Цель: вырабатывать навыки анализа поэтического текста.
Задачи:
- учить читать стихотворное произведение;
- учить видеть в стихотворении слова-образы, слова-звезды;
- выявить ритмическую структуру стихотворения;
- учить заполнять клише стихотворного произведения.
Оборудование: доска, иллюстрированная наглядность (картины, рисунки), компьютер.
Оформление доски.
1. Эпиграф:
Всякое стихотворение – “покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды”. А.Блок.
2. Картины русских художников-пейзажистов с изображением четырех времен года, отражающих содержание анализируемых стихотворений.
3. Рисунки учащихся.
4. Разноцветные осенние листочки, с обратной стороны которых написаны четверостишия с изобразительно-выразительными средствами.
Схема урока
Этапы урока | Время | Содержание | Приложение |
1. Оргмомент | 0,5 мин. | Приветствие | |
2. Слово учителя | 0,5 мин | Ребята! Мы продолжаем с вами серию уроков по лирике. Сегодня вы будете анализировать стихи самостоятельно, вырабатывая навыки анализа поэтического текста. В каждой группе назначен ответственный, который будет защищать вашу совместную работу. Каждый получит задание, от успешности выполнения которого будет зависеть результат в целом. | |
3. Беседа. | 3 мин. | - Вспомним, что мы знаем о лирике? -Какие темы характерны для лирики? - Какие жанры лирических произведений мА знаем? - Что характерно для лирического произведения? - Как люди творческих профессий могут выразить настроение? - Например, музыкант – музыкальным произведением, художник – картинами, т.е. люди творческих профессий создают музыкальные и художественные образы. - А как выражает свое настроение поэт? Обратимся к нашему эпиграфу. Действительно, слова в стихотворном тексте – это звезды, которые надо увидеть и понять - Что же использует поэт для создания своих поэтических образов, чтобы получились слова- звезды? - Ребята, чем отличается стихотворная речь от прозаической речи? |
|
4. Работа в группах. | 10 мин. | Ответственные в группах
получают конверты с заданием. Ученики, не
попавшие в группы (слабоуспевающие) получают
индивидуальное задание. - Ребята! Чтобы вы настроились на эмоциональную работу, я предлагаю послушать музыку Петра Ильича Чайковского “Времена года. Июнь”. Как только закончится музыка, вы закончите свою работу. |
Приложение 1
(стихотворения для анализа) Приложение 2 (план анализа стихотворения) Приложение 3 (пример задания к стихотворению Ф.Тютчева.) Приложение 4 (клише анализа стихотворения) |
5. Защита выполненных работ. | 14 мин. | Отработка навыков выразительного чтения стихотворений наизусть участниками других групп. Ответственные докладывают о проделанной работе, анализируют стихи. | |
6. Слово учителя | 2 мин. | - Ребята, вы прослушали четыре
стихотворения. Скажите, что их всех объединяет? Русская природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень, зима, весна, лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Обратимся к иллюстрациям на доске. Мы видим картины известных художников и картины, которые нарисовали большинство из вас. Посмотрите внимательно на картины и соотнесите их со стихами, которые звучали на уроке. Воспользуйтесь строчками из стихотворений. |
Приложение 7
(перечень картин художников) Листы со строчками из стихотворений лежат на столе |
7. Игра. | 10 мин. | Поиграем с осенними листочками. Я предлагаю вам задание повышенной сложности. Если у вас есть желание заработать “5”, вы выходите к доске, выбираете листочек, зачитываете четверостишие на обратной стороне листочка и определяете троп. Курсивом выделен троп, его надо назвать. | Приложение 5
(задание повышенной сложности) Приложение 6 (проверочный лист) |
8. Домашнее задание | 1 мин. | 1. Выучить наизусть
стихотворение, анализируемое в своей группе. 2. Написать сочинение-миниатюру: “Какие стихотворения, анализируемы на уроке, тебе понравились и почему”. На выбор одно из заданий. |
|
9. Итог. | 4 мин. | В конце урока я бы хотела узнать,
какое настроение у вас сейчас. Вам понравилось или нет работать на уроке? Наклейте листочек под личиком, символизирующим ваше настроение. Ребята подходят к доске и клеят соответственно красные, желтые или зеленые стикеры |
На доске изображены три смайлика. |
Результаты.
Обучающиеся…
1. Научились понимать стихотворный текст.
2. Начали постигать законы построения художественного образа.
3. Научились определять ключевые слова в стихотворении.
4. Научились анализировать стихи по данному плану.
5. Научились заполнять клише анализа стихотворения.
6. Закрепили знания по теории литературы.
7. Получили навыки работы в парах, в группах.