Литература
-
Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки" 2012
Игра организована для обучающихся профессиональных училищ, изучающих физику. Игроки представлены двумя командами по шесть человек. Итоги игры подводят эксперты. Игра состоит из шести раундов: разминка, экспериментальный, знаменитые люди, задачи по загадкам, физика и лирика, черный ящик. После 2-го и 3-го раундов проводятся конкурсы для болельщиков.
-
Литературно-музыкальная композиция "Любовь – волшебная страна" 2012
Представлен сценарий литературного вчера. Цель: познакомить учащихся с классическим наследием русской и зарубежной любовной лирики, сформировать нравственные основы и эстетику чувств. Сочетание лирических произведений с высказываниями философов и писателей представляет гармоничное соединение.
-
"Лишь добро одно бессмертно…" Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс 2012
Урок знакомит с жизнью и творчеством А.П. Платнова, рассказом «Юшка»; дает определение понятий «блаженный», «юродивый».
-
Урок-игра по творчеству А.С. Пушкина. 8-й класс 2012
Урок-игра развивает творческие способности учащихся, речь, вызывает интерес к чтению классической литературы. Уроку предшествует предварительная подготовка: сообщения, выставка, иллюстрации. Вопросы проверяют знание произведения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка" 2012
Занятие приурочено к юбилею М.В. Ломоносова. Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика вызвана необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания участников внеклассного мероприятия – передовые идеи ученого в области отечественной поэзии. Цель: раскрытие сущности содержания реформы русского стихосложения и определение роли М.В. Ломоносова в ее создании.
-
Внеклассное мероприятие. Игра-викторина "Произведения Николая Николаевича Носова" 2012
Викторина позволяет закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения, привить любовь к чтению художественных произведений, научить делать выводы после прочтения произведения. Мероприятие способствует развитию умения работать в группе, воспитанию чувства товарищества.
-
Литературная игра "Пять звезд". 5-й класс 2012
Обобщение изученного материала – достаточно трудоемкий процесс для детей. Но если организовать его в виде игры, повторение пройденного принимает форму соревнования между командами, демонстрирующими качество усвоения программы в непринужденной обстановке. Интерес подогревает и участие членов жюри, изучавших литературу по этой программе 1–2 годами раньше.
-
Приемы, развивающие эффективное восприятие драматургического текста на уроках литературы 2012
Рассмотрены некоторые формы работы, развивающие навыки вдумчивого чтения и вскрытие подтекста драматического произведения. Один из эффективных приемов в обучении внимательному чтению произведения – восстановление жизненного пути персонажа (додумывание). Ученики получают задание составить (додумать) биографии героев и ответить на проблемный вопрос в творческой группе. Приветствуется оригинальность представления ответа.
-
Программа "Фольклор в произведениях русских писателей XIX в." 2012
В работе приводится примерное планирование факультативного курса с указанием тем и произведений для изучения.
-
Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения литературы (из опыта работы) 2012
Приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности является современной формой обучения, позволяющей развивать интеллектуальные, творческие способности; средством развития творческого подхода к жизни является мировоззрение.
-
Система уроков по повести Л.Н. Толстого "Детство" 2012
Рассказывается об отдельных фактах биографии писателя, определяется понятие "автобиографическое произведение", обсуждается значение Ясной Поляны для Л.Н. Толстого. Ребята учатся анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить атмосферу дворянской семьи.
-
Урок "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
На уроках русской литературы в 10-м классе изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Учащиеся знакомятся с романом "Господа Головлевы". Задача урока – на примере образов семьи Головлевых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.
-
Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича" 2012
Урок в 7-м классе по программе Коровиной В.Я. характеризует образ Ивана Грозного. Характеристика расширяется благодаря межпредметным связям с историей, МХК. Урок содержит элементы проблемного обучения, строится на эвристической беседе с учащимися. Имеет воспитательную направленность, так как затрагивает проблемы чести и достоинства. Привлекаются биографические сведения из жизни Пушкина, Лермонтова.
-
Урок внеклассного чтения "В гостях у хозяйки Медной горы" 5-й класс" 2012
Урок внеклассного чтения в 5-м классе призван познакомить с жизнью и творчеством русского писателя Бажова П.П., научить выделять жанровые особенности сказа, определять значения непонятных слов, воспитывать эстетический вкус. Сопровождается презентацией.
-
Открытый урок литературного чтения. Тема: "Евгений Чарушин "Страшный рассказ"" 2012
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Школа России» в рамках раздела «О братьях наших меньших» призван познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина, развивать навыки беглого и выразительного чтения.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 10-м классе: "Кутузов и Наполеон – две правды" (по роману Л. Толстого "Война и мир") 2012
Образы Кутузова и Наполеона, изображённые в романе, не всегда соответствуют реальным личностям. Цель урока – проследить, как переплетается правда и художественный вымысел, сравнить научные данные и художественное изложение, попробовать дать оценку историческим персоналиям, используя знания по истории и литературе. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "Верно или неверно?".
