Эрик-Эммануил Шмитт "Оскар и Розовая Дама"

Разделы: Литература


Цель: Познакомится с романом французского писателя Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» из цикла «О незримом».

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствование навыка аналитической работы с текстом,
  • отработка навыка выбора текстового материала для подтверждения своего высказывания.

Развивающие:

  • развитие умений: аналитического мышления, связной устной и письменно речи, публичного выступления.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся общечеловеческих нравственных качеств на примере романа «Оскар и Розовая дама»; чувства сострадания к ближнему. слайд 2

Ход урока

слайд 1

I. Вступительное слово.

слайд 3

слайд 4

Тема урока: «Рассказ Эрика Эмманюэля Шмитта из цикла «О незримом»»

Мне бы хотелось начать урок с отрывка из интервью с Эриком – Эммануилом Шмиттом . На вопрос: «Кого вы считаете настоящим писателем: «Хороший писатель должен походить на Моцарта. То есть быть доступным для всех. Его должны читать люди всех возрастов, всех уровней развития и образования. Ведь Моцарт своей «Волшебной флейтой» способен затронуть какие-то струнки в душе как четырехлетнего ребенка, так и взрослого человека. Кроме того, хороший писатель для меня – этот тот, кто способен быть «единым», то есть писать, что называется, и телом, и душой, и разумом. И еще, хороший писатель должен уметь рисковать, заходить в своих произведениях далеко. Очень далеко. Слишком далеко.»

А среди своих произведений Вы можете выделить самое «рисковое»?

– Это, безусловно, «Оскар и Розовая Дама». В этом произведении я озвучивал свои мысли голосом десятилетнего ребенка. Я, доктор философских наук, писатель, человек, повидавший на своем веку немало, был вынужден сознательно «обеднять» свой язык, чтобы языком ребенка выразить свои совсем не детские мысли. Для меня это было очень рискованной позицией. И потом, в самом сюжете этой повести заключался огромный риск, ведь это история болезни и смерти маленького мальчика, ребенка. Этот сюжет сам по себе табуирован в современном обществе. Когда я писал эту повесть, меня не покидала фраза Достоевского: «Можно ли верить в Бога, видя агонию ребенка?».

II. Знакомство с писателем (сообщение учащегося).

Слайды 5–8

Эрик-Эммануэль Шмитт, французский писатель-современник и драматург, родился 28 марта 1960 года. В детстве увлеченно занимался музыкой (играл на фортепиано) и даже подумывал о карьере композитора. Но страсть к литературе превысила все прочие увлечения.

  • Вырос в светской семье и считал себя агностиком. Позже он объявил себя христианином.
  • В 11 лет пишет первую книгу
  • В 16 – первую пьесу
  • Заканчивает высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер) и защищает диссертацию в 1986 году
  • 1991 год - «Ночь в Валони». Пьеса была поставлена во Франции и за рубежом
  • Награждён премией Мольера в 1993 году за пьесу «Посетитель»
  • В 2001 году Шмитт был награждён театральной премией французской академии
  • В 2004 год удостоился Немецкой книжной премии

Большую роль в творчестве писателя имеют мировые религии:

  • «Миларепа» — Буддизм в Тибете
  • «Мсье Ибрагим и цветы Корана» — Суфизм и Иудаизм
  • «Оскар и Розовая Дама» — Христианство
  • «Дети Ноя» — Христианство и Иудаизм

Своё главное жизненное открытие писатель определил так:

“В своих романах я стараюсь показать путь, который может совершить человеческая душа от атеизма к вере, проходя через гностицизм. Я постарался передать все цвета радуги, которые могут быть на пути религиозного познания человека».

III. Блиц-опрос по тексту.

  1. Оскар называет себя Неприятный больной. Почему?
  2. Сколько лет Розовой даме?
  3. Чем Дед Мороз отличается от Бога?
  4. Удастся ли мне выздороветь? Тут же получил ответ.
  5. У друзей Оскара очень странные имена. Объясните их значение: Энштейн, Попкорн, Голубая девочка, Бекон.
  6. Главного героя зовут Яичная башка. В чём символичное значение этого словосочетания?
  7. Оскар попадает в кладовку. Когда? Почему?
  8. Расскажите легенду Розовой Бабушки о последних 12 днях года.
  9. Энциклопедия. Почему эта книга разочаровала Оскара?
  10. Последнее Рождество. Расскажите о нём.
  11. «Они боятся моей болезни». Говорит Оскар о своих родителях. Почему для маленького человека это так страшно.
  12. Статуэтка. Расскажите о событиях, связанных с этим предметом.
  13. Какой подарок получает Оскар от Розовой дамы на Рождество.
  14. Оскар преподносит доктору Дюссельдорфу урок жизни. Какой?
  15. Записка Оскара.

IV. Своеобразие жанра произведения.

слайд 9

Автор определил жанр своего произведения как роман, хотя по объёму он больше похож на повесть

Роман (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. В романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла.

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни

Соотнесите определение жанра и содержание произведения.

V. Просмотр фрагмента фильма «Оскар и Розовая дама».

Слайд 10

Автор произведения приглашает нас к большому и сложному диалогу. Мы разделили этот диалог на 3 блока.

VI. Блок 1 «Разговор о боге».

слайд 11

Итак, Розовая дама даёт совет главному герою – написать письма Богу. Эта просьба кажется нашему маленькому герою очень странной. Но не случайно автор выбирает именно эту форму. Почему?

