Урок развития речи "Остап и Андрий"

Разделы: Литература


Цели:

  • совершенствовать навык составления сравнительной характеристики героев, осуществлять анализ, синтез, систематизацию материала текста произведения;
  • обучать навыкам анализа текста, работе с изобразительно-выразительными средствами языка;
  • развивать творческие способности, создавать устные и письменные монологические высказывания.

ХОД УРОКА

Слово учителя. На уроках мы говорили о том, что Тарас – «один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век... Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». Тарас жил «для сабли, для товарищей, для бражничества». Так он воспитан, так воспитывает и своих сыновей. Или я не права?
Вот взрослые дети Тараса – насколько они похожи на отца? Какие встречи ждут их впереди? О ком из братьев скажет автор эти слова:
«Чем бы не козак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Он «выносил терзания и пытки, как исполин». Здесь, в этих строках, итог жизни братьев, какой прием использует автор? Антитезу или противопоставление.
Давайте определим, а использует ли автор этот приём, рассказывая нам о жизни героев? Что у них общего, чем они похожи? Они родные братья, один и другой «двадцати с лишком лет», оба учились в бурсе.
Чем необычна их жизнь в бурсе? Остап «в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза… покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый. Если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки. Если не выучится в академии всем наукам». С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. Но «никак не избавлялся неумолимых розг». Остап считался одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другим в дерзких предприятиях…, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака…, и никогда, ни при каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он имел доброту в том виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову. О бедной матери думает Остап, отправляясь в Сечь.
Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер». С кем сравнивает Андрия автор? Конечно, с Остапом, это определение его характера… «Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увёртываться от наказания, тогда как брат его Остап… скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешел за восемнадцать лет. О ком думает Андрий, когда все всадники едут молчаливо? А Тарас?
Вспомните встречу братьев с отцом в родительском доме, не там ли определится противостояние, не там ли, вольно или невольно, отец назовет то, что погубит Андрия? Остап скажет, что «как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» Тарас одобрит такое проявление чувства собственного достоинства: «Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай!» а Андрия назовёт «мазунчиком», маменькиным сынком.
Как чувствуют себя козаки в Сечи? Как преображаются Остап и Андрий среди козаков? Здесь, в Сечи, – вольница, товарищество, братство. Здесь постигается дух товарищества, честность и справедливость, смелость и храбрость, отвага и выносливость, умение метко стрелять, яростно рубить саблей, не знать пощады к врагу, быть верным товарищем, беречь казацкую честь. Что научились делать юноши в Сечи, как их приняли? «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков… они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всём. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения – дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги».
Найдите слова, которыми определяет Тарас воинскую судьбу братьев, что тревожит его в поведении Андрия во время боя, что говорит автор, какие слова находит он для описания отваги младшего брата?
Вспомните, как описывает автор встречу служанки-татарки и Андрия, кто мог остановить его, удержать от неосторожного, сначала не предвещавшего ничего дурного поступка? И старший брат, Остап: «Держите, держите чортова ляха, да ловите коня, коня ловите!» Да и Тарас говорит, что «не доведут … бабы к добру». Андрий стоит ни жив ни мёртв, не имея духа взглянуть в лицо отцу. Так он и будет стоять во время последнего разговора с отцом, перед смертью произнесет имя прекрасной полячки, горькие слова скажет Тарас, пожалеет брата Остап.
Как так случилось, что стала польская красавица дороже всего, что было у Андрия? Найдите слова, которые объяснят нам это. Понимаете ли вы поступок Андрия? Что в его поведении достойно понимания, а что – осуждения? Почему? Как переживает Тарас предательство сына, имел ли он право на такое возмездие, почему?
Как попал в плен Остап, какие качества проявил он вовремя казни? Почему хотел видеть отца? Что значит фраза «кровавые поминки по Остапу»? можете ли вы объяснить такие действия героя?
Как попадает в руки врага Тарас, какие качества проявляются в последних сценах повести, кто из братьев достоин быть названным истинным сыном Тараса Бульбы?
На чьей стороне автор, подтвердите текстом повести. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап «… как исполин». Н. В. Гоголь придает образам Тараса и Остапа черты былинных богатырей, используя гиперболу, говорит, что Остапу « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового «умереть за други своя», вспомните речь Тараса о товариществе.

По ходу урока возможно заполнение таблицы, подбор цитат к презентации, запись в тексте презентации или подготовка материала отдельными учащимися.

Дома предлагаем написать о каждом из братьев или сделать сравнительную характеристику героев письменно.