-
Урок литературного чтения в 4-м классе "Л.Н. Толстой "Детство". Главы из повести. Глава 1. "Учитель Карл Иванович"" 2012
Урок-исследование совершенствует чтение и понимания текста, развивает интерес к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, формирует навыки исследовательской деятельности. Выставка рисунков, инсценирование текста позволяют эмоционально и эстетически переживать прочитанное. На уроке создается творческая учебно-поисковая обстановка, имеющая четкую мотивацию действий, адекватную рефлексию.
-
Открытый урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского "Черная курица" 2012
Цель занятия – раскрытие идейного содержания сказки через анализ текста; расширение знаний о литературной сказке, словарного запаса; развитие монологической и диалогической речи, навыков выразительного чтения, мыслительной деятельности учащихся – умение анализировать, синтезировать, обобщать; формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей.
-
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Шинель" на тему "Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя" 2012
В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности. В 9-м классе мы работаем над общей темой «Автор – образ – читатель» по программе А.Г. Кутузова. Продолжаем учиться интерпретации произведений, стараясь подняться ещё на одну трудную ступеньку «к высокому званию настоящего читателя, способного разгадать послание создателя произведения к своим читателям-соавторам. Причем не только современникам, но и потомкам». Предлагаю урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».
-
Проект по литературному чтению во 2-м классе. Тема: "Э.Успенский. "Крокодил Гена и его друзья"" 2012
Урок-проект по литературному чтению во 2-м классе представляет собой презентацию и оценку результатов и процесса проектной деятельности. Ознакомившись полностью с литературным произведением, ребята разбиваются на группы, собирают и обрабатывают материал, готовят кроссворды, викторины, сценку, оформление. По результатам собранного детьми материала составлен конспект и проведен данный урок.
-
Урок в 7-м классе по творчеству А.П. Чехова. Тема: "Человек прекрасной и сильной души" 2012
Статья представляет собой разработку урока (2 часа) по биографии А.П. Чехова с использованием компьютерной презентации. Материал содержит сведения, позволяющие познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Различные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, развивают творческие способности учащихся, готовят к дальнейшему восприятию произведений Антона Павловича Чехова.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "… Отечество нам Царское Село!" 2012
Представлен сценарий спектакля. Композиция подготовлена к 200-летию открытия Лицея. В спектакле учащиеся читают стихи не только самого поэта, его друзей-лицеистов, других известных поэтов, но и собственные стихи, посвященные Лицею и лицейской дружбе.
-
Урок литературы в 5-м классе "О Волга! Колыбель моя" 2012
Урок в 5-м классе расширяет представление учащихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, о роли Волги в его судьбе ; формирует у учащихся коммуникативные навыки, развивает речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова, высокое гражданское чувство, любовь к родине, сострадание к угнетенным, ощущение прелести русской природы.
-
Литературный турнир для учащихся 5–8-х, 9–11-х классов 2012
Форма литературного турнира позволяет повысить интерес учащихся к изучаемым произведениям, активизировать их работу на уроке и творческое осмысление программного материала. Предлагаемый материал содержит сценарий уроков в форме турнира для 5–8-х и 9–11-х классов. Задания турнира имеют межпредметный характер (литература-музыка, литература-живопись, литература-москвоведение), работают над расширением кругозора учащихся, развитием познавательных способностей.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Распахни окно" (образы русской природы в фотографиях, музыке, поэзии XIX–XX веков) 2012
Урок помогает создать условия для развития речи, творческого воображения средствами ИКТ и интерактивных технологий; подготовить к написанию творческой письменной работы (эссе, миниатюра, стихотворение).
-
Разработка урока "История создания и жанр романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
В данной разработке исследованы жизненный и творческий путь М.А. Булгакова. Особую ценность представляет цель работы: сохранять и пропагандировать творчество писателя, так как оно раскрывает историческое прошлое, провозглашает вечные ценности жизни.
-
Урок "Анализ рассказа "Бирюк" И.С.Тургенева" 2012
Цель урока: создание условий для развития языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
-
Урок-повторение и обобщение знаний по творчеситву А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2012
На заключительном уроке по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе целесообразно провести аналитическую работу, раскрывающую своеобразие сказочного творчества автора. Урок построен с учетом требований учебного процесса, полностью основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по литературе и проверить знание учащихся сказки и творчества великого писателя.
-
Уроки нравственности Мустая Карима 2012
На уроке учащиеся изучают биографию и творческий путь М.Карима, извлекают нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана. Учитель прививает ребятам чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
-
Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция" 2012
На уроке у учащихся формируются коммуникативные умения, необходимые для построения текста, правильного понимания структурных особенностей художественного произведения. Развиваются навыки выразительного чтения, совершенствуется умение создавать устное публичное и монологическое выступление, анализировать текст.