Сам автор рассказывал: «Моё собственное обращение к религии произошло как бы в два этапа. В 1989 году я пошёл в поход в пустыню Сахара и потерялся — провёл около 30 часов без еды и питья. К счастью, в эти 30 часов была ночь, которую я провёл под звёздами. И именно тогда на меня снизошла милость веры. Бог в пустыне… Когда я вернулся во Францию, то начал читать знаковые религиозные тексты самых разных религий мира, в том числе очень экзотических. И через несколько лет чтения, в конце концов, обратился к четырём книгам Евангелия. Это была вторая мистическая ночь в моей жизни, потому что я прочитал все четыре книги разом. Я был абсолютно поражён этой историей — любви и жертвы во имя любви. И с этого момента я стал просто одержим личностью Христа. Спустя несколько лет эта увлечённость превратила меня в христианина”

Как же автор в литературном произведении отвечает на вопрос: «Что такое Бог?»

Учащиеся выбирают отрывки из текста, иллюстрирующие ответ на вопрос:

1. «У него есть свое особый способ навещать людей. Он навестит тебя в мыслях в твоём сознании».

2. «И тогда я угадал, что ты пришел. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, и даже ночная сиделка мадам Дюкрю давала храпока. Ты же пытался устроить рассвет. Тебе было трудно, но ты настаивал. Небо бледнело. Ты вдувал в воздух белое, серое, голубое, заталкивал ночь, возвращал мир к жизни. И не прекращал ни на минуту. И тогда я понял разницу между тобой и нами: ты парень неутомимый! Ты не устаешь. Всегда за работой! И вот вам день! И вот вам ночь! Теперь весна! Теперь зима! А вот Пегги Блю! А вот Оскар! И Розовая мама! Какое здоровье! Я понял, что ты здесь. Что ты раскрыл мне свой секрет: смотри всегда на мир так, будто это в первый раз»

«– Оскар, Бог и Дед Мороз – совершенно разные вещи».

В чем они похожи и в чём же их главное отличие?

подобие отличие
· обрекают человека на ожидание чуда
· плод фантазии, невидимы
· человек либо верит, либо не верит в них
· Дед Мороз преподносит человеку материальные подарки, А Иисус – духовные.

Выводы:

  • Бог живёт в душе человека и является только в его сознании, мыслях.
  • Вера в бога помогла мальчику сделать самое главное открытие: смотреть на мир, будто в первый раз.

VII. Блок 2 «Простые истины».

слайд 12

Человек учится всю жизнь. Оскару отведено слишком мало времени, чтобы прожить жизнь, научиться жизни. Каждая встреча с Розовой дамой – это урок мудрости, новое открытие. Розовой даме удалось преподать Оскару простые жизненные истины.

Давайте попытаемся найти эти истины в тексте:

  1. «Поведай ему свои мысли. Те, которые ты не высказываешь вслух, то есть те, которые тебя тяготят, преследуют, беспокоят, сковывают, занимают место свежих идей и разлагают тебя изнутри. Если ты их не выскажешь, рискуешь сделаться вонючей помойкой старых мыслей.

  2. Эпизод с соперницей, которую Розовая Дама называет «Масло + мука – отличная панировка…
    Всегда есть решение, Оскар, всегда где-то лежит мешок с мукой».

  3. История с голубой девочкой, Пегги Блю. Нужно бороться за свою любовь

  4. «Моя болезнь – часть меня самого. Они не должны вести себя иначе из-за моей болезни. Или получается, что они могут любить лишь здорового Оскара?»
    Болезнь – это часть человека. Милосердие и жалость – разные вещи.

  5. – Почему Бог позволяет, чтобы мы болели? Значит, он или злой, или не такой уж всесильный.
    – Оскар, болезнь – это как смерть. Данность. Не наказание.

  6. Это растение из Сахары, которое всю свою жизнь проживает в один-единственный день.
    Жить одним днём.

  7. Но нет того, что касается всех – Жизнь, Смерть, Вера, Бог.
    Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять "возможно". Только мало значительные вопросы имеют окончательные ответы.
    Никогда не найти ответы о том, что такое – Жизнь, Смерть, Вера, Бог.

VIII. Блок 3 «Жизнь и смерть».

слайд 13

Самым важным вопросом для маленького человека является вопрос жизни и смерти. Но и здесь Розовая дама находит нужные слова.

Найдите их в тексте.

  1. Розовая мама, мне кажется, никто не хочет мне сказать, что я скоро умру.
    – Они ведут себя так, будто в больницу приходят только выздоравливать. Но ведь на самом деле здесь и умирают.
    – Ты прав, Оскар. Думаю, то же заблуждение касается и жизни. Мы забываем, что она эфемерна, непрочна, бренна. И притворяемся бессмертными.

  2. Но она упорно в нее верила, бунтовала, отвергала мысль о бренности, приходила в ярость, впадала в депрессию, похудела, бросила профессию, вес ее снизился до тридцати пяти килограммов, она стала похожа на обглоданную рыбину и буквально распалась на части. Видишь, она тоже оказалась смертной, как и все люди, но только ей мысль о смерти испортила жизнь.

  3. История с родителями.

IX. Блок 4 «Сострадание».

слайды 14, 15

– прослушивание песни А. Киреева «Пирога» (музыкальный фрагмент 1)

Сложно поверить, как в одном человеке могут совмещаться и друг, и мама и сам Бог. Розовая Дама стала для Оскара всем. Она подарила ему веру, подарила Жизнь. Именно в этом состоит её уникальность, её чудо – чудо Розовой Мамы.

X. Итог. Творческая рефлексия.

слайд 16

Давайте и мы попробуем написать письма к Богу. (фон музыкальный фрагмент 2)

Презентация.