Литература
-
Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова "Свободолюбивый характер Мцыри" 2012
На уроке анализируется поэма "Мцыри", раскрываются особенности характера главного героя, определяются способы изображения образа главного героя поэмы. Систематизируются знания по теме.
-
Тема урока: "В художественном мире Бориса Пастернака" 2012
Автор знакомит учащихся с художественным миром Б.Пастернака. Формирует мировоззрение учащихся. Развивает стремление познать законы мироздания, творческую активность учащихся.
-
Урок литературного чтения "Народные колыбельные песни. Колыбельные песни в обработке Т.Белозерова". 2-й класс 2012
Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества, литературы родного края.
-
Урок литературного чтения "Решение проектных задач на примере произведения Л.Н. Толстого "Прыжок"". 3-й класс 2012
Урок проводится по программе "Школа России". В процессе урока дети учатся работать в группах, решают проектные задачи, учатся преобразовывать художественный текст от лица героев, развиваются творческие способности детей. На уроке используется презентация.
-
Библия для детей. Ветхий Завет 2012
На уроке дети впервые знакомятся со словом Божиим. Даются первые понятия, представления о Боге, значении Библии для человека. Урок – необычное путешествие в Слово Божие.
-
Урок-исследование поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2012
Осенью 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Урок-исследование поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящен "любимому детищу" Некрасова. В процессе предварительной работы, а также на занятии, во время обмена информацией сделать выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, какова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сегодня.
-
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова "Круг". 11-й класс 2012
Урок входит в серию "Писатели русского зарубежья" и знакомит учащихся с особенностями творчества В.Набокова, с рассказом "Круг". Анализ текста "вслед за автором" помогает учащимся увидеть необычность художественной манеры писателя. Набоков не только пишет, но и учит читать по-новому.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе в средней школе 2012
Подготовка к сдаче экзамена по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись уже с 5-го класса. В статье приведены некоторые виды практических работ для шестиклассников.
-
Пушкин и лицей 2012
Урок дает представление об исторических предпосылках открытия Царскосельского лицея, показывает, как лицей повлиял на формирование личности А.С. Пушкина.
-
Читательская конференция: "Писатель А.В. Костюнин и его произведения"
2012
Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное, формировать у детей навыки публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, на богатом материале рассказов Костюнина воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
-
Сценарий проведения урока-презентации "Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество"
2012
Урок-презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова» подготовлен для учащихся 5–7-х классов. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П. Чехова; повысить интерес к творчеству писателя; развить познавательные и творческие способности учащихся; воспитать информационную культуру учеников.
-
Урок внеклассного ятения в 8-м классе по произведению Р.Брэдбери "Улыбка"
2012
В школьном курсе рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» не изучается, хотя в этом произведении поднимается проблема варварства и вандализма. Презентация поможет учителям в работе.
-
Пространство и время в лирике А.А. Ахматовой 2012
Рассматривается проблема взаимоотношения личности и государства в творчестве А.А. Ахматовой, сопоставляются исторические события, факты биографии поэтессы и их отражение в ее произведениях.
-
Внеклассная работа: "Листая прошлого страницы. Античный театр" 2012
Проект может быть использован как при внеклассной работе, так и при изучении античной литературы в 9-м классе. Задачами работы является привлечение интереса учащихся к изучению литературы, истории, театрального искусства, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, умения работать в коллективе, обогащение словарного запаса учеников. Работая над проектом, учащиеся выявляют связь современного театра и античного, узнают истоки возникновения трех единств в литературе.
-
Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка" 2012
В ходе урока по повести «Ася» И.С.Тургенева учащимся предлагается решение «проблемной» литературной задачи, способствующей глубокому раскрытию образов главных героев. Почему несчастливы г-н Н.Н. и Ася, хотя оба любят друг друга? Учащиеся делают свои «открытия»: г-н Н.Н. как бы «запаздывает во времени», а счастье уходит безвозвратно. Несовпадение во времени делает их счастье невозможным.
