Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»

В.Г.Белинский.

Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
  • обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;
  • развивать познавательную активность;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

Уроки литературы – это прежде всего уроки нравственности. Уроки литературы как никакой другой школьный предмет помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации: умение восхищаться окружающим миром, противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви.

Современный учитель – философски образованный человек, с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Это творческий человек, ищущий новые подходы в обучении, умеющий схватывать все новое, осмысливать его и применять в своей работе. Он ставит перед собой задачу воспитания и формирования интеллектуальной, свободно мыслящей, гармоничной личности. Чтобы соответствовать таким требованиям, учитель обречен на непрерывное самообразование.

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности – в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного, двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям учащихся, стать ступенью для повышения эффективности учебного процесса.

В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично выходит за пределы класса, «уходит» от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в том числе в виртуальное пространство. Современный учитель должен уметь эффективно пользоваться этими ресурсами.

В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты и.т.д. Таким образом, для учителей открывается интересная перспектива использования интернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения в образовательной школе, установления обратной связи «учитель-ученик», позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию и вариативность образования, подготовить учащихся к непрерывному образованию.

Подводя итоги, скажем, что использование интернет-ресурсов, безусловно, играет большую роль в учебном процессе, повышает его эффективность и качество знаний учащихся.

Класс: 11

Тема: Цветы в лирике А.А.Ахматовой

Цели и задачи:

  • продолжить знакомство с лирикой Ахматовой;
  • рассказать об основных темах и мотивах ахматовской лирики;
  • помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста Ахматовой;
  • прививать ученикам чувство глубокого уважения к красоте;
  • содействовать формированию эмоциональной сферы учащихся , через лирику Ахматовой.

Оборудование: ИКТ, портрет Ахматовой, сборники ее стихов.

Эпиграф к уроку: «Как ароматен точностью язык!»

ХОД УРОКА

– О творчестве и жизни А.А.Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века.
А сегодня мы коснемся красоты духовного мира поэтессы. Через что она раскрывает нам свой духовный мир? (Ответы учащихся: У каждого поэта есть свой мир)
А я думаю, через цветы, потому что цветок радует нас, вдохновляет, олицетворяет…
Язык цветов дает возможность выражать свои намерения и чувства без слов.
– Теперь я приглашаю вас сегодня в удивительный мир, наполненный любовью, красотой, умением радовать и радоваться.

(Слайд 1): Тема нашего урока: «Цветы в лирике А.Ахматовой»
Эпиграф урока: «Как ароматен точностью язык!..»
– Почему именно цветы? Какую роль они играют в лирике А.Ахматовой? На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.
С давних пор люди пользовались «языком цветов». Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить и уважение, и любовь.
Ахматова в последнем творчестве возвращается к прошлому, воспоминания невольно заставляют сравнивать его с настоящим.

(Слайд 2): Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики. Ее цветы реальны, видимы, и создается впечатление, что мы чувствуем их ароматы, что они имеют определенный цвет, как в стихотворении «Вечерняя комната» из сборника «Вечер»:

(Слайд 3): Я говорю… (стихотворение читает ученик)
– А теперь выпишите из текста названия цветов по столбику, а также значение этих цветов:

Словарная работа: хризантема – вечность…

Белая хризантема как бы замедляет в начале стихотворения его ритм – наряду с невинностью и чистотой белый цвет символизирует – вечность. Однако степенность нарушается «яркими георгинами», что символически можно расшифровать как надежду на перемену, движение.

В ее сборнике «Вечер» «живут» – розы, лилии, маргаритки, левкои, хризантемы, георгины, цветущий шиповник. (Слайд 4).

Но цветы нужны Ахматовой не для того, чтобы создать романтическую обстановку. Тюльпан издавна считается символом признания в любви, красный цвет – это любовь, борьба, мощь, гордость. А «тюльпан в петлице» рождает гамму чувств, которые мы находим в стихотворении «Смятение». (Слайд 5):

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Цветы проходят одним из лейтмотивов не только через лирику, но и через жизнь Ахматовой. Если прибегнуть к словарю цветов, можно сказать, что «скрытой любви, покорности» – ландыш Ахматова предпочла «недосказанность и томительную склонность» – гиацинты. (Записывают в тетрадях)

В «Четках» встречаются упоминания таких цветов, как тюльпан, сирень, розы, гвоздики, мимоза. В сборнике «Белая стая» соседствуют изысканные и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник. В сборниках «Подорожник» и «Anno Domini» роскошные цветы уже не упоминаются столь часто, и появляются полевые цветы, подснежники. Здесь простота преобладает над утонченностью.

Творческим итогом 1935-1948 гг. являются «Седьмая книга» А.Ахматовой. Здесь одуванчик, и крапива, и чертополох, а рядом – нарцисс, роза, резеда, сирень, фиалка, черемуха. Если учитываешь семантику цветов, их символическое значение, то нам откроется смысл стихотворений поэта: черемуха – отрадное чувство, но через «белый траур» мы видим вечную трагедию, драму; крапива, чертополох – предостережение; желтый одуванчик надежда на будущее, стимулирующая к жизни; сирень – чистая любовь; нарцисс – нежность, кротость.

В последние годы жизни Ахматовой из ее творчества цветы почти исчезают, но розы, шиповник, вереск, гвоздики, сирень, фиалка манят нас своим ароматом и красотой…

Цветы, «выращенные» А.Ахматовой на страницах ее сборников, пробуждают в нашей душе чувства красоты, верности, долга. (Слайд 6 – ученик читает стих).

Так звучат в «Беге времени» стихи, обращенные к «Городу Пушкина», где мы также ощущаем одичалость роз и их аромат. Трепетное отношение к Пушкину Ахматова пронесла всю жизнь.

– Итак, мы познакомились с цветочной поэзией Ахматовой.
– Перелистывая страницы ахматовских стихотворений, давайте, теперь мы сами попытаемся сочинить маленькое стихотворение о цветах. (Слайд 7)
– Используя опорные слова, творим красоту. (Ученики работают по группам, защита стихотворений)
– Какие цветы растут в наших краях? (Подснежники, лилии…)
– А вот такие цветы как: тюльпан, розы, георгины, хризантемы, фиалки они тоже могут расти в наше короткое лето, если их посадить заботливыми руками.
– Как вы знаете, у нас проходила декада, посвященная юбилею кандидата педагогических наук Е.Д.Макарова, который работал в рамках программы «Тиэргэн», по его инициативе молодые хозяйки каждое лето украшали свою усадьбу разноцветной радугой цветов, недаром Е.Д.Макаров говорил: «Экология начинается со двора» (плакат)
– Итак, вернемся к теме нашего урока: «Цветы в лирике А.Ахматовой». Давайте, попытаемся ответить на эти вопросы, даем развернутый ответ на вопрос:
– Какую роль играют цветы в лирике Ахматовой?
– Какие чувства пробуждают в нашей душе цветы, «выращенные» Ахматовой?
– И хочется закончить урок словами великого русского писателя Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение «Красота спасет мир».

Использованная литература:

  1. Чурапчинский улус: история, проблемы и перспективы развития:Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования Чурапчинского района, Чурапча, 2005г./сост. А.С.Иустинова и др. Нерюнгри, 2005г.
  2. Воспитательная работа в старших классах
  3. http://images.yandex.ru/?lr=74