Цели:
- совершенствовать навык составления сравнительной характеристики героев, осуществлять анализ, синтез, систематизацию материала текста произведения;
- обучать навыкам анализа текста, работе с изобразительно-выразительными средствами языка;
- развивать творческие способности, создавать устные и письменные монологические высказывания.
ХОД УРОКА
Слово учителя. На уроках мы говорили о
том, что Тарас – «один из тех характеров, которые
могли возникнуть в тяжелый XV век... Это было точно
необыкновенное явление русской силы: его вышибло
из народной груди огниво бед». Тарас жил «для
сабли, для товарищей, для бражничества». Так он
воспитан, так воспитывает и своих сыновей. Или я
не права?
Вот взрослые дети Тараса – насколько они похожи
на отца? Какие встречи ждут их впереди? О ком из
братьев скажет автор эти слова:
«Чем бы не козак был? Пропал, пропал бесславно,
как подлая собака!»
Он «выносил терзания и пытки, как исполин». Здесь,
в этих строках, итог жизни братьев, какой прием
использует автор? Антитезу или
противопоставление.
Давайте определим, а использует ли автор этот
приём, рассказывая нам о жизни героев? Что у них
общего, чем они похожи? Они родные братья, один и
другой «двадцати с лишком лет», оба учились в
бурсе.
Чем необычна их жизнь в бурсе? Остап «в первый год
еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и
засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой
букварь в землю, и четыре раза… покупали ему
новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый.
Если бы отец не дал ему торжественного обещания
продержать его в монастырских служках целые
двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не
увидит Запорожья вовеки. Если не выучится в
академии всем наукам». С этого времени Остап
начал с необыкновенным старанием сидеть за
скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. Но
«никак не избавлялся неумолимых розг». Остап
считался одним из лучших товарищей. Он редко
предводительствовал другим в дерзких
предприятиях…, но зато он был всегда одним из
первых, приходивших под знамена предприимчивого
бурсака…, и никогда, ни при каком случае не
выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не
могли заставить его это сделать. Он был суров к
другим побуждениям, кроме войны и разгульной
пирушки; по крайней мере никогда почти о
другом не думал. Он имел доброту в том
виде, в каком она могла только существовать при
таком характере и в тогдашнее время. Он душевно
был тронут слезами бедной матери, и это одно
только его смущало и заставляло задумчиво
опустить голову. О бедной матери думает Остап,
отправляясь в Сечь.
Андрий «имел чувства несколько живее и как-то
более развитые. Он учился охотнее и без
напряжения, с каким обыкновенно принимается
тяжелый и сильный характер». С кем сравнивает
Андрия автор? Конечно, с Остапом, это определение
его характера… «Он был изобретательнее своего
брата; чаще являлся предводителем довольно
опасного предприятия и иногда с помощью
изобретательного ума своего умел увёртываться
от наказания, тогда как брат его Остап… скидал с
себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая
просить о помиловании. Он также кипел жаждою
подвига, но вместе с нею душа его была доступна и
другим чувствам. Потребность любви вспыхнула
в нём живо, когда он перешел за восемнадцать лет.
О ком думает Андрий, когда все всадники едут
молчаливо? А Тарас?
Вспомните встречу братьев с отцом в родительском
доме, не там ли определится противостояние, не
там ли, вольно или невольно, отец назовет то, что
погубит Андрия? Остап скажет, что «как будешь
смеяться, то, ей-богу, поколочу!» Тарас одобрит
такое проявление чувства собственного
достоинства: «Вот так колоти всякого, как меня
тузил. Никому не спускай!» а Андрия назовёт
«мазунчиком», маменькиным сынком.
Как чувствуют себя козаки в Сечи? Как
преображаются Остап и Андрий среди козаков?
Здесь, в Сечи, – вольница, товарищество, братство.
Здесь постигается дух товарищества, честность и
справедливость, смелость и храбрость, отвага и
выносливость, умение метко стрелять, яростно
рубить саблей, не знать пощады к врагу, быть
верным товарищем, беречь казацкую честь. Что
научились делать юноши в Сечи, как их приняли?
«Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету
у козаков… они стали уже заметны между другими
молодыми прямою удалью и удачливостью во всём.
Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр
против течения – дело, за которое новичок
принимался торжественно в козацкие круги».
Найдите слова, которыми определяет Тарас
воинскую судьбу братьев, что тревожит его в
поведении Андрия во время боя, что говорит автор,
какие слова находит он для описания отваги
младшего брата?
Вспомните, как описывает автор встречу
служанки-татарки и Андрия, кто мог остановить
его, удержать от неосторожного, сначала не
предвещавшего ничего дурного поступка? И старший
брат, Остап: «Держите, держите чортова ляха, да
ловите коня, коня ловите!» Да и Тарас говорит, что
«не доведут … бабы к добру». Андрий стоит ни жив
ни мёртв, не имея духа взглянуть в лицо отцу.
Так он и будет стоять во время последнего
разговора с отцом, перед смертью произнесет имя
прекрасной полячки, горькие слова скажет Тарас,
пожалеет брата Остап.
Как так случилось, что стала польская красавица
дороже всего, что было у Андрия? Найдите слова,
которые объяснят нам это. Понимаете ли вы
поступок Андрия? Что в его поведении достойно
понимания, а что – осуждения? Почему? Как
переживает Тарас предательство сына, имел ли он
право на такое возмездие, почему?
Как попал в плен Остап, какие качества проявил он
вовремя казни? Почему хотел видеть отца? Что
значит фраза «кровавые поминки по Остапу»?
можете ли вы объяснить такие действия героя?
Как попадает в руки врага Тарас, какие качества
проявляются в последних сценах повести, кто из
братьев достоин быть названным истинным сыном
Тараса Бульбы?
На чьей стороне автор, подтвердите текстом
повести. Андрий умирает, по словам автора, «
бесславно, как подлая собака». Остап «… как
исполин». Н. В. Гоголь придает образам Тараса и
Остапа черты былинных богатырей, используя
гиперболу, говорит, что Остапу « на роду был
написан битвенный путь и трудное знанье вершить
ратные дела». Как и в Тарасе, в Остапе воплощены
лучшие черты русского человека, готового
«умереть за други своя», вспомните речь Тараса о
товариществе.
По ходу урока возможно заполнение таблицы, подбор цитат к презентации, запись в тексте презентации или подготовка материала отдельными учащимися.
Дома предлагаем написать о каждом из братьев или сделать сравнительную характеристику героев письменно.