Цели и задачи урока:
- Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, связанные с его пребыванием в Середниково.
- Продолжать работу по формированию и совершенствованию навыков выразительного чтения, учить видеть за пейзажной зарисовкой художественную картину жизни (т.е. мысли, чувства, думы поэта).
- На его созвучности многим событиям русской жизни воспитывать желание вновь и вновь обращаться к поэзии Лермонтова.
Оборудование:
- портрет М.Ю.Лермонтова;
- иллюстрации из альбома по литературе;
- фотографии Середниково;
- использован романс «Парус».
Ход урока
1. Каждый из нас путешественник, но мы об этом не думаем. В то время, когда катим под гору Судьбы по ухабам непредсказуемой жизни, замечаем в отдалении загадочные фигуры путников. Это странники. Они смотрят на мир несколько по-иному, поэтому не похожи на других. Очарованные небом люди часто совершают неожиданные поступки, делают откровенные высказывания, произносят необычные мысли, пишут непривычные книги.
Сегодня мы попытаемся узнать получше одного удивительного странника, весьма странного человека, который на протяжении многих лет тревожит нас и приглашает в свой мир, чтобы там смогли мы ощутить в душе своей того самого небесного огня... Это М.Ю.Лермонтов. Никто еще не понял его до конца. О нем написаны тонны книг. Многие на свой лад трактуют его творчество, факты его биографии, но никто полно и однозначно не объяснил тайну его загадочной души.
Уже в юношеской своей драме «Странный человек» семнадцатилетний автор писал в предисловии: «Справедливо ли описано у меня общество – не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей – бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется малейшая искра небесного огня!»
2. Грусть и злословие, тоска и нежность, великий ум, дар провидения и не упокой души, отвага и любовь определяют содержание характера Лермонтова. Поэт по-своему выразил трагический опыт своей родины. Странный человек жил в странной стране и пытался понять главное в ней. И это ему удалось. За 27 лет жизни юный пророк России выразил свои прозрения и догадки в пламенных, искренних строках.
Все несбывшееся, о чем думал, страдал поэт, отложилось в его творчестве. Стихи и проза Лермонтова пригодятся тем, кто подходит к жизни с высокими мерками, кто хочет оставить что-то значимое после себя.
3. Сегодня мы поговорим о подмосковной усадьбе Середниково, где юноша Лермонтов четыре лета подряд (в 1829-1832 годах) провел свои каникулы и где сейчас находится музей...
Мы попробуем воссоздать живой облик возвышенного, но юного поэта, приезжавшего в Середниково каждое лето изменившимся – выросшим и возмужавшим, с новым запасом творческих замыслов, раскроем, какое важное значение имела для поэзии Лермонтова природа Середникова тех лет и как преломлялась в его творчестве окружающая жизнь богатой барской семьи.
И на холме пришелец молодой
Завернут в плащ, недвижимо сидит
Под старою березой. Он молчит.
Но грудь его подъемлется порой;
Но бледный лик меняет часто цвет;
«Чего он ищет здесь? – спокойствия? – О нет!»
«Блистая пробегают облака», 1831г.
В жизни «пришелец молодой» был смугл. Юноша, сидящий под березой, - сам поэт. И ничто так не чуждо ему, как спокойствие: Чего он ищет здесь? – спокойствия?
Старый тенистый парк с говорливыми ключами по оврагам...
Все здесь напоминает о Лермонтове. Легко сбегал он к пруду по широким ступеням; задумавшись, углублялся в таинственные чащи; в тени липовых аллей рождались его стихи.
Про себя мальчик поэт писал:
Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они-
Лиют без слов язык богов.
И пылок он, когда над ним
Грозит бедой Перун земной
«Портрет»
4. О чем он думает? Что волнует и тревожит еще детскую душу?
Большая самодельная тетрадь сшита белыми нитками. На титульном листе старательно выведено: «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 году».
Автор сборника – воспитанник Московского университетского благородного пансиона. В рукописном сборнике Лермонтова живет дух Пушкина.
Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
А подчас и за бутылкой
Быстро время проводить.Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.Но нередко средь веселья
Дух мой страждет и грустит...
В шуме буйного похмелья
Дума на сердце лежит.
«К друзьям», 1829г.
5. Дружба – вот чувство, которым вдохновлены многие страницы этой тетради. Чувство дружбы для Лермонтова священно. Нежности и постоянства требует он от друга. Он очень чуток сам и ту же чуткость хочет видеть в друге.
Ты хладен был, когда я зрел несчастье
Или удар печальной клеветы,-
Но придет час: и будешь в горе ты,
И не пробудится в душе моей участье!..
