Раскрытие литературных способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной деятельности

Разделы: Литература


Поэзия жизни неиссякаема, и она будет существовать, пока существует человек-художник в самом широком смысле этого слова...

В сентябре 2008 года в нашем городе прошёл творческий конкурс “Я славлю тебя, Краснодар”. Наша гимназия приняла в нём активное участие. Результат – семь дипломантов от младшего до старшего возраста. Денисова Анастасия (X класс) стала победительницей конкурса.

Такому итогу способствовала целенаправленная и кропотливая работа учителей словесности, которые, выявляя талантливых детей, обучали их мастерству стихосложения, знакомили с жанровыми особенностями произведений, прививали любовь к родному слову.

В чём же смысл таких конкурсов? Через творчество ребёнка идёт процесс самовыражения, становления личности. Творческий человек в любой профессии будет стремиться повышать качественный уровень своей практической деятельности, придавая ей неформальный, новаторский характер. Творческие конкурсы дают человеку возможность поделиться, высказаться, реализовать свой жизненный опыт, вскрыть пласт эмоций. Продолжить эту работу ребёнок может в гимназии, посещая специальный курс “Литературное творчество и журналистика”. Одарённые дети могут попробовать свои силы и в ежегодном конкурсе “Золотое перо”.

На конкурс “Золотое перо” от нашей гимназии было представлено очень много работ. Результат – 14 дипломантов и участие в литературном празднике. К конкурсу были предложены работы разных жанров: стихи, рассказы, басни, легенды, песни, сказки, лирические миниатюры, оды, дневники. Ребята обращались к разным темам: писали об осени, о Пушкине, делились своим настроением, звучали лермонтовские и булгаковские мотивы... А в гимназии в это время начали выпускать журнал по материалам конкурсов.

Но самый первый этап работы над раскрытием творческой личности ученика начинается на уроке: учитель должен развивать изначальную активность пытливого детского ума, будить любознательность, интерес, потребность в знании, труде и творчестве. Путь этот не так прост: от умения складывать слоги в слова до понимания, переживания прочитанного, осознания – к собственному творению. В статье “Мои читатели” М. М. Пришвин самым любимым назвал читателя-творца, который прочитанное сливает с собственным личным опытом и продолжает творчество автора.

В неподготовленном классе, как правило, основная масса учащихся предметом оценки литературного героя делает его характер и поступки, а важно научить учитывать авторское отношение к нему. В данном случае речь идёт не только о нравственной оценке персонажа (несомненно, важно!),но и об оценке художественного образа. С первых шагов в литературе ребят необходимо учить вниманию к писательскому мастерству (портрет, речевая характеристика, жизнь души и т. д.). В этом очень помогает такая форма работы, как отзыв. Если в отзыве есть идея, безусловно, хорошо, но как далеко порой всё это от конкретного содержания, от авторского замысла! Отзыв не должен быть безликим и формальным, главное в нём – чувства от прочитанного, личностные суждения.

Как же учить правильно и творчески оценивать прочитанное? Вот несколько апробированных примеров:

  1. Подготовительный этап. Можно предложить поразмышлять, представить, что было бы с нами, если бы мы утратили способность оценивать. Выясняется, что мир бы не исчез, но лишился бы красок и разнообразия.
  2. Уместны высказывания и признания великих людей об их ощущениях при встрече с новым произведением. Например, Л. Н. Толстой всегда думал об авторе: что нового скажешь ты мне о жизни, что ты за человек?
  3. Возможен приём обращения к строкам писателей, адресованным непосредственно читателю. Вспомним прощание с читателем А. С. Пушкина в романе “Евгений Онегин”...
  4. В подготовленном классе можно предложить сопоставить несколько ученических отзывов, написанных на одно и то же произведение.

Творческий процесс постижения художественного произведения очень сложный, требует напряжения мысли, мобилизации чувств, использования жизненного опыта. Помогает этому процессу на уроках литературы объединение с другими предметами.

Тихо и грустно звучат строки прекрасных стихов Некрасова:

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.

Фоном им – музыка. (Пьеса “Ноябрь” из сборника П. И, Чайковского “Времена года”.). Как естественно она помогает включиться творческому воображению читателя!... Чтобы научить тонко чувствовать, сопоставлять, художественно мыслить, необходимо систематически включать музыку в уроки литературы. Неотделимо пушкинское описание появления Черномора в поэме “Руслан и Людмила” от “Марша Черномора” из оперы М. И. Глинки. Такой синтез – путь к фантазии, устному рисованию, к звукам и краскам. Только не следует подробно анализировать музыку, нельзя раскрывать тайну, тогда мир чувств ребёнка приблизится к духовному миру героя.

Велико значение живописи на уроках литературы. “Любите живопись, поэты...” – писал Н. Заболоцкий. Она помогает развитию у учеников художественной наблюдательности, эстетической восприимчивости, эмоциональной отзывчивости. Живопись пробуждает способность “видеть” красоту слова, его выразительность, развивает воображение, вызывает ассоциативные связи. Вот почему на уроках литературы я часто предлагаю учащимся нарисовать иллюстрации к художественным произведениям, портреты литературных героев. Удачная форма работы – цветопись: через цвет ребёнок идёт к слову; рисунки-символы помогают в работе с деталью.

В X классе, раскрывая тему “Петербург Достоевского”, предлагаю учащимся отметить краски, которые использовал автор, описывая город-монстр. Эффект поразительный: город ожил, подавив читателя своей мрачностью, нищетой и жестокостью, а когда к цвету добавили запахи – город стал даже осязаемым...