х гг. 20 столетия 1 мин
4) Биографическая справка (Арест и пребывание в лагере) 1 мин
5) Художественный анализ текста:
а) тема, идея, композиция, роль рассказа;
б) проблемное изучение вопросов: «Человек на войне», «Искусство как источник духовного развития», «Роль колхозов в социалистическом строительстве (утопическая роль)».

13 мин
10 мин
6) выводы по проблемному вопросу 5 мин
7) домашнее задание 5 мин

Ход урока

«Я благодарю вас от имени миллионов мертвых, десятков тысяч сохранивших жизнь. Я давно ничего столь цельного, столь сильного не читал. Повесть – как стихи!»
В. Шаламов

I. Звучит песня М. Круга «Конвой»

II. Сообщается тема и цель урока.

III. Слово учителя.

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, хочу отметить, что рассказ – символ целой эпохи. С него начинает своё официальное развитие «лагерная тема». Посмотрите, как о нём отозвались бывшие узники сталинских
лагерей, (читаем эпиграфы). Давайте вместе с вами вспомним о том времени (сообщения учащихся):

  1. Какие факты биографии Солженицына нашли отражение в рассказе? (Все вопросы записаны на доске. Задания даны индивидуально и по группам на предыдущем уроке.)
  2. История создания рассказа. (Записи в тетрадях).
  3. Смысл названия рассказа. (Записи в тетрадях).

IV. Тематика рассказа:

лагерная жизнь, жизнь в деревне (последствия коллективизации), о советском искусстве.

V. Лагерный мир:

режим, порядки, быт, пейзаж.

VI. Главный герой.

  • Прошлое. Как попал в лагерь? Что помогло устоять, остаться человеком?
  • Какой эпизод является заявкой рассказа? (поход с санчасть)
  • Как развиваются события дальше?

Вывод: Лагерь является отражением всего мира тоталитарной системы.

  • Какой эпизод – кульминация? (кладка стены)
  • Что является развязкой? (засыпал Шухов, вполне удовлетворенный)
  • Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым? (Щухов чаще отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло)

VII. Как изображены другие герои из народа?

За что осуждены? О чём говорят лагерные сроки? О ком автор говорит с симпатией?

  • Бригадир Тюрин, биография, столкновение с Дэром. (Текст стр. 107, 137-140).
  • Кавторанг Буйновский, столкновение с Волковым. (Текст стр. 101, 103, 111, 127, 170-171).
  • Латыш Кильдигс – первый в бригаде мастер. (Текст стр. 111, 113, 120).
  • Сенька Клевшин. (Текст стр. 111).
  • Баптист Алёшка. (Текст стр. 175-178).
  • Ю – 81. (Текст стр. 163, зачитать).
  • Кинорежиссер Цезарь Маркович. (Текст стр. 99, 108, 129, 147).
  • Павло, Гопчик, Фетюков, фитили, доходяги, стукачи.

VIII. Лагерные «придурки»-лакеи:

дневальные по бараку, десятник Дэр, наблюдатель Шкуропатеико, парикмахер, бухгалтер – «первые сволочи, сидевшие в зоне, ниже дерьма». (Текст стр. 158).

IX. Какие моменты рассказа можно отнести к лучшим страницам?

(Текст стр. 104 – строительство ТЭЦ, 112, 130). Какие запомнились?

X. Главная мысль рассказа.

(Всем людям помогает выжить вера в конечную справедливость)

XI. Язык произведения.

XII. Точки зрения автора и героя.

Схожи? Противоположны?

XIII. Назвать проблемы:

  • «Лагерь – отражение тоталитарной системы»
  • «Человек на войне»,
  • «Искусство как источник духовного развития»,
  • «Роль колхозов в социалистическом строительстве (утопическая роль)»

Вывод: Жестокая эпоха тоталитаризма не убила в Иване Денисовиче черты характера русского мужика, смекалистого, деликатного, работящего, порядочного.

XIV. Уроки на будущее.

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с рассказом А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» останется у вас в памяти надолго. Я выражаю уверенность: каждый сидящий сегодня на уроке останется человеком в любом жизненном испытании. И может быть , вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили и которым посвящены строчки Булата Окуджавы. Ими я и хочу закончить сегодняшний урок:

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.

XV. Д.з.

О чем заставил меня задуматься рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сочинение-рассуждение.