«K.N.N»
Сам для друга он готов на все:
Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.
Хоть ты презрел священной дружбы узы,
Хоть ты души моей отринул жар...
Я знаю всё: ты ветрен, безрассуден.
И ложный друг уж в сеть тебя завлек;
Но вспоминай, что путь ко счастью труден
От той страны, где царствует порок!..
Готов на всё для твоего спасенья!
Я так клялся и к гибели летел;
Но ты молчал и, полный подозренья,
Словам моим поверить не хотел...
Но час придет, своим печальным взором
Ты всё прочтешь в немой душе моей;
Тогда — беги, не трать пустых речей, —
Ты осужден последним приговором!..
«Посвящение N.N.», 1829г.
6. Печать гениальности, исключительный ум, громадное личное обаяние – все это делало Лермонтова центром дружеского кружка.
Забравшись в лесную чащу, он (Лермонтов) мечтал, писал стихотворения, размышлял о высоком назначении поэта. Поэт представлялся ему в то время юным и мечтательным, каким был он сам.
Мечты Лермонтова носились где-то «меж скал полуночной страны», среди степей, среди «милых дальних скал» Кавказа.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
«Кавказ»
То вдруг его «певец возвышенный, но юный» приходит мечтать на могилу Наполеона. Пытливый ум задавал вопросы, на которые никто не мог ответить. Душа терзалась противоречиями окружающей действительности, сердце сжималось от боли за страдающую родину:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край...моя Отчизна!
«Жалобы турка», 1829г.
7. Грусть навевали и мысли о собственной судьбе. В Середникове Лермонтов был окружен многочисленной столыпинской родней, враждебной его горячо любимому отцу, с которым он жил в разлуке.
Вспомнилось детство и нежно любимая, рано умершая мать. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее пела мне покойная мать». Эту запись Лермонтов сделал в Середникове.
Войдем в середниковский лес того времени. Сквозь ветви деревьев пробиваются косые лучи заходящего солнца и падают на гроздья рябины. А кругом «лесов таинственная сень». Лермонтов учился писать у А.С.Пушкина, и стихотворение «Пан» написано пушкинским языком. Стихотворение это так было связано для М.Ю. Лермонтова с природой Середникова и с воспоминаниями о летней жизни в подмосковной усадьбе, что позднее он написал к заглавию: «В Середникове».
Тогда приходит Пан с толпою пастухов;
И пляшут вкруг меня на бархате лугов.
Но чаще бог овец ко мне в уединенье
Является, ведя святое вдохновенье:
Главу рогатую ласкает легкий хмель,
В одной руке его стакан, в другой свирель!
Он учит петь меня; и я в тиши дубравы
Играю и пою, не зная жажды славы
8. В пансионе каникулы начинались только с 1 июля. Ничего не задерживало Лермонтова в Москве. И в стихотворениях этого времени очень ярко ощущение весны. Это какой-то дневник весенней природы.
Из окна поэт наблюдает разбушевавшуюся грозу: «Ревет гроза, дымятся тучи...» И в его творческом воображении вместо середниковского парка возникает темная морская бездна:
Стихий тревожный рой мятется –
И здесь стою недвижим я.Гроза шумит в морях с конца в конец.
Корабль летит по воле бурных вод,
Один на нем спокоен лишь пловец,
Чело печать глубоких дум несет.
«Гроза шумит в морях»,1830г.
Как и минувшим летом Лермонтов бродит в лесу и в парке. Но теперь больше всего он любит ночь. Блуждая ночью один, он предается философским раздумьям о жизни и смерти.
Вот он спускается к пруду... Идет по аллее... Какая тишина кругом! Так прекрасна ночная природа! Мерцающая в далеком небе звезда говорит о чистом, высоком и прекрасном, что живет в сердце человека:
Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной.
«Звезда», 1830г.
9. Иногда Лермонтов заходит на сельское кладбище. Рассматривает полустертые надписи на ушедших в землю плитах и покосившихся крестах:
Вчера до самой ночи просидел
Я на кладбище, все смотрел, смотрел
Вокруг себя; полстертые слова
Я разбирал. Невольно голова
Наполнилась мечтами...
«Кладбище», 1830г.
10. Эти «мечты» – раздумья о жизни.
Шумной веселой компанией молодежь отправлялась на далекие прогулки. Молчаливый еловый лес за усадьбой оглашался звонкими голосами. Как-то раз, приехав в Воскресенск, Лермонтов отделился от компании и пошел бродить. Он попал в какое-то уединенное место. Перед ним возвышалось белое каменное здание, где давно никто не жил. Это было жилище Никона, или, как его называли, «пустынь».
Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит;
Но колокол растреснувший молчит.Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни и кругом
Высокая полынь
И там (как знать) найдет прошлец
Пергамент пыльный. Он увидит,
Как сердце любит по конец
И бесконечно ненавидит,
Как ни вериги, ни клобук
Не облегчают наших мук.
«В Воскресенске»,1830г.
11. В лирическом стихотворении впервые зарождается один из центральных образов творчества поэта: образ монаха, рвущегося на волю, к жизни.
Лермонтов также создал небольшую поэму о молодом монахе. Он назвал ее «Исповедь». Герой ее, молодой испанский монах. Здесь как бы Лермонтов раскрывает тайну «пергамента», хотя действие происходит далеко от Москвы. Тайна эта в любви. За любовь монах осужден на смерть. В момент казни раздается зловещий колокольный звон, который доносится до соседнего женского монастыря. Этот звон слышит девушка-монахиня, возлюбленная казненного, и падает мертвой. Герой поэмы «Исповедь» требует себе права на жизнь и счастье:
Я молод, молод... Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил, -
Говорит он словами, которые много лет спустя повторит Мцыри.
12. Странный человек уже в 15 лет понял главное о своей родине и написал пронзительно-горькие и великие слова:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит
«Монолог», 1829г.
13. Лермонтов – певец потерянного поколения, в каком бы веке оно не пребывало, и родная душа всех, кто жаждет гармонии и совершенства, но не видит этого вокруг себя. Печальная поэзия Лермонтова – спасительная , горькая пилюля от несостоявшейся любви. Синдром Несбывшейся Любви... Всей своей короткой жизнью великий поэт проверил и подтвердил этот диагноз.
Лермонтов был страстно влюблен в черноокую красавицу Катеньку Сушкову. Ей было уже восемнадцать, она уже выезжала в свет, и сам великий князь приглашал ее на вальс. Она смотрела свысока и снисходительно на «неуклюжего, косолапого мальчика». Е.А.Сушковой Лермонтов посвятил одиннадцать стихотворений, составивших «сушковский цикл» любовной лирики поэта.
Однажды большая компания молодежи решила идти пешком из Середникова в Троице-Сергиевский монастырь. Сушкова Е.А. через много лет подробно описала эту прогулку в своих «Записках». Она вспоминала, как у входа в лавру слепой нищий, услыхав звон монет, брошенных в его чашечку, стал благодарить их компанию за подаяние. «Пошли вам бог счастие, добрые господа, - приговаривал он, - а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною, наложили полную чашечку камушков».
Возвратившись из лавры, в ожидании обеда в трактире, Лермонтов, стоя на коленях перед табуреткой, написал стихотворение «Нищий». В последней строфе он обращается к Сушковой, которая не принимала всерьез его чувство.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.Куска лишь хлеба он просил
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!
14. Наблюдения над жизнью народа, раздумья о его несправедливом унижении, о его тяжелой судьбе привели Лермонтова к мысли осветить в стихах основную черту характера родного народа: его высокий моральный облик. Для этой цели лучше всего могла служить тема Отечественной войны 1812 года, знаменитая Бородинская битва, где русский народ проявил столько героизма.
Юный поэт написал стихотворение «Поле Бородина». Оно дошло до нас лишь в его тетради – сборнике 1832 года, и мы не знаем, в каком году оно было написано: в 1830 г. или в 1831 г.
В этом первом опыте были отдельные правдивые, реалистические черты, которые уловил Лермонтов из многочисленных знакомых с детства рассказов.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел, -
Эти строки сразу вылились из-под его пера.
Все слышанные рассказы были полны патриотического воодушевления, и с самого начала в стихах нашел выражение призыв:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
«Поле Бородина»
15. Но образ народа в юношеском стихотворении не получался. Поэт еще не овладел умением реалистического изображения действительности. И мысль воплотить в стихах образ русского народа он не оставил. Поэт осуществил свой замысел несколько лет спустя в стихотворении «Бородино».
16. Последний приезд Лермонтова в Середниково особенно значителен: это рубеж, за которым начинается новый, совершенно иной период его жизни.
В это последнее лето, проведенное в подмосковной усадьбе, Лермонтов пережил свой короткий роман с Варенькой Лопухиной.
Расставшись с Лопухиной, поэт всю жизнь тосковал по ней. До конца жизни он обращался к ней в стихах и не раз рисовал ее портреты.
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых....все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
«Она не гордой красотою», 1832г.