-
"Слово – полководец человечьей силы" В.Маяковский 2012
Обобщающий урок по работе со справочной литературой проводится в конце 9-го класса, дает возможность закрепить навыки работы со словарями и справочной литературой, разъясняет функции школьной библиотеки, позволяет учащимся осознать, что книги таят в себе много интересного. На уроке значительно расширяется кругозор детей, они взаимно обогащают друг друга. Урок сочетает в себе традиционную форму работы с книгой и ИКТ.
-
Урок-введение "Литература Восточной Сибири". 10-й класс
2012
Урок-введение готовит учащихся к изучению предмета регионального компонента по программе, разработанной учителем. Презентация к уроку погружает учащихся в мир литературы родного края, нацеливает на интересную плодотворную работу по курсу, пробуждает живой интерес к творчеству авторов.
-
Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности 2012
В статье описаны методы развития литературных способностей учащихся, которые помогают выявлять творческие способности школьников.
-
Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы 2012
Цель: повышение качества обучения русскому языку и литературе, совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через Интернет-ресурсы. Сегодня в изучении литературы все чаще применяются современные технологии. На уроке ученики знакомятся с творчеством поэтессы Серебряного века А.Ахматовой.
-
Урок литературы "Ах, война, что ж ты сделала, подлая" (образ Пети Ростова на страницах романа "Война и мир")
2012
Статья содержит конспект урока литературы в 10-м классе по теме: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Важную роль в изучении романа-эпопеи играет анализ отдельных образов и эпизодов. Работа на уроке поможет десятиклассникам определить значение войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова. Урок сопровождается презентацией.
-
Программа "Искусство анализа художественного произведения" 2012
Цель: помочь учащимся в освоении и осмыслении анализа эпического, драматического и лирического произведения; отработать навыки анализа произведений.
-
Защита проекта "Загадка Тэффи" 2012
Проект учит принимать решения, брать ответственность на себя; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. Требования к участникам: владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, юного художника и зрителя, владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, Интернет и др.
-
Урок литературы по теме "Рисование и литература. Рисунки Пушкина". 9-й класс
2012
Урок литературы в 9-м классе знакомит учащихся с творчеством Пушкина-художника. Объясняются такие понятия, как «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению, учащиеся знакомятся с классификацией и спецификой пушкинского рисунка. Задачи урока: глубокое осмысление прочитанного через рисунок.
-
Урок развития речи "Остап и Андрий" 2012
Урок литературы в 6-м классе по программе М.Б. Ладыгина органично вписывается в систему занятий по развитию речи, систематизирует знания учащихся по теории литературы, закрепляет умение анализировать классические произведения, синтезировать и обобщать, развивает творческие способности учащихся, учит создавать оригинальные произведения.
-
Проблемы нравственного характера в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2012
Прошло уже более 170 лет, но роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка" не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение этого произведения.
-
Семантика имен собственных и их роль в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2012
Цель урока – показать содержательную сторону имен собственных в художественном пространстве романа «Евгений Онегин», их роль в раскрытии характеров героев, осмыслении авторского замысла писателя и идеи произведения.
-
Развитие речи. Комплексный анализ текста. 8–9-е классы 2012
Учащиеся совершенствуют речь, рассуждение на заданную тему. Учатся анализировать текст, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте. Получают представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, глаголов в повествовании, текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.
-
Тема урока: "На рыбачьей тропе" (по произведениям Е.И. Носова "Белый гусь", "Живое пламя"). 5-й класс 2012
Цель урока: приобщение учащихся к сокровищницам литературы, воспитание интереса к творчеству курских писателей и поэтов, желание видеть красоту родного края, понимать язык природы и быть бережным ее защитником. Ученики знакомятся с творчеством Е.И. Носова. Учатся связывать прошлое с настоящим, испытывать любовь к Отечеству.
-
Урок-исследование "Путешествие по календарю" 2012
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
-
Эстетическое воспитание на уроках литературы 2012
Изучение произведений литературы должно сопровождаться различными видами искусства: музыкой, живописью, театром, кино. Цель эстетического воздействия литературы на молодое поколение – в духовном и нравственном росте молодых людей.