I. Пояснительная записка
Цель работы учителя – словесника – воспитать квалифицированного, грамотного читателя. Такого читателя, который воспринимал бы художественные произведения как произведения искусства, видел его достоинства и недостатки, умел отличать “художественное” от “нехудожественного”, искусство от неискусства. Такого читателя, который в постижении художественного произведения не ограничивался бы только знакомством с сюжетом и героями произведения, но мог оценить и самобытность писателя в изображении и постижении мира, в котором живут его персонажи и он сам, видел бы все элементы художественного произведения в их взаимосвязи. Поэтому перед учителем остро встает вопрос о выработке навыков сознательного анализа художественного произведения у школьников. Большая часть уроков литературы в школе – это уроки анализа художественного произведения.
Программа элективного курса “Искусство анализа художественного произведения” рассчитана на учащихся 10-11-го класса.
Цель ее – помочь учащимся в освоении и осмыслении принципов анализа эпического, драматического и лирического произведения; отработать навыки анализа на примере конкретных произведений.
Читатель-школьник проходит сложный путь художественного развития: от наивного реализма, в котором заключены большие возможности нравственного развития младших школьников, дети 10–12 лет переходят на новую ступень, уже начинают разграничивать изображение и действительность, начинают элементарно понимать условность искусства, а в 13–14 лет у них происходит новый сдвиг в восприятии, связанный с самоутверждением личности.
Учащиеся старшего возраста стремятся глубже понять связь литературы с жизнью, поэтому одна из главных задач изучения литературы в школе заключается в том, чтобы привести в гармонию чувства и разум учащихся, чтобы осознанное, аналитическое восприятие обогащало эмоциональное.
Литература:
- Бахтин М.М. “Проблема текста… Эстетика словесного творчества”, М., 1979.
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. “Изучение теории литературы в средней школе”, М., “Просвещение”, 1983.
- Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. “Поэтика. Комплексный анализ художественного текста”, М., 1994.
- Есин А.Б. “Принципы и приемы анализа литературного произведения”, М., “Наука”, 1999.
II. Программа элективного курса
“Искусство анализа художественного произведения”
№ заня-тия |
Тема |
Содержание и формы работы |
Кол-во часов |
Художественные произведения |
1 |
Введение. Диагностика и коррекция читательского развития |
Тестирование |
1 |
|
2 |
Художественное произведение и его функции |
Познавательная, оценочная, воспитательная и эстетическая функции художественного произведения. Их взаимосвязь |
1 |
А.С. Пушкин |
3-4 |
Писатель и эпоха. Идеалы художника, его мировоззрение. Связь мировоззрения и творчества художника. |
Проблемы, связанные с понятием автора художественного произведения |
2 |
И.С. Тургенев |
9-10 |
Понятие об идейном мире произведения |
Авторские оценки произведения, авторский идеал, пафос произведения. Соотношение темы, проблемы и идеи. |
2 |
И.С. Тургенев |
11-13 |
Анализ художественной формы произведения. Художественная реальность, созданная писателем в произведении. Понятие о художественной детали. | Внешние и психологические детали. Разновидности внешних деталей (портретные, пейзажные, вещные). |
3 |
А.П. Чехов |
14 |
Понятие о психологизме |
Основные приемы психологизма (повествование от 1 и от 3 лица), психологический анализ и самоанализ, внутренний монолог. |
1 |
Л.Н. Толстой “Война и мир” Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” |
15-16 |
Практикум по анализу художественного произведения |
Работа с текстом художественного произведения (определить основные приемы психологизма) |
2 |
М.Ю. Лермонтов |
17-19 |
Художественная речь. Изобразительные средства художественной речи. Язык действующих лиц. |
Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности. Метафоричность как свойство мышления. Практикум. |
3 |
М.Е. Салтыков-Щедрин Лирика С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского |
23-24 |
Анализ произведения в аспекте рода и жанра. Анализ драматического произведения |
Понятие о конфликте драматического произведения. Построение драматического произведения. Жанры драматических произведений (комедия, драма, трагедия) | 2 |
Пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова М. Булгаков “Дни Турбиных” |
25-26 |
Анализ лирического произведения | Особенности лирики как литературного рода. План анализа лирического произведения. Практическая работа |
2 |
Стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, М. Цветаевой, А. Ахматовой |
27-28 |
Рассказ как малая форма эпического произведения |
Особенности композиции рассказа. Новелла – жанровая разновидность рассказа |
2 |
Рассказы В. Шукшина |
29 |
Особенности повести как эпического жанра. Роман как крупный жанр эпоса |
Романная проблематика. Особенности романа-эпопеи | 1 |
Романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого |
30 |
Басня, баллада, поэма как жанры эпоса |
Особенности сюжета и композиции |
1 |
Басни И.А. Крылова, баллады В.А. Жуковского |
31-32 |
Типология анализа художественного произведения. Лингвистический анализ. Литературоведческий анализ. Контекстная форма анализа |
Типы анализа художественного произведения в зависимости от цели анализа. Виды контекста (контекст литературной традиции, биографический контекст, историко-культурный контекст, философский контекст) |
2 |
А.С. Пушкин “Арион”, Стихотворения в прозе И.С. Тургенева |
33-34 |
Практикум по целостному анализу художественного произведения |
2 |