Цель. Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.
Вопросы.
- Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Какого роль первого и последнего предложения в тексте? Что такое абзац и какого роль в тексте?
- Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?
- Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи?
- Какие средства связи используются в текстах разных типов речи?
- Какие существуют типы языка? Каковы приметы различных стилей?
- Как составить партитуру чтения текста?
Практическое задание.
Проанализируйте по предложенным вопросам текст из повести В.Г.Короленко „Слепой музыкант".
- Какова тема и главная мысль текста? Каковы микротемы?
- Какова роль первого и последнего предложения? Каковы ключевые слова?
- Какова роль прилагательных, глаголов, наречий и других частей речи?
- Каков стиль повести? Каковы особенности этого стиля?
- Каков тип речи данного текста? Какова композиция? Сколько абзацев в
тексте и
почему? - Какова связь между предложениями? Каковы средства этой связи?
- Как следует читать данный текст? (Паузы, логические ударения, повышение
и
понижение голоса, темп речи, интонация.) - Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор? Чем это
объясняется?
Какие знаки препинания он употребляет? - Каков лексических состав текста? Чем объясняется употребление терминов?
Каково их лексического значение? - Какой эпиграф можно подобрать к данному тексту?
Примечание: учащихся выбирают один из вопросов, получают текст для анализа, готовят сообщения по выбранному тексту.
Текст для анализа.
В семье Попельских родился слепой ребенок.
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась неделями. Его глаза прояснялись, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом. <...>
Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:
– Скажите инее, отчего он такой?
– Какой? – равнодушно переспрашивали посторонние.
– Он ничем не отличается от других детей такого возраста.
– Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...
– Дитя не может еще координировать движения рук с зрительными впечатлениями, – ответил доктор.
– Отчего же он смотрит все в одном направлении? Он...он слеп? – вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.
Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди.
Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущенным видом:
– К сожалению, сударыня, вы не ошиблись.. .Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно...
Мать выслушала это известие с спокойной грустью.
Я знала давно, – сказала она тихо”.
Ход урока
Урок начинается с вопроса учителя: из чего состоит наша речь, устная и письменная? Учащиеся обычно отвечают: из звуков, из слов или из предложений.
Учитель произносит: “А, о, в, у!” Спрашивает: „Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?"
Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.
Задание:
Подберите несколько предложений, связанных темой “Грибы”.
Хорошо прогуляться в августе после теплого дождичка по лесу. В лесу растут грибы, и мы наверняка вернемся с полными корзинами. И налюбуемся удивительными картинами. Увидим шляпку сыроежки, полную воды, наткнемся на толстоногого боровичка с семейкой.
Прошли дожди – пора готовить корзины. В лесу уже растут грибы! Завтра часов в 5 отправляемся в лес. Нас ждет великолепная прогулка.
Вопрос:
Что у нас случилось? (Связанный текст.)
Далее учащиеся традиционно для урока знакомят своих товарищей с литературой, к которой они обратились, готовясь к уроку, записывают тему и делают сообщения по предложенным ранее вопросам.
Основными положениями их выступлений должно быть следующее.
Текст (лат. textum) – TKaHb, соединение, сплетение. (Русский язык. Энциклопедия.)
Текст-произведение речи(высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. (Этимологический словарь.)
Однокоренные слова: текстология – отрасль филологической науки, занимающейся установлением точного текста литературных памятников или исторических документов для их научного издания; текстуальный – дословный, буквально воспроизводящий какой-либо текст. Текст может состоять из нескольких предложений, а может быть целой книгой.
Отличительные черты текста – это:
- Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;
- Тематическое единство;
- Грамматическая связь между предложениями.
Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.
Тематика – это совокупность тем.
Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты
плана раскрытия всей темы).
Главная (основная) мысль выражается в заглавии или в приложении текста и в общей направленности его.
Велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.
Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.
В русском языке выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Тип речи зависит от цели высказывания.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?
Описание – словесного изображение какого-либо явления действительности описание предмета, описание человека – портрет, описание природы – пейзаж, описание внутреннего убранства помещения – интерьер). Главный вопрос – какой? Рассуждение– обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему?
У каждого типа речи своя композиция.
Описание (параллельная связь) |
Повествование (цепная связь) Кульминация экспозиция-завязка развязка |
Рассуждение (цепная связь) 1. Тезис 2. Доказательство 3. Вывод |
(Можно поменять и причинной связи предложения местами) | (Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.) | (Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.) |
Рассказывая о стилях речи, учащиеся называют стили: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, стиль художественной литературы; отмечают зависимость от цели высказывания, сферы употребления; называют языковые приметы.
После обобщения известных учащимся знаний о тексте следует практическая часть, предполагающая проверку умений учащихся анализировать текст. Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи школьников.
Сначала учащиеся фронтально по предложенным в домашнем практическом задании вопросам анализируют стихотворение Людмилы Татьяничевой:
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
Учащиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой – материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором
образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная
мысль.
Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Тип
речи повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает
женщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи –
текстуальные
синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит-делает сильнее; я –
они).
