Цели.
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2005.
План урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3. Организация совместного целеполагания.
4. Проверка домашнего задания.
А) лексическая работа.
Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).
5. Формирование знаний и умений.
А) аналитическая беседа
Б) выборочное чтение
В) самостоятельная работа
Г) Групповая работа
6. Закрепление знаний и умений.
А) создание проблемной ситуации.
Б) эвристическая беседа
7. Рефлексия.
8. Организация домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
- Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)
- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь.
- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.
3. Организация совместного целеполагания.
Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”, формулировка цели:
Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.
…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у
этого Мцыри!
В.Г. Белинский
- Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)
- А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?
4. Проверка д/з.
А) Лексическая работа.
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.
- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)
Б) Сообщение ученика. История Мцыри.
- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
5. Формирование знаний и умений.
А) Аналитическая беседа
I. Жизнь Мцыри в монастыре Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.
Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц (см. Приложение), отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)
Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением).
- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?
- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.
(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)
II. - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как
одну, но только полную тревог, я променял бы, если
мог.
Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди
другой, хоть незнакомой, но родной.
Вывод: Какая же черта характера двигала им?
Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
- Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)
Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме
- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)
Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.
- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега.
- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя)
- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.
В) Самостоятельная работа.
- В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.
- Почему так много художественных приемов в одном описании?
Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.
- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)
Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).
- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)
III. - Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?
- Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.
- Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.
- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)
- Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)
Г) Групповая работа.
– В третьем задании карточки (см. Приложение) прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)
Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
IV. - Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)
- А что значит, жить для вас?
6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри.
В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
А) Создание проблемной ситуации.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
- Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.
- Он узнал, что смел, бесстрашен.
- Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.
- Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.
- Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры. (Зачитываются записи из тетради)
Гиперболы: о . я как брат обняться с тучей был бы рад; рукою молнию ловил…
Метафоры: я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской, я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: я сам, как зверь, был чужд людей, сравнение в тепличным цветком.
- В чем же заключается особенность характера Мцыри?
Мцыри – это могучая натура. Он стремится к счастью, которое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления.
Б) Эвристическая беседа. Романтический герой Мцыри.
- Давайте вспомним, на прошлом уроке к какому литературному направлению мы отнесли поэму “Мцыри” и почему? (Это романтическая поэма, так как Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов.
Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и мощной Кавказской природы, символом величия, непокорности и свободы являются горы)
- А если поэма романтическая, то кем будет герой? Романтиком, так как для романтика жизнь – борьба.
7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос.
- Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке. (Cм. Приложение)
8. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.
- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту.
Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):
- Что для Мцыри свобода?
- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?