Средством связи являются и видовременные формы глаголов и причастия(говорят – отдаю, старит – несовершенного вида, настоящего времени; смогу ответить – совершенного вида, будущего времени; отданная – совершенного вида, прошедшего времени, делает – последний глагол обозначает постоянное действие – несовершенного вида, настоящего времени). Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ: вопросительное – повествовательное предложение. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.
Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры (тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня). Показывая отрицательное отношение к тем, кто осуждает безмерную материнскую любовь, автор употребляет выразительнейшее прилагательное бесстрастным (сердцам), синонимами к которому являются слова: равнодушный, безучастный, бесчувственный. Но в ряду этих синонимов самым эмоционально сильным оказывается именно тот, что принадлежит Л. Татьяничевой: бесстрастным. Сравнение как броня усиливает значение эпитета, от него веет металлом (Броня – 1) в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.п.) Эти слова подчеркивают противопоставленное им сильное чувство – любовь, да еще материнская.
После анализа учащиеся читают стихотворение с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение.
Затем обращаемся к анализу отрывка из повести В. Г. Короленко „Слепой музыкант". Поскольку анализ был домашним заданием, начинаем с выразительного чтения текста. Затем выясняем, какие возможны эпиграфы к нему, пример:
Легче сердце свое казнить,
Легче с разумом быть в раздоре,
С материнским горем
Сравнить
Можно лишь материнское горе...
Л. ТатьяничеваКоль рано матери седеют –
Не только возраст виноват.
С.ВикуловТы одна мне помощь и отрада...
С.Есенин
Далее следует выступление учащихся по вопросам к анализу текста. Темой текста является рождение слепого ребенка, ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатление – слеп – офтальмолог – глаза – слеп -. Страшное для матери слово “слеп” сначала произносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.
Микротемы:
- Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.
- Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.
- Первый осмотр мальчика доктором.
- Беспредельная боль души матери.
- Диагноз доктора.
- Спокойная грусть матери.
Главная мысль автора – о безмерности материнского горя и мужества матери, ее готовности и способности выдержать все из любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами: с беспокойством, сравнением как испуганная горлица; страшная догадка, плакала и билась, как подстреленная птица(сравнение), а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста.
Мать выслушала это известие с спокойной грустью.
– Я знала давно, – сказала она тихо.
Здесь очень выразителен эпитет спокойной грустью, психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка.
Горе ее, безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречие тихо.
Учащиеся предлагают озаглавить текст по главной мысли – “Материнское горе”.
Определяя стиль речи как художественный, школьники обращают внимание на указанные выше сравнение, на эпитеты – прилагательные, выполняющие не только рисующие, но и эмоционально-оценивающие функции в тексте. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.
Тип речи – повествование: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и развязкой. Кульминация – догадка матери: “.. .он слеп?” Развязка – приговор офтальмолога.
Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальная синонимами; грамматическими: местоимениями, однокоренными словами, чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида.
В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются глаголами совершенного вида.
В качестве синтаксических средств связи В. Г. Короленко использует обратный порядок слов уже в первом предложении, где подлежащее с определением поставлено в конец, а во втором предложении логическое ударение на слове этого еще раз подчеркивает это страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения подчеркивает взгляд новорожденного ребенка. Следующие бессоюзные предложения перечисляют факты, казалось бы обычные для новорожденного. Но следующие за ними предложении начинается с союза но, заставляющего сразу насторожиться. Напряжение ситуации автор передает и с помощью вопросительных предложений, и с помощью многоточия, которое “начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти” (А.А.Барсов).
Конец текста соединяется с началом выражением это известие, с первого предложения мы знаем, какое это известие: новорожденный слеп.
Учащиеся объясняют лексическое значение слова офтальмолог (специалист по глазным болезням) и его роль в тексте, координировать(согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями). Считают, что употребление терминов здесь делает более неопровержимым и страшным диагноз врача.
После анализа текст еще раз читается вслух; возможно, это сделает сам учитель. Затем учащиеся предлагается творческое задание – ответить на вопросы:
- Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В. Г. Короленко о матери и ее слепом ребенке?
- Что обозначают слова, заключающие эпизод повести?
Заключение.
При таком анализе текст оказывается мощным средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут по следам урока. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура.
Литература
- ВласеноковаА.И., РубченковаЛ.М. Русский язык 10–11 класс. – М.: Просвещение, 1998.
- Голуб КБ., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.– М: Просвещение, 1988.
- Гончаров И.Ф. Подвинут я тобою. Слово о матери.– Л.: Детская литература, 1988.
- Ломизов А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. – М: Просвещение, 1986.
- Никитина Е.И. Русская речь. 5–7 класс – М.: Просвещение, 1992.
- Никитина Е.И. Русская речь. 8–9 класс – М.: Просвещение, 1995.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. – М., 1986.
- Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.– „Русский язык в школе", № 5, 1998.
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – СПб., 1994.
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2002.
- Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологиеский словарь. – М., 1975.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.: Просвещение, 1984.